АВЕНЮ


Главная "Авеню" >> Электронная библиотека

РИЭЛТОР:  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

1. Субъекты гражданских правоотношений       

1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина. Документы, удостоверяющие личность гражданина
1.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
1.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права

2. Объекты гражданских правоотношений

2.1. Понятие и виды объектов гражданских прав
2.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости
2.3. Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый учет земельных участков и технический учет (техническая инвентаризация) объектов)
2.4. Правовой режим объектов незавершенного строительства

3. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

3.1. Понятие, виды и формы сделок
3.2  Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации
3.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок
3.4. Правовые последствия признания недействительности сделок
3.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность

4. Право собственности и иные вещные права

4.1. Понятие, признаки и виды вещных прав
4.2. Понятие и содержание права собственности
4.3. Способы приобретения права собственности
4.4. Основания прекращения права собственности
4.5. Понятие "правовая природа" и виды ограниченных вещных прав
4.6. Общая собственность. Понятие, основания возникновения и виды общей собственности
4.7. Право общей совместной собственности супругов. Законный и договорный режим имущества супругов

5. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

5.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств
5.2. Понятие договора. Классификация договоров
5.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров
5.4. Договор продажи недвижимости: особенности правового регулирования
5.5. Договор мены недвижимого имущества: содержание, форма. Мена жилых помещений
5.6. Договор ренты и договор пожизненного содержания с иждивением
5.7. Договор дарения: понятие и основные элементы ограничения и запрещение дарения. Договор пожертвования недвижимого имущества
5.8. Договор аренды недвижимого имущества
5.9. Понятие и основания возникновения ипотеки, ее правовое регулирование
5.10. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

6. Правовое регулирование земельных отношений

6.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав
6.2. Часть земельного участка как объект имущественных прав
6.3. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности
6.4. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование
6.5. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
6.6  Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации
6.7. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации
6.8. Признание ранее возникших прав на земельные участки
6.9. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения
СДЕЛКИ. Альбом схем.

7. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей

8. Оценка недвижимости


5.10. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества авеню,av-ue.ru. Профессия - риэлтор.

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> РИЭЛТОР:  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
                                                                     >> РЕГИСТРАТОР ПРАВ:  ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

доп. см. Приватизация жилья

              5.10. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

Приватизация - это правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом. Она сочетает в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.

В статье 1 ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ  "О приватизации государственного и муниципального имущества" <*> дано следующее определение приватизации: "Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц".

В учебной и научной литературе приватизацию принято определять как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ <*>.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:

1) признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) возмездность (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);

3) самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества.

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Однако нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Способы приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

По существу все перечисленные в Законе способы приватизации могут быть сведены к:

- преобразованию крупных и средних государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

- аукционной продаже;

- иным формам продажи;

- внесению имущества, находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

 

5.10.1. Приватизация жилых помещений. Договор передачи жилых помещений

 

Приватизация жилых помещений - бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма <*> жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

--------------------------------
<*> С 31 мая 2001 г. приватизации подлежат только жилые помещения, которые заняты гражданами на основании договора социального найма. До указанной даты допускалась приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договора найма или аренды.

 

Приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" <*>, в соответствии с которым гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, было предоставлено право приобрести эти помещения в собственность в порядке однократной и безвозмездной приватизации. Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" <**> определены временные рамки безвозмездной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда: во-первых, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.; во-вторых, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., могут быть приватизированы до 1 января 2007 г.

--------------------------------

<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.

<**> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15.

 

Закон о приватизации жилищного фонда предусматривает возможность приватизации жилых помещений, занимаемых по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность. До передачи жилищного фонда в муниципальную собственность жилищный фонд, находящийся на балансе приватизированных предприятий, продолжает оставаться федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации - в зависимости от того, к какому виду публичной собственности относилось предприятие до приватизации.

Действие Закона о приватизации жилищного фонда не распространяется на жилые помещения, находящиеся в частной собственности коммерческих и некоммерческих организаций. Применительно к общественным объединениям, имеющим собственный жилищный фонд, Закон о приватизации жилищного фонда носит сугубо рекомендательный характер. В пункте 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1542-1 "О введении в действие Закона РСФСР о приватизации жилищного фонда в РСФСР" <*> содержится рекомендация общественным объединениям осуществлять передачу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилья, то же относится и к колхозам.

--------------------------------

<*> Ведомости ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 960.

 

В соответствии со ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не допускается приватизация жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Жилые помещения подлежат передаче в собственность в порядке приватизации только гражданам РФ и исключительно на добровольной основе. Условием приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма двумя и более лицами, является согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Гражданин, проживающий в жилом помещении с другими лицами по одному договору социального найма, вправе:

- принять участие в приватизации жилого помещения и стать участником общей долевой собственности;

- отказаться от участия в приватизации, дав при этом согласие другим совместно проживающим лицам на приватизацию (отказ от приватизации);

- отказать в даче согласия на приватизацию.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в ЕГРП.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства (ч. 2 ст. 2 Закона о приватизации).

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости - по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Таким образом, участие несовершеннолетних в приватизации по существу является обязательным (ч. 3 ст. 2 Закона о приватизации).

В соответствии со ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Следовательно, сохраняя права и обязанности по договору найма, отсутствующие граждане сохраняют право на участие в приватизации. Это означает, что в целях проверки соблюдения жилищного законодательства органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество, вправе истребовать сведения о лицах, не только зарегистрированных в жилом помещении на момент приватизации, но и снятых с регистрационного учета в предшествующий приватизации период. Если будет установлено, что в договоре безвозмездной передачи не участвуют лица, выбывшие и снятые с регистрационного учета в связи с помещением к опекунам, выездом на учебу, для прохождения службы, осуждением к лишению свободы, а в представленных документах отсутствует их письменное согласие, а в случае несовершеннолетнего возраста выбывшего - согласие родителей, опекуна, а также органов опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения другими лицами, то возможен отказ в государственной регистрации прав на том основании, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Использовать право на безвозмездную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждане вправе лишь однократно. Исключение сделано только для лиц, ставших собственниками жилых помещений в порядке приватизации до достижения совершеннолетия. Став взрослыми, такие лица могут воспользоваться правом на однократную безвозмездную приватизацию (ст. 11 Закона о приватизации).

Порядок передачи жилья в собственность в порядке приватизации установлен в ст. 6 Закона о приватизации жилищного фонда. На основании указанной нормы передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В случае осуществления передачи унитарными и казенными предприятиями, а также учреждениями согласия собственника в лице соответствующего органа по управлению государственным или муниципальным имуществом не требуется. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в 2-месячный срок со дня подачи документов.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, который заключается с гражданином от имени собственника органами государственной власти или органами местного самоуправления или предприятия, учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующее жилое помещение.

Государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Договор передачи жилого помещения (сделка) не подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилье.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации прав заявления в органы, осуществляющие регистрацию, подают обе стороны договора. При этом граждане подают заявление на регистрацию права собственности, а передающий жилье орган или организация - о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.

В ходе государственной регистрации прав регистрирующий орган обязан провести проверку условий законности сделки приватизации (см. схему 5).

 

Схема 5

 

┌───────────────────────────────────────────┐

│ Условия законности сделки приватизации <*>│

├───────────────────────────────────────────┘

├─┬──────────────────────────────────────────────────┐

│ │принадлежность жилого помещения государственному  │

│ │или муниципальному жилому фонду                   │

│ └──────────────────────────────────────────────────┘

├─┬──────────────────────────────────────────────────┐

│ │факт пользования приватизируемым жильем на        │

│ │основании договора социального найма              │

│ └──────────────────────────────────────────────────┘

├─┬──────────────────────────────────────────────────┐

│ │полномочия передающих жилье органа или            │

│ │организации, а также должностного лица,           │

│ │подписавшего договор                              │

│ └──────────────────────────────────────────────────┘

├─┬──────────────────────────────────────────────────┐

│ │наличие у лиц, приватизирующих жилье, гражданства │

│ │РФ                                                │

│ └──────────────────────────────────────────────────┘

├─┬──────────────────────────────────────────────────┐

│ │соблюдение прав несовершеннолетних, недееспособных│

│ │и других лиц, имеющих по закону право пользования │

│ │жилым помещением                                  │

│ └──────────────────────────────────────────────────┘

├─┬──────────────────────────────────────────────────┐

│ │соблюдение принципа однократности приватизации    │

│ └──────────────────────────────────────────────────┘

└─┬──────────────────────────────────────────────────┐

  │соответствие формы и содержания договора          │

  │требованиям действующего законодательства         │

  └──────────────────────────────────────────────────┘

 

--------------------------------
<*> Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. Указ. соч. С. 170 - 171.

 

На государственную регистрацию права собственности на приватизируемое жилое помещение должны быть представлены следующие документы (см. схему 6):

Требования Росреестра - список документов на гос регистрацию

Схема 6

 

┌────────────────────────────────────────────┐

│        Документы, представляемые на        │

│      государственную регистрацию права     │

│      собственности на приватизируемое      │

│            жилое помещение <*>             │

├────────────────────────────────────────────┘

├─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ │документы, удостоверяющие личность и подтверждающие│

│ │гражданство РФ                                     │

│ └───────────────────────────────────────────────────┘

├─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ │заявление на регистрацию ранее возникшего права и  │

│ │(или) перехода права от имени передающего жилье    │

│ │органа или организации                             │

│ └───────────────────────────────────────────────────┘

├─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ │заявление на регистрацию права собственности,      │

│ │подписанное всеми участвующими в приватизации      │

│ │гражданами                                         │

│ └───────────────────────────────────────────────────┘

├─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ │документы, необходимые для регистрации ранее       │

│ │возникшего права государственной или муниципальной │

│ │собственности                                      │

│ └───────────────────────────────────────────────────┘

├─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ │подлинный договор передачи жилого помещения        │

│ │(приватизации) в количестве экземпляров, равном    │

│ │числу участвующих в договоре лиц, и дополнительно  │

│ │один экземпляр для регистрирующего органа          │

│ └───────────────────────────────────────────────────┘

├─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ │план приватизируемого жилого помещения,            │

│ │удостоверенный органом (организацией),             │

│ │осуществляющим государственный учет и техническую  │

│ │инвентаризацию жилого фонда (копия поэтажного      │

│ │плана с экспликацией или технический паспорт)      │

│ └───────────────────────────────────────────────────┘

├─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ │выписка из домовой книги (справка                  │

│ │паспортно-визового управления) о составе лиц,      │

│ │зарегистрированных на приватизируемой жилой        │

│ │площади, в том числе временно отсутствующих        │

│ └───────────────────────────────────────────────────┘

├─┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ │договор социального найма, а при его отсутствии -  │

│ │копия финансово-лицевого счета (наличие отношений  │

│ │социального найма может быть подтверждено органом  │

│ │местного самоуправления)                           │

│ └───────────────────────────────────────────────────┘

└─┬───────────────────────────────────────────────────┐

  │документы, подтверждающие, что участники договора  │

  │ранее не участвовали в приватизации другого жилого │

  │помещения (соответствующие справки предоставляются │

  │в том случае, если в период после 4 июля 1991 г.   │

  │(с даты вступления в силу Закона о приватизации    │

  │жилищного фонда) участники договора меняли место   │

  │жительства                                         │

  └───────────────────────────────────────────────────┘

 

--------------------------------
<*> Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. Указ. соч. С. 170 - 171.

 

5.10.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

Первоначальная редакция Закона о приватизации жилищного фонда в РФ содержала запрет на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах, тогда как право на принятие решения о допущении приватизации коммунальных квартир как единых объектов, а также о порядке и условиях их приватизации предоставлялось собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми был закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых был передан жилищный фонд (ст. 4). Названная статья Закона о приватизации жилищного фонда была признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П <*> в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.

--------------------------------

<*> Дело по проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гр-на В.А. Мостипанова // СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603.

 

В ряде субъектов Федерации, в том числе и в г. Москве, приватизация коммунальной квартиры как единого объекта осуществлялась по заявлению всех без исключения граждан, проживавших в квартире по договорам жилищного (социального) найма. Если кто-либо из нанимателей или членов семьи нанимателей жилых помещений в коммунальной квартире не выражал своего согласия на личное участие в приватизации и при этом не отказывался от принадлежащего ему права, давая согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения совместно проживающими членами семьи, то коммунальная квартира не могла быть передана в собственность в порядке приватизации. В случае, когда согласие по вопросу приватизации квартиры достигалось, все участники подписывали один договор безвозмездной передачи, поскольку на квартиру возникала общая долевая собственность, а в соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ доли в праве собственности устанавливаются соглашением всех участников.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" ч. 3 ст. 7 Закона была изменена и изложена в следующей редакции: "Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре..." <*> Ранее, до 31 мая 2001 г., граждане, приватизировавшие жилье в долевую собственность, могли зарегистрировать свое право собственности на долю независимо друг от друга, поскольку право собственности у них возникало с момента регистрации договора безвозмездной передачи в местной администрации. В настоящее время необходимо, чтобы все участвовавшие в приватизации коммунальной квартиры лица одновременно обратились с заявлением о регистрации права общей долевой собственности.

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 21. Ст. 2063.

 

Особенности приватизации комнат в коммунальной квартире. Запрет на приватизацию комнат в коммунальных квартирах утратил силу с 03.11.1998. Объектом приватизации в случае приватизации нанимателем и членами его семьи одной или нескольких комнат в коммунальной квартире является изолированное жилое помещение, занимаемое по самостоятельному договору социального найма. Согласия нанимателей, проживающих в других комнатах этой же квартиры по другим договорам найма, не требуется. В свидетельстве о государственной регистрации права в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты). Собственнику приватизированной комнаты в коммунальной квартире в соответствии с новым ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (п. 1 ст. 41). Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты (п. 1 ст. 42) и следует судьбе права собственности на комнату (п. 3 ст. 42).

Хотя комнаты являются самостоятельными объектами права, тем не менее в ЖК РФ получила закрепление норма (п. 6 ст. 42), наделившая собственников остальных комнат в коммунальной квартире преимущественным правом покупки отчуждаемой в данной квартире комнаты в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ (ст. 250 ГК РФ).

 







Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker









Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ