АВЕНЮ

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >>

  

Справочник риэлтора

Дубровская И.А., Соснаускене О.И. Справочник риэлтора. - "Юстицинформ", 2006 г. 

Глава 1. Право граждан на жилище. Законодательство РФ, регулирующее рынок недвижимости

Глава 2. Гарантии риэлторской деятельности

2.1.  Правовые основы риэлторской деятельности
2.2.  Системы добровольных сертификаций (аккредитаций) качества риэлторских услуг на рынке недвижимости Российской Федерации
2.3.  Российская Гильдия Риэлторов: деятельность и структура
2.4.  Страхование ответственности риэлтора
2.5.  Лицензирование риэлторской деятельности  

Глава 3. Основные положения российского гражданского законодательства по вопросам осуществления операций с недвижимостью в жилищной сфере

3.1.  Рынок первичного и вторичного жилья, технология проведения сделок
3.2.  Постановка на учет по местонахождению недвижимого имущества
3.3.  Отдельные виды обязательств: мена; дарение; рента и пожизненное содержание с иждивением; аренда; наем жилого помещения
3.4.  Приобретение и реализация квартир по договору долевого участия в строительстве
3.5.  Уступка права требования квартир, основанная на договоре долевого участия в строительстве жилого дома
3.6.  Уступка доли инвестирования строительства квартир физическим или юридическим лицам
3.7.  Реализация квартир по договорам комиссии и поручения
3.8.  Земельное законодательство, сделки с земельными участками и порядок их регистрации
3.9.  Практика работы с объектами нежилого фонда, договора купли-продажи и аренды коммерческой недвижимости
3.10. Приобретение и реализация квартир по договору купли-продажи
3.11. Ипотека, ипотечное жилищное кредитование
3.12. Жилье в собственности предприятия
3.13. Приобретение и реализация квартир для проведения реконструкции и переоборудования под иной объект
3.14. Приватизация жилья
3.15. Учет процентов по заемным средствам, использованным для строительства и приобретения перепродаваемых помещений

Глава 4. Договорные основы риэлторской деятельности

4.1.  Предоставление риэлторских услуг. Сведения и условия, обязательные для включения в договор об оказании риэлторских услуг
4.2.  Участие в исполнении договора с потребителем риэлторских услуг двух и более риэлторов. Передача риэлтором прав и обязанностей по договору
4.3.  Права и обязанности потребителя риэлторских услуг
4.4.  Оказание услуг по подбору объектов недвижимости для физических лиц

Глава 5. Информационное обеспечение деятельности риэлторов

Глава 6. Вопросы формирования бухгалтерской и налоговой отчетности

6.1.  Применение риэлторскими организациями бланков строгой отчетности
6.2.  Риэлторские схемы ухода от налогов
6.3.  Начисление заработной платы, в случае если учредитель и директор - одно лицо










Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ

 2.2. Системы добровольных сертификаций (аккредитаций) качества риэлторских услуг на рынке недвижимости Российской Федерации авеню,av-ue.ru. Справочник риэлтора.

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> Справочник риэлтора. (Дубровская И.А., Соснаускене О.И.) 

2.2. Системы добровольных сертификаций (аккредитаций) качества риэлторских услуг на рынке недвижимости Российской Федерации

  В настоящее время для того чтобы оказывать простейшие и часто востребуемые риэлторские услуги, не нужно никаких специальных разрешений на занятие данной деятельностью, что, впрочем, было не всегда. Ранее для осуществления риэлторской деятельности было необходимо получать лицензию. Требования к фирмам не были жесткими. Достаточно было пройти обучение, получить аттестацию части сотрудников и иметь постоянный офис. Все это не определяло, а тем более не гарантировало качества услуг, но служило барьером для массового мошенничества. Тем более в условиях вступления в силу  закона о приватизации, формирования "дикого" рынка недвижимости, появления у простых граждан, не обладающих специальными юридическим знаниями, значительных денежных средств, возросшего количества работников на рынке недвижимости сложно было остаться не обманутым. Потребовались годы усилий для формирования нормативной базы, которая сделала ситуацию контролируемой.

 В Москве обязательное лицензирование риэлторской деятельности было введено 4 октября 1994 г. постановлением Правительства г. Москвы N 885. При Центре содействия жилищной реформы были открыты очные курсы для обучения риэлторов города Москвы. В 1994 г. там преподавали первые лица Правительства Москвы. Соответственно, был очень высокий уровень обучения и серьезнейший экзамен. Этот первый этап лицензирования, безусловно, сыграл важную роль в становлении цивилизованного рынка риэлторских услуг в России.

 К сожалению, данный порядок быстро изменился. Экзамены на лицензию, которые проводились в течение последних нескольких лет перед отменой лицензирования, были лишь профанацией. Не обладающие необходимыми знаниями люди отвечали на простейшие вопросы и получали лицензию. Лицензирующие органы выполняли так называемую контрольную функцию. В действительности никакого системного контроля не существовало. Контрольное управление Лицензионной палаты, в лучшем случае, выдвигало претензии риэлторским компаниям по третьестепенным вопросам, причем часто использовало принцип "презумпции виновности" риэлтора.

 11 февраля 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В перечне видов деятельности, на которые необходима лицензия, риэлторская деятельность в нем не упомянута. Поэтому получать лицензию на нее теперь не нужно.

 Решение об отмене лицензирования риэлторской деятельности - давно свершившийся и спорный факт. Часть специалистов опасается, что при отсутствии элементарного контроля со стороны государственных органов отечественный рынок недвижимости может быть парализован появлением некомпетентных работников, мошенников. Другие, наоборот, высказывали мнение, что государственная система лицензирования риэлторской деятельности неэффективна и только замедляет темпы развития на рынке.

 Конечно, система лицензирования риэлторской деятельности необходима. Это необходимый шаг при построении цивилизованного рынка недвижимости. Эта процедура существует во всем мире и проводится государственными органами или общественными организациями. Так, например, в США лицензирование и аттестацию брокеров осуществляет общественная организация - Национальная ассоциация риэлторов США. В Европе в некоторых странах этими вопросами также занимаются общественные организации, в других - государственные органы. Но в России в условиях отсутствия закона о риэлторской деятельности лицензирование оказалось лишенным основной законодательной базы и в итоге не принесло большой пользы.

 В настоящее время получила развитие дискуссия о необходимости введения сертификации в сфере риэлторской деятельности либо восстановления государственного лицензирования. Одна часть специалистов выступает против сертификации и против лицензирования. Большая же их часть высказывается против сертификации и за лицензирование. Обывательский взгляд: "Сертификат - простая бумажка. Потребитель об этом ничего не знает. А вот лицензия - это совершенно другое дело".

 Несмотря на то что получение лицензии ранее не вызывало никаких затруднений, для того чтобы ее получить, все же нужно было сдать экзамен и хоть немного знать законодательство. И именно это является главным аргументом современных сторонников введения лицензирования. Всем надоели фирмы и агентства, где не только риэлторы, но и директор не понимает разницу между объектом недвижимости и объектом незавершенного строительства, где основным аргументом в переговорах агенты считают свой громкий голос.

 Если бы сертификация устанавливала барьер для входа на рынок, то ее поддержали бы почти все действующие агентства. В настоящее время власть предоставила конкуренцию на рыночное усмотрение. Искусственные барьеры по входу на рынок государство не устанавливает, необходимо учится работать в новых условиях.

 Во многих регионах крупные риэлторские фирмы самостоятельно организуют лицензирование либо сертификацию собственных сотрудников.

 Общество с развитыми общественными отношениями давно нашло способы альтернативного управления субъектами рынка, где тяжесть управления переносится на общественные саморегулируемые некоммерческие организации. Первые шаги по сертификации риэлторских услуг, проведенные Российской Гильдией Риэлторов, показали выросшее самосознание и профессионализм ведущих участников рынка недвижимости, готовность принять новые правила игры. Требования, которым должна соответствовать риэлторская компания и которые она готова добровольно взять на себя, значительно выше и точнее сформулированы по отношению к прежней системе лицензирования. Профессионалы рынка вынуждены повышать требования к себе, цена сертифицированного риэлтора на рынке недвижимости повышается. В конечном итоге выигрывает потребитель и общество в целом.

 Идея создания системы сертификации возникла, когда обсуждали ситуацию, связанную с отменой лицензирования риэлторской деятельности, вместе с вопросом о создании саморегулируемых организаций. Был изучен современный опыт по сертификации в России, на Украине и в Белоруссии.

 Очень важно, что российская система впитала в себя все лучшее, что есть в лицензировании, тем более что Гильдия имела непосредственное отношение к созданию положения о лицензировании риэлторской деятельности еще в 1994 г.

 В процессе работы Экспертного совета над системой сертификации стало ясно, что основными элементами должны стать принцип саморегулирования и возможность делегирования полномочий по сертификации на уровень регионов. Экспертным советом РГР были сформулированы первые принципы функционирования системы сертификации. Именно на этих принципах хотелось бы остановиться.

 1. Открытость и публичность. Этот принцип подразумевает полную открытость информации при создании профессионального стандарта, а также доступ к информации обо всех, кто получил сертификат соответствия, в том числе о квалифицированных специалистах, работающих в компаниях. Чтобы реализовать этот замысел, необходимо создание на первый взгляд несколько громоздкой структуры органа по сертификации: управляющий совет, исполнительный орган и комиссия по разрешению споров. В нем специально разделены функции управления, принятия решений и рассмотрения претензий потребителей.

 2. Создан механизм обратной связи с потребителями услуг, т.е. механизм саморегулирования. В системе сертификации он реализован в виде комиссии по разрешению споров. Создание этой комиссии основывалось на опыте РГР и региональных организаций разрешения конфликтов и споров между риэлторами и гражданами на основе многолетней работы Комиссии по этике и защите прав потребителей.

 3. Ключевым для системы является профессиональный стандарт "риэлторская деятельность, услуги брокерские". Он обеспечивает полную прозрачность отношений профессионала с клиентом, при этом гарантирует качество услуг и защищенность клиента.

 Соблюдение фирмой системы стандартов является той лакмусовой бумажкой, которая позволяет судить о надежности риэлторской компании.

 Впервые в российской истории и истории профессионального отечественного сообщества прописан стандарт, который понятен и непрофессионалу. Он содержит перечень требований к профессионализму и квалификации исполнителей, содержанию договоров, необходимые требования к перечню и качеству услуг, обязательное страхование профессиональной ответственности и возможность для потребителя рассмотрения в досудебном порядке его претензии в рамках комиссии по разрешению споров при органе по сертификации.

 Данный стандарт не рассматривается как догма на столетия.

 4. Демократичность. Членов РГР не принуждают к обязательному прохождению сертификации. Более того, не только члены РГР могут пройти сертификацию, если они согласны с теми принципами и требованиями, которые заложены в стандарте. Это создает возможность широкого взаимодействия с профессионалами на рынке недвижимости. Наличие в управляющих советах представителей органов исполнительной власти и общества защиты прав потребителей свидетельствует о признании системы гражданским обществом.

 5. Децентрализация. Контроль за деятельностью агентств, разрешение конфликтов с потребителями должно проходить на местах. Эффективно работающие региональные ассоциации уже в настоящее время только закрепят свои позиции, получая такие полномочия для повышения качества услуг в регионе. Именно поэтому делегированы полномочия по проведению сертификации региональным ассоциациям и нет конкуренции с ними в этих вопросах. Продуман механизм, который позволяет проводить сертификацию в тех субъектах Федерации, где нет ассоциаций. Эту работу будет проводить специально наделенный такими правами орган либо региональная ассоциация в рамках федерально-территориального округа.

 6. Работы по сертификации должны носить возмездный характер, предусматривается целевое финансирование. Изначально установлено, что все денежные средства, поступающие от сертификации, не должны расходоваться на другие цели, кроме развития самой системы сертификации.

 7. Простота и системность контроля за соблюдением стандарта. В данной сфере не должно быть излишних проверок, которые изматывают сертифицированных профессионалов. Они должны проводиться не реже одного раза в год. Еще могут быть проверки в связи с жалобами граждан. В системе заложен механизм апелляций на некорректное, по мнению фирмы, решение регионального центра по сертификации. Она обращается на федеральный уровень в орган по апелляциям, который специально рассматривает возможные апелляции тех, кто считает, что он достоин сертификации, а ему отказывают. Таким образом, осуществляется обратная связь по контролю за действиями не только сертифицируемых, но и органов по сертификации.

 Сегодня очень важно понять, что можно создать любую систему, которая на бумаге получится идеальной, но без реального воплощения в регионах, без непосредственного участия каждого профессионала в этом процессе, без совершенствования стандарта мы никогда не сможем создать необходимую обществу и профессионалам систему, какие бы гениальные идеи ни были положены в ее основу. Интерес общества к происходящим процессам очень высок, и хотелось бы, чтобы он носил практический характер. Поэтому очень важной частью функционирования системы является поддержка СМИ и обязательное разъяснение целей и задач сертификации не только профессионалам, но и потребителям риэлторских услуг - населению.

 Очевидно, что для введения сертификации риэлторской деятельности российские специалисты должны провести большую работу, изучая рынок недвижимости, создавая правила игры на нем и пытаясь наладить взаимодействие между властью и операторами рынка недвижимости. Важно учитывать специфику регионов, чтобы сделать данную систему максимально эффективной.

 Российским специалистам решать, какой "пропуск" будет действовать на национальном рынке недвижимости: лицензирование, сертификация риэлторской деятельности или что-то новое. Но, наверное, дело в том, что каждый элемент создаваемой системы должен быть продуманным и соответствовать остальным звеньям цепи.


Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker