3.8.5. Предприятие как особый
объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация
прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним
Глава 6. Основы информатизации
регистрационной деятельности
Специальная литература
ОТ АВТОРА
Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему
государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за
последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по
видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов
исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств,
федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и
государственное управление в области юстиции.
Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало,
в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации
Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки
проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента
РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы"
<*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные
округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом
федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое
число нормативных правовых актов.
--------------------------------
<*>
СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.
Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение
компетенции государственных органов и существенное обновление персонального
состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры
государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших
статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие
высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать
требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей.
Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной
регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято
немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004
N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ
22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской
Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от
30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и
иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов
серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с
недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие
подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и
принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных
правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех
без исключения государственных регистраторов.
Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность
государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных
знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц,
имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической
специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в
органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это
означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют
квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к
лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего
пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи
квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями.
Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют
непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих
государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому
статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора.
Автор
выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой,
М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых
подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.
Елена Чефранова,
проректор Российской правовой
академии Минюста России
Список
основных сокращений
ГК РФ
- Гражданский кодекс Российской Федерации
ЕГРП
- Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
ЖК РФ
- Жилищный кодекс Российской Федерации
Закон
о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Закон
об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
ЗК РФ
- Земельный кодекс Российской Федерации
КоАП
РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
МРОТ
- минимальный размер оплаты труда
НК РФ
- Налоговый кодекс Российской Федерации
Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба
СЗ РФ
- Собрание законодательства Российской Федерации
6.3.
Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и
муниципальной собственности
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению
земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в
собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков,
которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут
находиться в частной собственности.
В
соответствии с ФЗ от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной
собственности на землю" <*> и в порядке, предусмотренном Правилами подготовки и
согласования перечней земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ и
муниципальных образований возникает право собственности, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 140 <**>, в РФ проводится
разграничение государственной собственности на землю. До разграничения
государственной собственности на землю распоряжение государственными землями
осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если
законодательством не предусмотрено иное. В силу ст. 72 Конституции РФ земельное
законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, вследствие
чего полномочия органов местного самоуправления по распоряжению государственными
землями могут ограничиваться на основании не только федерального, но и
регионального законодательства.
--------------------------------
<*>
СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
<**>
СЗ РФ. 2002. N 10. Ст. 1001.
Правила предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из
состава государственных земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 7
августа 2002 г. N 576 (ред. от 21.11.2003) "О порядке распоряжения земельными
участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения
государственной собственности на землю" <*>. В соответствии с этим
Постановлением распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 2
сентября 2002 г. N 3070-р (ред. от 06.07.2004) были утверждены Примерные формы
решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное
(бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду и договоров
купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков
<**>.
--------------------------------
<*>
СЗ РФ. 2002. N 32. Ст. 3189.
<**>
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N
44.
Предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из
земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности,
осуществляется, как правило, за плату. Однако в случаях, предусмотренных
ЗК РФ,
федеральными законами и законами субъектов Федерации, земельные участки
гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в собственность бесплатно
(п. 2 ст. 28 ЗК РФ).
Право
на бесплатное предоставление земельных участков из земель, находящихся в
государственной и муниципальной собственности, ЗК РФ признает за российскими
гражданами:
имеющими участок на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 5 ст. 20);
имеющими участок на праве пожизненного наследуемого владения (п. 3 ст. 21);
имеющими в фактическом пользовании неоформленные участки с расположенными на них
жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок до вступления в силу
Закона СССР "О собственности в СССР" (п. 4 ст. 3
Закона о введении в действие ЗК
РФ, ст. 20);
получающими равноценные земельные участки взамен изымаемых для государственных и
муниципальных нужд (п. 1 ст. 63);
Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных
им в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение,
производится однократно и сроком не ограничивается.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято
в 2-недельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный
орган государственной власти или в орган местного самоуправления.
Федеральные законы также предусматривают возможность бесплатного предоставления
гражданам Российской Федерации земельных участков. Так, п. 4 ст. 3 ФЗ от 9
января 1997 г. N 5-ФЗ (с изм. от 28.12.2004) "О предоставлении социальных
гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой
Славы" <*> закрепляет за Героями Социалистического Труда и полными кавалерами
ордена Трудовой Славы на бесплатное получение в собственность земельных участков
под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные
хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в
сельской местности. Сходное право предоставляется на основании п. 4 ст. 5 Закона
РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 (ред. от 13.07.2001, с изм. от 28.12.2004) "О
статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров
ордена Славы" <**>. Так, Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры
ордена Славы имеют право на бесплатное получение в собственность земельных
участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные
и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с
законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в
городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.
--------------------------------
<*>
СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349.
<**>
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247.
Следует иметь в виду, что ст. 17 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" <*>, предусматривавшая возможность бесплатного предоставления в
собственность или пожизненное наследуемое владение некоторых категорий
военнослужащих земельных участков для индивидуального жилищного строительства,
ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального
(коллективного) садоводства, а также в некоторых случаях для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства утратила силу. Со дня введения в действие
ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 18.07.2005) "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <**>
бесплатно земельные участки отдельным категориям военнослужащих предоставляться
не могут.
--------------------------------
<*>
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
<**>
СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Вышеназванным ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения в ФЗ от 21 декабря
1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей" <*>. Признан утратившим силу п. 7
ст. 8 этого Закона, гарантировавший детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, право собственности на земельные участки, ранее
предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного)
пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного
подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного
строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые
были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и
организаций агропромышленного комплекса.
--------------------------------
<*>
СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
Надо
полагать, что субъекты Федерации в рамках предоставленных им полномочий
предусмотрят бесплатное предоставление земельных участков как перечисленным, так
и иным категориям граждан.
Правоустанавливающим документом в случае предоставления земельного участка в
собственность бесплатно является акт уполномоченного органа (решение,
распоряжение, постановление). На основании правоустанавливающего документа
должна быть произведена государственная регистрация права собственности.
Возмездное приобретение физическими и юридическими лицами участков из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется
двумя способами:
1)
продажа на торгах (конкурсах или аукционах) участков или права на заключение
договора аренды;
2)
продажа участка или заключение договора аренды без торгов.
Только на торгах возможно приобретение участков для строительства как с
предварительным, так и без предварительного согласования мест размещения
объектов, в том числе при предоставлении участка гражданину для индивидуального
жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (ст. 30 ЗК РФ).
В
соответствии со ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, производится на торгах
(конкурсах, аукционах). Исключение составляют земельные участки, переданные в
аренду физическому или юридическому лицу. Такие участки по истечении 3 лет с
момента заключения договора аренды, при условии надлежащего использования такого
земельного участка, могут быть приобретены в собственность арендатором по его
рыночной стоимости.
Условия и порядок приобретения земельных участков из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, или права на заключение
договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), а
также порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков
из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо
права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, а
также особенности проведения аукциона для его комплексного освоения в целях
жилищного строительства определены ст. 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ. Кроме того, порядок
организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных
участков или права на заключение договоров аренды земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется
Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от
11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в
государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на
заключение договоров аренды таких земельных участков" <*>. На торги выставляется
сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.
--------------------------------
<*>
СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4587.