АВЕНЮ


Главная "Авеню" >> Электронная библиотека

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО П.В. КРАШЕНИННИКОВ

 Издание седьмое, переработанное и дополненное

Предисловие

Введение

Глава 1. Право на жилище и жилищное право
§ 1. Право граждан на жилище
§ 2. Жилищное право и жилищное законодательство
§ 3. Источники жилищного права
§ 4. Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения
§ 5. Литература по жилищному праву
   
Глава 2. Объекты жилищного права
§ 1. Жилые помещения
§ 2. Жилищный фонд
§ 3. Учет жилищного фонда
§ 4. Государственная регистрация прав на жилые помещения и сделок с ними
§ 5. Перевод помещений из жилых и в жилые
§ 6. Переустройство и перепланировка жилых помещений

Глава 3. Жилищные права, обязанности и ответственность
§ 1. Жилищные права и обязанности
§ 2. Пределы осуществления и ограничения прав на жилые помещения
§ 3. Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Глава 4. Защита жилищных прав. Сроки исковой давности
§ 1. Защита жилищных прав
§ 2. Сроки исковой давности

Глава 5. Договор найма жилого помещения
§ 1. Краткий очерк о развитии законодательства о договоре найма жилого помещения
§ 2. Общие положения о договорах найма жилых помещений
§ 3. Социальный наем
 


§ 4. Коммерческий наем

Глава 6. Пользование специализированными жилыми помещениями
§ 1. Общие положения о специализированных жилых помещениях
§ 2. Пользование служебными жилыми помещениями
§ 3. Пользование жилыми помещениями в общежитиях
§ 4. Пользование жилыми помещениями маневренного фонда
§ 5. Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения
§ 6. Пользование жилыми помещениями в специальном фонде для беженцев и вынужденных переселенцев

Глава 7. Аренда и безвозмездное пользование жилыми помещениями
§ 1. Аренда жилых помещений
§ 2. Безвозмездное пользование жилыми помещениями

Глава 8. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
§ 1. Краткий очерк о развитии законодательства о жилищной кооперации
§ 2. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
§ 3. Органы управления и контроля жилищных и жилищно-строительных кооперативов
§ 4. Прекращение деятельности жилищного или жилищно-строительного кооператива
§ 5. Правовое положение членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов
§ 6. Возникновение права собственности на жилое помещение у членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов

Глава 9. Приватизация жилищного фонда
§ 1. Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда
§ 2. Принципы приватизации жилищного фонда
§ 3. Договор о приватизации жилого помещения
§ 4. Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах
§ 5. Особенности приватизации бывших общежитий
§ 6. Применение Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" к отношениям, связанным с жилищным фондом общественных организаций
§ 7. Расторжение договора о приватизации жилого помещения
§ 8. Окончание периода приватизации жилищного фонда

Глава 10. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения
§ 1. Общие положения о праве собственности на жилые помещения
§ 2. Субъекты права собственности и иных вещных прав на жилые помещения
§ 3. Право общей собственности на жилое помещение
§ 4. Защита права собственности на жилое помещение
§ 5. Обеспечение соблюдения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Глава 11. Общее имущество многоквартирного дома
§ 1. Право собственников жилых помещений на общее имущество многоквартирного дома
§ 2. Особенности правового режима доли в праве общей собственности в многоквартирном доме
§ 3. Объекты общего пользования в многоквартирном доме
§ 4. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

Глава 12. Товарищества собственников жилья
§ 1. Понятие и общие положения о товариществах собственников жилья
§ 2. Организация и деятельность товариществ собственников жилья
§ 3. Органы управления товарищества собственников жилья и контроля за их деятельностью
§ 4. Прекращение деятельности товарищества собственников жилья
§ 5. Правовое положение членов товариществ собственников жилья
§ 6. Зарубежное законодательство об объединениях собственников жилья

Глава 13. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Глава 14. Сделки, направленные на отчуждение и приобретение жилых помещений
§ 1. Общие положения о сделках с жилыми помещениями
§ 2. Купля-продажа жилых помещений
§ 3. Мена жилых помещений
§ 4. Обмен жилых помещений
§ 5. Дарение жилого помещения
§ 6. Рентный договор

Глава 15. Наследование жилых помещений
§ 1. Основные положения о наследовании жилых помещений
§ 2. Особенности наследования приватизированных жилых помещений
§ 3. Особенности наследования жилых помещений в кооперативных домах

 

 










Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека>> ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО   П.В. Крашениников

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом надо еще раз отметить, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие и иные указанные в законе категории граждан, нуждающиеся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Само принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений указанных граждан, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Необходимо обратить внимание на то, что в ЖК РФ не указывается конкретный размер учетной нормы. На основании ч. 5 ст. 50 Кодекса учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Например, в г. Благовещенске размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи <1>.

--------------------------------
<1> Постановление мэра г. Благовещенска от 12 апреля 2005 г. N 975.

 

Вместе с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К заявлению могут прилагаться:
-документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
-документы, необходимые для признания гражданина малоимущим (рекомендуется запрашивать после признания гражданина нуждающимся в жилом помещении);
-документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении;
-выписка из домовой книги;
-документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);
-выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;
-справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;
-иные документы при наличии необходимости.

Все документы рекомендуется представлять в копиях с одновременным представлением оригинала. Копию документа после проверки ее соответствия оригиналу рекомендуется заверять лицом, принимающим документы (см.: Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18).

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения. Орган местного самоуправления, принявший указанное решение, выдает гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен устанавливаться субъектом Российской Федерации.

ЖК РФ содержит принципиально важную норму, отсутствие которой в прежнем законодательстве порождало злоупотребления. Так, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Безусловно, в данной норме речь не идет о рождении ребенка, вселении престарелых родителей, которые не обладают жилым помещением. Речь идет о волевых действиях, именно направленных на приобретение права состоять на учете (скажем, обмен, продажа, перевод из жилого помещения в нежилое и т.п.).

ЖК РФ предусматривает отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54).

Такой отказ допускается в случаях, если:
-не представлены документы, о которых говорилось выше;
-представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
-не истек пятилетний срок с тех пор, когда граждане намеренно ухудшили свои жилищные условия.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа. Данное решение выдается гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или при выявлении оснований для снятия их с учета.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится в случаях:
-подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
-утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
-их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
-получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
-предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
-выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Соответствующее решение о снятии с учета принимается не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.







Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker