Разъяснения порядока представления документов для государственной регистрации прав в электронной форме
Письмо Росреестра от 25.02.2016 N 14-исх/02364-ГЕ/16 "О рассмотрении обращения"
Сообщается, в частности, что при представлении заявления о государственной регистрации прав в регистрирующий орган в электронного форме документы, выражающие содержание сделок и являющиеся основанием для регистрации прав, должны быть представлены в форме электронных документов в виде файлов в формате XML либо в виде электронных образов в формате PDF и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ подписывают такие документы при их составлении (издании) в форме документа на бумажном носителе.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с пунктом 1.1
статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним" (далее - Закон о регистрации):
заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для
государственной регистрации прав документы могут быть представлены в орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов,
электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной
электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в
том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных
услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в
сфере государственной регистрации прав;
при этом такое заявление в форме электронного документа представляется в орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав, путем заполнения формы такого
заявления, размещенной на едином портале государственных и муниципальных услуг
или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав,
в сети "Интернет", и подписывается усиленной квалифицированной электронной
подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, а также сторон
договора или уполномоченных ими на то лицами в порядке, установленном
федеральным законом.
Порядок представления заявления о государственной регистрации права, ограничения
(обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом и
иных необходимых для государственной регистрации прав документов в орган,
осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов,
электронных образов документов утвержден приказом Минэкономразвития России от
29.11.2013 N 723 (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка документы, необходимые для государственной регистрации
прав, за исключением случаев, указанных в пунктах 6 и 7 Порядка, представляются:
в форме электронных документов, в случае если Законом о регистрации
предусмотрено, что такие документы при их предоставлении в форме документов на
бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике;
в форме электронного образа документа, если Законом о регистрации предусмотрено,
что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе
могут быть представлены в копии без представления в подлиннике.
При этом пунктом 11 Порядка предусмотрено, что необходимые для государственной
регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов,
представляются в одном из следующих форматов:
в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и
обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
в виде электронных образов документов в формате PDF.
Далее в пункте 11 Порядка установлены требования к электронному образу документа
и указано, что данные требования применяются также в отношении электронного
образа документа, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 Порядка, т.е. в
отношении электронного образа документа, который при его предоставлении в форме
документа на бумажном носителе может быть представлен в копии.
Таким образом, Порядок разграничивает понятия "электронный документ в виде
электронного образа документа" и "представление документов, необходимых для
государственной регистрации прав, в форме электронных образов документов,
которые при их предоставлении в форме документов на бумажном носителе могут быть
представлены в копии".
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав,
установлены статьей 18 Закона о регистрации, согласнопункту 5 которой
необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на
бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой
письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации
наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав,
представляются, если иное не предусмотрено Законом о регистрации, не менее чем в
двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации
прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело
правоустанавливающих документов.
Таким образом, при представлении заявления о государственной регистрации прав в
орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронного
документа, документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой
письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации
наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав,
должны быть представлены в форме электронных документов в одном из
предусмотренных Порядком форматов - в виде файлов в формате XML-документов либо
в виде электронных образов документов в формате PDF и подписаны в силу пункта
5 Порядка усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) лиц,
которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
подписывают такие документы при их составлении (издании) в форме документа на
бумажном носителе.