Главная "Авеню"
>> Дачный вопросКАК ОФОРМИТЬ В СОБСТВЕННОСТЬ ЗАБРОШЕННЫЙ УЧАСТОК
Эксперты Кадастровой палаты по запросу «Известий» рассказали, какие документы
необходимы для оформления прав собственности на земельный участок, в том числе
заброшенный, расположенный на территории дачного поселка, и где их можно
получить.
На территории любого дачного поселка обязательно найдется поросший бурьяном
заброшенный участок. Как правило, территория его настолько запущена, что
кажется, будто хозяина здесь нет, и никогда не было. Руки так и тянутся забрать
участок себе и «причесать», облагородить. Однако ощущение беспризорности
территории – еще не повод ее занимать. Эксперты Кадастровой палаты дали
рекомендации, какие документы необходимы для оформления прав собственности на
заброшенный участок и где их можно получить.
Для оформления прав собственности на земельный участок необходим
правоустанавливающий документ на него. В случае, когда участок «заброшен»,
правоустанавливающим документом может быть либо договор по гражданско-правовой
сделке, например, договор купли-продажи, дарения, мены, либо соответствующий акт
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного
самоуправления о предоставлении такого земельного участка. Что для этого
необходимо предпринять?
Шаг 1. Попробовать найти владельца земельного участка. Если участок расположен
на территории садового товарищества (СНТ), в первую очередь рекомендуем
обратиться к председателю такого товарищества. У него могут быть все данные об
участках, расположенных на территории СНТ, и их владельцах. Так вы сможете
узнать точный адрес заброшенного участка или дома на нем и, возможно, их
кадастровые номера. Далее рекомендуем заказать выписку из Единого
государственного реестра недвижимости (ЕГРН), например, через онлайн-сервис на
сайте Кадастровой палаты. В ней будет более подробная информация как об участке,
так и о собственниках, и возможных обременениях при условии, если права на
интересующий участок регистрировались в ЕГРН.
Если вы не знаете о принадлежности участка какому-либо объединению, то вам в
любом случае следует обратиться в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или орган местного самоуправления по месту нахождения
такого участка. Муниципалитеты, как правило, обладают всей информацией об
участках и их статусах.
Если у участка и построенных на нем объектов есть собственник (а в этом вы
можете удостовериться, заказав выписку из ЕГРН, а также изучив представленные
правообладателем земельного участка правоустанавливающие документы), то вы
сможете завладеть заветным участком только по гражданско-правовой сделке.
Например, заключив с собственником участка договор купли-продажи, который и
будет являться основанием для государственной регистрации вашего права.
Шаг 2. Если же земельный участок, который находится на территории СНТ, никому не
предоставлялся, и он не относится к землям общего пользования членов СНТ, то
чтобы оформить заброшенный земельный участок, необходимо обратиться в
уполномоченный на их предоставление орган исполнительной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (муниципалитет)
с заявлением о его предоставлении в собственность или аренду.
Учитывая положения статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, отметим:
если интересующий вас земельный участок образован из земельного участка,
предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами СНТ, для
ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, и не отнесен к имуществу
общего пользования, то он может быть предоставлен в собственность без проведения
торгов на основании договора купли-продажи только членам этой организации.
Основными документами, подтверждающими их право на приобретение земельного
участка без проведения торгов, являются:
- документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации;
- решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка
заявителю.
Шаг 3. Орган местного самоуправления принимает решение о возможности
предоставления земельного участка (например, заключает договор купли-продажи,
аренды земельного участка и так далее).
Шаг 4. Регистрация права собственности на земельный участок. Если вами заключена
сделка с предыдущим собственником, то подать заявления от продавца и покупателя
о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности
приобретателя на земельный участок и необходимые документы для регистрации права
собственности можно через МФЦ, посредством почтового отправления с объявленной
ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении или в
электронном виде. Подать пакет документов можно и экстерриториально – то есть
независимо от места нахождения земельного участка.
Правоустанавливающим документом в данном случае может являться, например,
договор купли-продажи, заключенный с предыдущим собственником. Если заявление
подается через представителя, его права должны быть подтверждены нотариальной
доверенностью.
Отметим, что если речь идет о заключении сделки с муниципалитетом, то орган
местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия самостоятельно
обязан обратиться в орган регистрации прав в срок не позднее пяти рабочих дней с
даты принятия акта или совершения такой сделки и представит документы.
Шаг 5. Результатом регистрации вашего права будет являться специальная
регистрационная надпись на договоре и выдача правоподтверждающего документа –
выписки из ЕГРН.