1 марта 2010 года заканчивается
бесплатная приватизация квартир, находящихся в государственной или муниципальной
собственности. Приватизацию не стоит путать с «дачной амнистией», которая
действует до 2015 года. Бесплатная приватизация заканчивается 1 марта 2010 и
распространяется только на квартиры, которые находятся в государственной или
муниципальной собственности. Срок окончания подразумевает, что до 1 марта 2010
нужно подать заявление о приватизации, запустив этот довольно сложный и
длительный (в среднем – 4 месяца) процесс. Какие «подводные камни» есть у
бесплатной приватизации, что нужно иметь в виду и на какие сроки рассчитывать?
На наши вопросы
отвечает Яков Николаевич Хохлов, начальник отдела регистрации прав на жилые
помещения и ипотеки Управления Федеральной регистрационной службы по
Новосибирской области.
Какие документы подтверждают
право собственности на уже приватизированную квартиру?
- Это договор
приватизации, который заверен нотариусом и БТИ, правоустанавливающий документ,
которому не требуются никакие «завершительные» документы вроде свидетельства о
праве собственности. К сожалению, наши сограждане охотно ведутся на слухи о «незаконченной»
приватизации – якобы, без свидетельства договор не действителен. Нет, это не так.
Значительная часть обращений по поводу приватизации как раз и составляют
желающие получить свидетельство – которое им не нужно, если договор о
приватизации давно заключен и оформлен соответствующим образом. Большинство
квартир в Новосибирске приватизировали давно, еще в 1992-993 годах, например,
сейчас в нашем городе приватизировано 75% от всех имеющихся квартир. До 1999
года свидетельство о приватизации не выдавалось, граждане получали на руки
основной документ – договор о приватизации, который, как уже было выше сказано,
и является основным правоустанавливающим документом. Сейчас на руки выдается и
договор, и свидетельство, однако это не означает, что без свидетельства договор
недействителен.
Какие квартиры не подлежат
приватизации?
- Не подлежит приватизации
ветхое и аварийное жилье, жилье, находящееся в закрытых военных городках,
памятниках федерального значения (в Новосибирске такой объект только один, это
знаменитый стоквартирный дом Красный проспект, 16). Приватизация комнат в
общежитиях возможна через обращение в суд, это уже отработанный механизм,
реализация которого, тем не менее, требует достаточно долгого времени.
Какие документы необходимо
предоставить в УФРС, чтобы приватизировать квартиру?
- Пакет необходимых документов
включает в себя:
Договор приватизации
Техническая документация
(кадастровый паспорт на квартиру, выдает БТИ)
Справка о том, что вы ранее не
реализовывали свое право приватизации
С 1 октября госпошлина в
соответствии с изменениями в налоговом законодательстве взимается
пропорционально доле регистрируемого. Госпошлина за регистрацию права
собственности составляет 500 рублей, соответственно, если квартиру приватизируют
два человека, то каждый из них оплачивает по 250 рублей и т.д.
Немаловажный нюанс: если вы
долгое время проживали в другом регионе, вам понадобится справка о том, что вы
не участвовали в приватизации. В соответствии с законодательством, гражданин РФ
может реализовать свое право на приватизацию один раз (точнее, один раз – будучи
несовершеннолетним и один раз – послед достижения совершеннолетия). Поскольку
единой всероссийской базы данных по приватизации не существует, вам понадобится
подтверждение факта неучастия в приватизации.
Какие типичные ошибки могут
быть в документах, предоставленных для регистрации приватизации?
- Проблемы, возникающие при
регистрации права собственности, носят, как правило, технический характер: это
ошибки в написании ФИО заявителя, неправильное указание адреса, ошибки в
написании улиц (название улицы в документах не соответствует адресному релизу,
например, в Новосибирске нет «улицы Высоцкого», «улицы В. Высоцкого», а есть
«улица Владимира Высоцкого»). Чтобы избежать технических ошибок, внимательно
читайте текст заявления, проверяйте, все ли указанные данные соответствуют
действительности, все ли верно упомянуто.
Кому можно доверить сбор и
оформление документов, если нет времени и возможности заниматься этим самому?
- Не слушайте людей, которые не
являются специалистами в вопросах приватизации и уж тем более – если вы сами не
можете заниматься сбором документов, то не доверяйте это непрофессионалам!
Обращение к юристу или соответствующему специалисту агентства недвижимости,
конечно, стоит денег – зато гарантирует, что вашими делами будет заниматься
профессионал, который в курсе множества нюансов делопроизводства. Каждое дело –
индивидуально, каждая квартира (независимо от того, по типовому проекту построен
дом, или нет) – это отдельный случай, отдельное сочетание факторов.
Сколько времени займет
оформление документов?
- Первым делом вы подаете
заявление, затем собираете документы, предъявляете их в УФРС для собственно
регистрации. Оформление документов в юстиции – финальный, окончательный этап
регистрации – занимает месяц, около трех месяцев вам придется потратить на сбор
необходимых документов. Однако если вы намерены воспользоваться правом на
бесплатную приватизацию, напомним, главное – успеть подать заявление до 1 марта
2010 года. Даже если вы подали заявление в феврале, это значит, что ваше дело
все еще попадает под действие бесплатной приватизации, даже если документы на
регистрацию в таком случае вы получите уже в июне 2010 года. Схема проста:
сначала вы подаете заявление, затем – начинаете сбор документов. Главное – чтобы
заявление было подано до 1 марта 2010 года.