АВЕНЮ


ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А.В. АФОНИНА

Введение

1. Общие вопросы

2.Порядок приобретения жилого помещения с помощью государственного жилищного сертификата

3.Некоторые особенности получения и реализации жилищных сертификатов


Сущность государственного жилищного сертификата, условия его получения

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> Жилищные сертификаты для военнослужащих

Сущность государственного жилищного сертификата, условия его получения

В соответствии с подпрограммой "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 гг., входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 700, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии.

Цель указанной подпрограммы - обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, а также граждан, уволенных с военной службы.

Проблема обеспечения жильем указанных категорий лиц до настоящего времени была и остается одной из наиболее острых социальных проблем. Поэтому выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов стали считаться приоритетной формой бюджетного финансирования их расходов по обеспечению жильем.

Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В представленной книге рассматривается особый вид жилищных сертификатов - государственных, предоставляемых для реализации жилищных прав определенной категории лиц, а именно военнослужащих. Данная категория сертификатов не имеет никакого отношения к ценным бумагам (жилищным сертификатам), которые, например, выпускаются застройщиком в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и закрепляют право владельцев этих ценных бумаг на получение от застройщика жилых помещений.

Регулирование правоотношений, связанных с применением на практике государственных жилищных сертификатов, очень специфично. Схема действия данных документов сложилась не сразу. Потребовалось время, прежде чем сложилась логичная система их выпуска и реализации.

Изначально, в 1998 г., в рамках Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" Постановлением Правительства РФ был утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, который действовал до апреля 1999 г. Тогда впервые появилось понятие государственных жилищных сертификатов.

Этим Порядком были впервые установлены правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации президентской Программы "Государственные жилищные сертификаты".

На тот период времени право на получение сертификата имели:

военнослужащие, увольняемые с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более;

граждане, уволенные с военной службы, не имеющие жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

граждане, подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков.

Безвозмездная субсидия предоставлялась за счет средств федерального бюджета из расчета 80% от стоимости жилья по социальной норме площади для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта РФ, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по Российской Федерации рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья.

С 1999 г. по 2002 г. действовал Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 351 "Вопросы реализации президентской Программы "Государственные жилищные сертификаты".

Так как до вступления этого Постановления в силу государственные жилищные сертификаты уже выдавались, было принято решение о том, что срок их действия составляет девять месяцев с даты их выдачи, но до 1 июля 1999 г. они подлежали переоформлению и обмену.

Правила обмена государственных жилищных сертификатов, выпущенных в 1998 г. в рамках реализации президентской Программы "Государственные жилищные сертификаты", включали порядок их обмена. Существенными условиями для обмена были следующие:

1) они должны были быть выпущены в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов;

2) по ним банком не были направлены заявки в соответствующие территориальные органы федерального казначейства на перечисление денежных средств по принятым к оплате договорам купли-продажи жилого помещения.

21 июня 2002 г. Постановлением Правительства РФ N 450 "О продлении на 2003 год срока действия Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" срок действия Федеральной целевой программы был продлен.

За период реализации этой Программы произошли некоторые позитивные изменения в плане обеспечения военнослужащих жильем. Так, по мнению специалистов, в 1998 г. (начало действия Программы) было выдано 10 тыс. сертификатов. Это значит, что Программа на тот момент позволила реально обеспечить жильем ряд увольняемых военнослужащих. В 1999 г. было выпущено уже свыше 18 тыс. сертификатов. Правда, только 12 870 из них были реализованы. По данным Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ, до конца 2002 г. было выдано 42 396 сертификатов, в том числе за 2002 г. - 12 939 сертификатов.

Как указано в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг., всего за шесть лет реализации этой Программы было выпущено около 120,6 тыс. сертификатов. За этот период на ее финансирование было направлено из федерального бюджета 39,7 млрд. руб.

Программа имела следующие недостатки:

1) принцип привлечения собственных или заемных средств участников Программы в период ее действия (1998 - 2003 гг.) не был реализован в полной мере, что объясняется отсутствием у граждан-участников накопленных денежных средств, низкой платежеспособностью и, как следствие, ограниченными возможностями привлечения кредитов банков, в том числе ипотечных, для приобретения жилья;

2) Программой были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право на получение субсидий на приобретение жилья.

В 2003 г. была принята новая подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 гг., входящая в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. Так как ранее действовавшая Программа показала свою действенность и эффективность, при разработке подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 гг. (далее - подпрограмма) были сохранены ее основные принципы и механизмы реализации.

По данным органов исполнительной власти РФ, в которых состояли на учете нуждающиеся в улучшении жилищных условий указанные категории граждан, на момент принятия подпрограммы их численность составляла около 570 тыс. семей, в том числе 210 тыс. семей, которые не имели жилья для постоянного проживания, около 60 тыс. семей, подлежащих переселению из закрытых военных городков. При этом в органах исполнительной власти субъектов РФ из общего количества семей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 120 тыс. семей, из которых 40 тыс. семей не имело жилья для постоянного проживания.

Главной целью подпрограммы является обеспечение жильем определенной категории граждан, в которую входят: семьи военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы; граждан, уволенных с военной службы; граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц.

С этой целью подпрограммой предусматривается использование средств федерального бюджета для предоставления гражданам указанных категорий безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Гражданам перечисленных категорий, имеющим право на получение субсидии и принявшим решение участвовать в подпрограмме (далее - участники подпрограммы), субсидия предоставляется в размере, равном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности. Участникам подпрограммы предоставляется право на получение субсидии только один раз.

Участники подпрограммы, ставшие обладателями государственного жилищного сертификата, могут приобретать на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и (или) юридических лиц жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет средств субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств.

Обладатель сертификата имеет право купить жилье на первичном или вторичном рынке, в том числе индивидуальный жилой дом. Для оплаты выбранного жилья он может использовать только субсидию, выдаваемую на основании сертификата, либо в качестве доплаты (при нехватке средств, предоставляемых государством) привлекать собственные или заемные средства, например получить кредит в банке.

 

 







Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker









Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ