АВЕНЮ


ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А.В. АФОНИНА

Введение

1. Общие вопросы

2.Порядок приобретения жилого помещения с помощью государственного жилищного сертификата

3.Некоторые особенности получения и реализации жилищных сертификатов


Практика приобретения жилья по государственным жилищным сертификатам

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> Жилищные сертификаты для военнослужащих

Практика приобретения жилья по государственным жилищным сертификатам

Обеспечение военнослужащих жильем с использованием государственных жилищных сертификатов производится с 1998 г. Прошедший период времени позволяет подвести некоторые итоги, обобщить сложившуюся практику. И в первую очередь хотелось бы сказать о позитивных моментах данной подпрограммы.

С 1998 г., как только начала работать Программа обеспечения жильем военнослужащих с использованием государственных жилищных сертификатов, шло постоянное совершенствование механизмов и нормативно-правовой базы. И теперь это одна из подпрограмм Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., и с помощью государственных сертификатов приобретают жилье не только военные, но и переселенцы с Севера и из Байконура, чернобыльцы и некоторые другие категории граждан. До 2003 г. субсидии рассчитывались с учетом средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ. Резкое отличие стоимости в разных регионах России привело к тому, что более 80% граждан, увольняемых и уволенных с военной службы, участвуя в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", выбирали в качестве места жительства Москву и другие крупные города, где средняя рыночная стоимость минимум вдвое превышает аналогичные показатели в остальных субъектах РФ. Дальше происходило следующее: гражданин получал на руки сертификат и "обналичивал" его через так называемых черных риелторов. В результате этого на вырученные деньги семья могла приобрести более дешевую квартиру уже не в столице и еще оставалась в денежном выигрыше. В результате такого удорожания стоимости одного сертификата реально жильем обеспечивалось меньшее количество участников Программы, чем планировалось.

Такая ситуация потребовала изменения подхода к расчету размера субсидии. Сейчас расчетная стоимость жилья стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья в среднем по стране, т.е. для всех субъектов РФ стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте.

Внесение изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" позволило уравнять граждан, не обеспеченных жильем, в возможностях его приобретения, стимулировало рынок жилья, и главное - исключило возможность "обналичивания" сертификатов. Главное преимущество - обладателю сертификата предоставляется полная свобода выбора местоположения жилья и его качественных характеристик. Жилье по государственному жилищному сертификату можно приобрести только в домах, сданных в эксплуатацию и прошедших все процедуры юридического оформления, сразу в собственность владельца сертификата и всех членов его семьи. Сам механизм требует от гражданина более активной позиции в решении своей жилищной проблемы, связанной прежде всего с поиском подходящего жилья. На сегодняшний день численность граждан, реализовавших свой жилищный сертификат, составляет 97%, т.е. из 100 человек только трое не находят возможности приобрести жилье.

Не обходится и без негативных моментов при предоставлении субсидий по данному виду сертификатов. По данным статистики, каждый шестой из 60 тыс. реализованных с 1998 г. государственных жилищных сертификатов был выдан с нарушением норм законодательства.

Кроме того, проверку Программы государственных жилищных сертификатов за период с 1998 г. по 2003 г. инициировал Президент РФ. Целью проверки было наведение порядка в вопросах выдачи сертификатов. После этого Генеральная прокуратура совместно с Главной военной прокуратурой провели одну из своих самых масштабных проверок.

В ноябре 2006 г. при подведении итогов реализации Федеральной целевой программы "Жилище" начальник Федерального государственного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" сообщил, что, по результатам проверок, проведенных отделом контроля Росстроя, были выявлены 370 неправомочных и 60 повторных выдач сертификатов за период с 1998 г. по 2003 г. По его словам, по итогам работы отдела контроля в федеральный бюджет было возвращено около 15 млн. руб., а также направлено 70 обращений в органы прокуратуры. По результатам этих обращений был возбужден ряд уголовных дел по статье "Мошенничество".

В качестве примера неправомерных действий при получении сертификата можно привести дело по иску прокуратуры Богучарского района Воронежской области к получателю государственного жилищного сертификата о возмещении ущерба, причиненного государству, на сумму более 1 млн. руб. Ответчик в ноябре 2005 г., представив подложные документы об отсутствии у него жилья, получил государственный жилищный сертификат на приобретение квартиры в г. Богучар. Затем он обналичил сертификат путем заключения фиктивных договоров купли-продажи, а полученные деньги присвоил и потратил на собственные нужды. Суд признал его виновным и приговорил к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года.

Тем не менее подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" остается на сегодняшний день главным инструментом обеспечения военнослужащих жильем.

Практика показывает, что участие в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" не всегда проходит без трудностей. Но разрешение жилищных проблем может стоить того, чтобы претерпеть некоторые сложности как на этапе оформления и получения сертификата, так и при подборе жилья и ожидании выплаты субсидии.







Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker









Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ