АВЕНЮ


Главная "Авеню" >> Электронная библиотека

Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: правовые и налоговые аспекты

Зрелов А.П., Краснов М.В., Чеснокова О.К.

Оглавление:

Введение: зачем налогоплательщику нужно знать о регистрации прав на недвижимость?
    Раздел I. Государственная регистрация: общие моменты
        Глава 1. Недвижимое имущество: понятие, особенности возникновения прав на недвижимое имущество и осуществления сделок с ним
1. Что подлежит государственной регистрации?
2. Понятие имущества в гражданском законодательстве
3. Проблемы разграничения движимого и недвижимого имущества
4. Виды недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации
5. Классификация объектов недвижимого имущества для целей бухгалтерского и налогового учета
6. Что предшествует государственной регистрации?
7. Техническая инвентаризация, описание и учет объектов недвижимости
8. Работы по межеванию, землеустройству и постановке на кадастровый учет земельных участков
9. Объекты регистрации: права на недвижимость и сделки с ней
        Глава 2. Что такое государственная регистрация?
1. Государственная регистрация как инструмент защиты прав на недвижимое имущество и сделок с ним
2 Цели, задачи и назначение государственной регистрации
        Глава 3. Нормативно-правовая основа государственной регистрации
    Раздел II. Процедура государственной регистрации
1. Общая характеристика этапов государственной регистрации
2. Порядок приема документов на государственную регистрацию и требования к предоставляемым документам
3. Внесение записи в ЕГРП и выдача свидетельства о государственной регистрации: на что следует обращать внимание?
4. Приостановление государственной регистрации: основания и процедура
5. Проблемы отказа в государственной регистрации: основания, порядок отказа и процедура обжалования
6. Признание ранее возникших прав
7. Плата за государственную регистрацию
    Раздел III. Государственная регистрация и налоговое администрирование
1. Государственная регистрация и постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества
2. Обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию, по представлению сведений, связанных с учетом налогоплательщиков
       Раздел IV. Государственная регистрация и налоговая политика налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей)
        Глава 1. Особенности отражения недвижимого имущества в бухгалтерском и налоговом учете в качестве основных средств
1. Бухгалтерский учет недвижимого имущества
2. Налоговый учет недвижимого имущества
        Глава 2. Государственная регистрация и формирование налоговой базы по НДС
1. НДС по операциям реализации недвижимого имущества
2 .Особенности уплаты и вычета НДС при покупке недвижимого имущества с использованием векселя или заемных денежных средств
3. НДС по операциям аренды недвижимого имущества
4. НДС по операциям с земельными участками
5. НДС по операциям с недвижимым военным имуществом
6. НДС при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
 


 



Последние новости сайта
2016-12-02    Федеральный закон от 30.11.2016 N 402-ФЗ О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
C 1 января 2017 года Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации."

Все новости









Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ

Техническая инвентаризация, описание и учет объектов недвижимого имущества

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >>ГРП: правовые и налоговые аспекты

Доп. см. Технический учет и инвентаризация объектов капитального строительства

 

Техническая инвентаризация, описание и учет объектов недвижимого имущества

Составление плана объекта НИ и присвоение ему инвентарного и кадастрового номера в настоящее время осуществляется организациями технической инвентаризации в рамках проведения работ по техническому описанию и учету. Данные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" (в ред. от 10.09.2004).

До недавнего времени организации (бюро) технической инвентаризации существовали в двух формах:

либо в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий или государственных учреждений, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации или соответствующих муниципальных образований;

либо в форме дочерних предприятий или филиалов ФГУП "Ростехинвентаризация".

При этом общий контроль и надзор за осуществлением деятельности по государственному техническому учету и технической инвентаризации данными организациями осуществлял Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, который занимался назначением и аккредитацией организаций, уполномоченных на проведение технического учета и технической инвентаризации.

Однако 10 сентября 2004г. было принято Постановление Правительства РФ N 477, которым были внесены существенные изменения в Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000г. N 921.

Так, уже начиная с 1 ноября 2004г., в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 указанного нормативного акта, техническую инвентаризацию объектов НИ будут осуществлять организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов НИ в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 19 октября 2004г. N 281 утверждено Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов НИ организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.

Например, раньше работы по технической инвентаризации осуществляли организации (бюро), фактическим собственником которых было государство либо муниципальные образования и которые были по большей части монополистами в пределах соответствующих административно-территориальных образований. А после принятия указанного постановления рынок услуг по технической инвентаризации будет "открыт" для негосударственных коммерческих организаций.

Какие экономические последствия в такой ситуации могут возникнуть для налогоплательщиков, которым необходимо будет осуществить техническую инвентаризацию собственных объектов НИ, — покажет время. Однако специалисты, работающие в данной сфере, ожидают некоторого снижения тарифов на проведение работ по технической инвентаризации по причине возникновения конкуренции между организациями технической инвентаризации.

Следует отметить, что функции по техническому учету объектов НИ в Едином государственном реестре объектов градостроительной деятельности (а значит, и по присвоению объектам НИ необходимого для государственной регистрации кадастрового и инвентарного номера), в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2004г. N 477, передаются от организаций технической инвентаризации территориальным подразделениям Федерального агентства кадастра объектов НИ.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (утв. Приказом Госстроя РФ от 31.05.2001 N 120) доказательством существования объекта НИ в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и других технических характеристиках является наличие записи в Едином реестре объектов градостроительной деятельности, документальной основой которого служат технические паспорта объектов.

Таким образом, единственным юридическим критерием отнесения объекта основных средств к НИ является наличие технического паспорта с планом данного объекта и его кадастровым номером. Окончательный ответ на вопрос, относится ли тот или иной объект основных средств к НИ, права на который подлежат государственной регистрации, уполномочена дать только организация технической инвентаризации после проведения работ по техническому описанию и учету. Обязательным критерием отнесения объекта к НИ, помимо установленных статьей 130 ГК РФ, является наличие в техническом паспорте:

  • графического плана объекта с привязкой к местности;
  • литеры;
  • экспликации с указанием адреса объекта.

Правовому регулированию проведения работ по технической инвентаризации и техническому учету в настоящее время посвящены положения ряда нормативно-правовых документов, а именно:

Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности";

Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации";

Норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (утв. Приказом Госстроя РФ от 15 мая 2002г. N 79);

Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998г. N 37).

Помимо этого, специфика проведения технической инвентаризации промышленных объектов в отдельных отраслях производства регулируется специальными нормативными актами по техническому учету и технической инвентаризации, например:

Приказ Госстроя РФ от 26 августа 2003г. N 322 "Об утверждении правил проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения";

Приказ Госстроя РФ от 29 декабря 2000г. N 308 "О порядке составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов НИ, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям";

Приказ Госстроя РФ от 17 ноября 2000г. N 261 "Об утверждении Методических указаний по составлению технической документации энергетических производственно-технологических комплексов ГЭС и ТЭС (гидроэлектро станций и тепловых электрических станций) для целей ГРПНИ".

Как было указано выше, согласно статье 17 Федерального закона о ГРПНИСН в комплект документов, представляемых в учреждение юстиции по регистрации прав, обязательно входят документы технического описания объекта НИ.

Техническая инвентаризация проводится в целях выявления наличия, принадлежности, фактического пользования, состояния, стоимости и учета как отдельных объектов НИ, так и имущественных комплексов, а также их описания и документирования.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности являются:

  • обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
  • формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении;
  • обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
  • информационное обеспечение функционирования системы ГРПНИСН;
  • сбор и предоставление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета.

В пункте 3 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000г. N 921) указано, что государственному техническому учету и технической инвентаризации подлежат:

а) объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;

б) самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);

в) объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось;

г) бесхозяйные объекты.

Однако следует заметить, что само по себе проведение технической инвентаризации не означает "автоматической" регистрации прав на проинвентаризированные объекты. В частности, бесхозяйные объекты НИ подлежат постановке на бухгалтерский учет учреждениями юстиции по регистрации прав на НИ и сделок с ним в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003г. N 580 "Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по ГРПНИСН".

Техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на

  • первичную;
  • плановую;
  • внеплановую.

Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась.

По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Объектам учета, то есть объектам НИ, прошедшим техническую инвентаризацию, в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Техническая инвентаризация объектов учета, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, может проводиться по заявлению любого из собственников.

Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах.

Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет (п.8 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности).

Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации.

Проведение первичной и внеплановой технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учета осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что проведение технической инвентаризации объектов НИ осуществляется на основании заключаемых с организациями технической инвентаризации договоров подряда на проведение работ по технической инвентаризации объектов НИ.

Заключение данных договоров осуществляется в соответствии с положениями главы 37 ГК РФ (_ 1 "Общие положения о подряде" и _ 3 "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ").

Статьей 709 ГК РФ определено, что цена работ по договору подряда может быть определена на основании сметы (приблизительной или твердой). В отношении договоров подряда на проведение работ по технической инвентаризации объектов НИ организации технической инвентаризации (подрядчики) рассчитывают стоимость работ на основании "Норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 мая 2002г. N 79 и (или) на нормативных актах субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы ценообразования на работы по технической инвентаризации НИ.

Также в качестве документов, обосновывающих расчеты в составляемых сметах, могут использоваться утвержденные организациями технической инвентаризации прейскуранты, сборники цен и тарифов. 


 







Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker