Главная "Авеню"
>>
Электронная библиотека
>>
РИЭЛТОР: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
>>
РЕГИСТРАТОР
ПРАВ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
Объекты недвижимости - индивидуально-определенные вещи.
Индивидуализация - это процесс, связанный с наделением обезличенных вещей индивидуализирующими признаками. В результате объект получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из состава другого недвижимого имущества. Индивидуализация недвижимости производится посредством государственного кадастрового и технического учета.
Учет объекта недвижимости заключается в присвоении ему кадастрового номера.
Кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством, и сохраняется до тех пор, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.
Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений) требуется для государственной регистрации прав, что необходимо для участия объектов в гражданском обороте. Однако кадастровый и технический учет имеют разное юридическое значение, обусловленное разной природой объектов недвижимости.
3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.
Земля - несоздаваемый и непотребляемый природный ресурс, из которого можно образовать объекты гражданских прав - земельные участки. Земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Порядок установления границ участков определяется ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" <*>. Работы по определению местоположения и границ земельного участка на местности называются межеванием. Межевание состоит из (см. схему 2):
Схема 2
┌────────────────────────────────────────┐
/│Определение границ земельных участков на │
/ │местности и их согласование │
/ └────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────┐/ ┌────────────────────────────────────────┐
│ Межевание ├──── │Закрепление на местности местоположения │
└─────────────────┘\ │границ межевыми знаками их координат │
\ └────────────────────────────────────────┘
\ ┌────────────────────────────────────────┐
\│Изготовление карты (плана) объекта │
│землеустройства │
└────────────────────────────────────────┘
Границы земельного участка как природного объекта условны, субъективны, поэтому без кадастрового учета нет объекта имущественных отношений. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Закона о земельном кадастре). Юридическое значение кадастрового учета состоит в формировании объекта гражданских прав - земельного участка. Включение земельного участка в гражданский оборот, т.е. совершение сделок, приобретение и переход прав на конкретный земельный участок, возможно только после проведения кадастрового учета земельного участка.
Технический учет объектов недвижимости - это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения. Технический учет (инвентаризация) регламентируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 N 477, от 19.03.2005 N 141), а также Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.03.2005 N 127 и от 19.03.2005 N 141) на указанное агентство возложено ведение государственного земельного кадастра и осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства. !!!! с 1 марта 2009 года упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Функции упраздненных федеральных агентств переданных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847).
Техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт <*>. Технический паспорт домовладения
, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд.--------------------------------
<*> В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2004 N 477) форма технического паспорта и состав включенных в него сведений устанавливаются Минэкономразвития РФ.
Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в 5 лет.
Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации.
Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах учета, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Сведения об объектах учета предоставляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или по завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах учета, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);
д) налоговых органов (об объектах учета, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сведения (документы) об объектах учета предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством РФ.
Отсутствие сведений технического учета, а также незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей делает невозможным возникновение права в случае, когда закон связывает возникновение права с моментом государственной регистрации.
Если в ходе технической инвентаризации объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, то идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру.
Условный номер присваивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при открытии на объект недвижимого имущества соответствующего раздела ЕГРП и имеет следующую структуру: А-Б-В-Г:
А Б В Г
33-33-01/002/2005-127,
где А - двузначный номер субъекта РФ;
Б - двузначный номер регистрационного округа;
В - одиннадцатизначный номер книги учета входящих документов, состоящий из разделенных между собой косой чертой двузначного номера подразделения территориального органа Федеральной регистрационной службы, осуществляющего государственную регистрацию прав (в том числе структурного подразделения центрального аппарата территориального органа службы, который обозначается цифрами "01"), трехзначного порядкового номера книги учета входящих документов, ведущейся данным подразделением, четырехзначного номера, обозначающего год, в котором осуществляется ведение книги учета входящих документов;
Г - трехзначный порядковый номер записи в книге учета входящих документов.
Составные части условного номера отделяются друг от друга знаком "-" <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 52. Приказ Минюста России от 08.12.2004 N 192 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством РФ порядке не присвоен кадастровый номер".