Главная "Авеню"
>>
Электронная библиотека
>>РИЭЛТОР:
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
>>РЕГИСТРАТОР
ПРАВ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
4.5. Понятие "правовая природа" и виды ограниченных вещных прав
Ограниченные вещные права - абсолютные субъективные права, на использование чужого, как правило недвижимого, имущества в своем интересе и без посредства собственника. Виды, основания возникновения, объем правомочий, пределы осуществления и порядок регистрации ограниченных вещных прав устанавливаются законом.
К ограниченным вещным правам относятся:
- право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
- сервитуты;
- право хозяйственного ведения;
- право оперативного управления;
Ограниченное вещное право - это право на чужую вещь, т.е. на вещь, находящуюся в собственности другого лица. Закон устанавливает виды ограниченных вещных прав, а также определяет их содержание. Ограниченные вещные права, подобно праву собственности, предоставляют управомоченным лицам непосредственное, хотя и строго ограниченное господство над чужим имуществом. Реализация любого вещного права, в том числе и ограниченного, не зависит от действий других лиц, в чем и состоит принципиальное отличие вещных прав от прав обязательственных.
Объект ограниченных вещных прав всегда индивидуально-определенная вещь, уже имеющая собственника. В случае отсутствия или прекращения права собственности на вещь невозможно установить или сохранить на нее ограниченное вещное право. Ограниченное вещное право, с одной стороны, предоставляет правообладателю доступ к пользованию вещью в строго установленных рамках, а с другой - сужает права собственника на эту вещь, лишая его полностью или частично возможностей свободного ее использования. Право собственника на распоряжение вещью за собственником может сохраняться в полном объеме, как в случае установления сервитута <*>, а может существенным образом ограничиваться, как, например, в случае закрепления имущества на праве хозяйственного ведения.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Приказ Минюста РФ от 26.07.2004 № 132 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки"
Таким образом, ограниченные вещные права, являясь производными от права собственности, одновременно обременяют право собственности и в известной степени ограничивают правомочия собственника. Данные ограничения сохраняются и при смене собственника, т.е. следуют не за собственником, а за вещью.
Субъекты ограниченных вещных прав наделены средствами правовой защиты от неправомерных посягательств любых третьих лиц, включая собственника вещи.
Признаки ограниченных вещных прав:
1) ограниченность по содержанию в сравнении с правом собственности;
2) производность и зависимость от права собственности как основного вещного права; такие права не могут существовать самостоятельно, в отрыве от права собственности;
3) наличие права следования;
4) установление содержания непосредственно законом;
5) необходимость государственной регистрации.
Переходя к рассмотрению отдельных видов ограниченных вещных прав, необходимо отметить следующее.
В соответствии с действующим ЗК РФ (ст. 20) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ (ст. 21 ЗК РФ), сохраняется и сроком не ограничивается. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения впредь не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (ст. 21 ЗК РФ).
Право ограниченного пользования чужим земельным участком - сервитут. Сервитут может устанавливаться для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации (п. 1 ст. 274 ГК РФ) <*>.
--------------------------------
<*> С принятием Градостроительного кодекса РФ (2004) и признанием утратившим силу Градостроительного кодекса РФ (1998) снят с обсуждения вопрос о так называемых строительных сервитутах, которые в соответствии с п. 3 ст. 64 Кодекса могли устанавливаться для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, работ по устройству подпорных стен и ремонту общих стен и др. // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069. В ст. 43 Градостроительного кодекса (2004) говорится о границах зон действия публичных сервитутов // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (ст. 274 ГК РФ). Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя;
6) прогона скота через земельный участок;
7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитут может быть как срочным, так и постоянным (п. 3, 5 ст. 274 ГК РФ; п. 1, 4, 6 ст. 23 ЗК РФ). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Сервитут может быть установлен по договору с собственником обременяемой недвижимости, или по требованию заинтересованного лица он может быть установлен судом в принудительном порядке. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 27 Закона о государственной регистрации, и только после такой регистрации они вступают в силу.
Особенности государственной регистрации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Как уже отмечалось, сервитуты подразделяются на частные и публичные. Напомним, что частный сервитут представляет собой, с одной стороны, ограниченное вещное право лица, в пользу которого он установлен, а с другой - обременение (ограничение) прав собственника земельного участка. Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ частный сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации права. Публичный сервитут, напротив, никому конкретно вещного права не предоставляет и таковым не является, а потому его содержание исчерпывается установлением ограничения (обременения) прав собственника. Именно обременение (ограничение) и подлежит регистрации в случае установления публичного сервитута законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
В ст. 27 Закона о государственной регистрации говорится, что регистрация проводится в ЕГРП на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП. В случае, когда сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.
В соответствии с Правилами ведения ЕГРП в графе "Вид права" подразд. II-1 указывается частный сервитут. Затем записи об ограничениях (обременениях) вещных прав вносятся в подразд. III. Этот подраздел разбит на специальные части, в частности, подразд. III-3 предусмотрен для записей о сервитутах как об обременениях (ограничениях) прав собственника. На листе записи о сервитуте в графе "Описание предмета сервитута" указываются объект и условия сервитута. В графу "Срок" заносятся даты начала и окончания сервитута или дата начала сервитута и его продолжительность. В случае когда срок сервитута не определен, вместо продолжительности сервитута пишутся слова "Срок не определен". В графу "Лицо или объект, в пользу которого установлен сервитут" заносятся данные о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования. В случае когда круг лиц для сервитута не определен и он является публичным, в этой графе пишется слово "Публичный".
3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут, как и любые другие ограниченные вещные права, существовать в отрыве от основного права. Спецификой отличаются как субъекты, так и объекты права хозяйственного ведения и оперативного управления. Субъектами этих прав могут выступать только юридические лица, и притом не любые, а лишь унитарные предприятия и учреждения <*>.
--------------------------------
<*> Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 2. С. 164.
Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные за соответствующими юридическими лицами и остающиеся в собственности их учредителей. Наряду с недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть закреплены и движимые вещи.
Например, за государственным образовательным учреждением собственник закрепляет, как правило, не только здание, но и оборудование и инвентарь.
Право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
Подобного рода предприятия создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых законодательством (ст. 295 ГК РФ).
Так, унитарное государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Уставом государственного или муниципального унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия <*>.
--------------------------------
<*> ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 169-ФЗ).
Право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
На праве оперативного управления имуществом наделяются только специальные субъекты - казенные предприятия и учреждения, финансируемые собственником. Правомочия, составляющие право оперативного управления, имеют строго целевой характер, обусловленный специальной правоспособностью этих юридических лиц. Собственник-учредитель наделен правом изъять у казенного предприятия и учреждения излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Хотя и казенное предприятие и учреждение наделяются имуществом на праве оперативного управления, тем не менее имеются различия в содержании их правомочий по распоряжению имуществом собственника, а также в условиях привлечения собственника к субсидиарной ответственности по долгам учрежденного им субъекта.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. В соответствии с законом (п. 1 ст. 19 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта РФ вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ (п. 1, абз. 2, ст. 19 того же Закона). Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ).
Отношения по поводу имущества между государственным или муниципальным образовательным учреждением и собственником имеют определенные особенности, которые нашли отражение в Законе "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 <*>.
--------------------------------
<*> Закон РФ "Об образовании" (в ред. от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ).
В соответствии со ст. 39 названного Закона за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Объекты собственности, в том числе и недвижимость, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.