Главная "Авеню" >> Нотариат2.02.2005 г. поступило в электронную рассылку письмо на бланке Федеральной нотариальной палаты за подписью Президента Федеральной нотариальной палаты г-на Клячина Е.Н. исх. № 90/05-08, адресованное Президентам нотариальных палат субъектов Российской Федерации, разъясняющее позицию Федеральной нотариальной палаты по вопросам, возникающим у нотариусов при применении подпункта 8 пункта 1 статьи 333.25 налогового кодекса Российской Федерации.
Президентам нотариальных палат субъектов Российской Федерации исх. № 90 / 05 - 08 от 2.02.2005 г.
Уважаемые коллеги, в связи с введением в действие с 1 января 2005 года Федерального закона от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Федеральная нотариальная палата считает целесообразным высказать свою позицию по некоторым вопросам, возникающим у нотариусов при применении подпункта 8 пункта 1 статьи 333.25 налогового кодекса Российской Федерации.
1. О круге лиц, наделенных законом правом оценивать недвижимое имущество.
Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. ... ... Что касается оценочной деятельности, то она может осуществляться только при наличии у оценщика соответствующей лицензии (статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Таким образом, организации технической инвентаризации применительно к подпункту 8 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации могут определять стоимость недвижимого имущества лишь при наличии у них лицензии на осуществление оценочной деятельности.
2. О стоимости недвижимого имущества при совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (пункт 1 статьи 40) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки и пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. ... ... Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 7) предусмотрено, что в случае, если в нормативно-правовом акте, содержащим требования обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая статьи 1115, абзац третий пункта 1 статьи 1172) также предусматривается правили об оценке имущества при определении места открытия наследства и при производстве описи наследственного имущества исходя из его рыночной стоимости.
Поскольку в главе 25.3 "государственная пошлина" налогового кодекса Российской Федерации, содержащей требование обязательного проведения оценки недвижимого имущества, и в статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, распространяющей применение в определенных случаях положений законодательства о налогах и сборах частнопрактикующими нотариусами, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, то представляется, что оценку недвижимого имущества в рамках подпункта 8 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации следует осуществлять по рыночной стоимости, за исключением случая, предусмотренного в вопросе 3 настоящего письма.
3. Об оценке стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом наследства, открывшегося до 1 января 2005 года.
По мнению Федеральной нотариальной палаты оценку объектов недвижимости, наследство по которым открылось до 1 января 2005 года, следует определять исходя из требований Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
При этом позиция Федеральной нотариальной палаты основывается на следующем. В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и частью второй статьи 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правонарушениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах и возникшим после введения этих частей в действие.
В статье 5 (пункты 3, 4) Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, при которых положения Кодекса могут иметь обратную силу. В частности, это касается ситуации, когда: а) акты законодательства о налогах и сборах, устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; б) в актах законодательства о налогах и сборах, отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок налогов (сборов), устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение, прямо предусматривается, что эти акты имеют обратную силу.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении от 28 февраля 2001 г. №5 (пункт 5) разъяснил, что к нормам, устанавливающим дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, могут быть отнесены, в частности, пункт 7 статьи 3, статьи 6, 108, 109, 111, пункт 1 статьи 112, статья 115 налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ не касается вопросов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также прямо не предусматривает распространение положений этого Закона на ранее возникшие правоотношения, то применение данного Закона и новых положений Налогового кодекса Российской Федерации, введенных указанным Законом, не может иметь обратной силы.
По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (часть вторая статьи 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").
Право наследников на принятие наследства в установленном порядке возникает с момента открытия наследства и может быть реализовано в любое время в течение, по общему правилу, шести месяцев со дня открытия наследства (статьи 1114, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако законодатель не установил какого-либо срока для представления наследникам, принявшим наследство, всех необходимых для оформления наследства документов. Т.е. наследник вправе принять наследство или отказаться от него в течение шести месяцев, а представить в случае принятия наследства документы, необходимые для оформления наследства, включая оценочный документ, может в любое время, например: на следующий день после открытия наследства, в течение шести месяцев со дня открытия наследства или спустя несколько дней, или месяцев, или лет по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. Но право на принятие наследства, а также право и одновременно обязанность на представление документов для оформления наследства в установленном порядке у наследника возникло с момента смерти наследодателя.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что для исчисления размера нотариального тарифа для выдачи свидетельства о праве на наследство оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства (части первая и вторая статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации), представляется, что стоимость недвижимого имущества, наследство в отношении которого открылось до 1 января 2005 года, следует определять исходя из требований законодательства Российской Федерации, действующего на день открытия наследства, независимо от времени представления (до 01.01.05 или после этой даты) оценочного документа и даты принятия наследства, т.е., исходя из требований Закона Российской Федерации "О государственной пошлине". При этом важно только, чтобы наследник принял наследство в определенном порядке в течение установленного срока.
Президент палаты Подпись Е.Н. Клячин
04.02.2005 г. в ответ на это письмо Президент Московской городской нотариальной палаты г-н Репин В.С. издает свой циркуляр, в котором рекомендует нотариусам г. Москвы при оформлении наследственных прав граждан истребовать оценочный документ о рыночной стоимости имущества.
Нотариусам г. Москвы от 04.02.05 № 02/184 Уважаемые коллеги, В связи с многочисленными вопросами нотариусов г. Москвы, связанными с применением Федерального закона от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ в части оценки имущества, переходящего в порядке наследования, Правление Московской городской нотариальной палаты предлагает руководствоваться следующим. Согласно пп. 7) - 10) п.1 ст.333.25 указанного Федерального закона оценка имущества может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку имущества (специалистами-оценщиками), так и организациями, производившими такую оценку в соответствии с ранее действующим законодательством о государственной пошлине (судебно-экспертные учреждения юстиции, БТИ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области кадастра объектов недвижимости). Следует обратить внимание, что часть вторая ст.1115 ГК РФ устанавливает, что "Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости". Учитывая изложенное Правление рекомендует при оформлении наследственных прав граждан истребовать оценочный документ о рыночной стоимости имущества, выданный вышеуказанными организациями.
С уважением,
Президент Московской городской нотариальной палаты Без подписи В.С. Репин
25.02.2005 г. Правление МГНП направило запрос в Министерство финансов РФ.
Нотариусам г. Москвы от 25.02.2005г. № 02/378
Уважаемые коллеги, В связи с введением в действие Федерального закона от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в нотариальной практике возникли вопросы, затрагивающие интересы граждан и имеющие принципиальный характер. Прежде всего это касается критерия оценки недвижимого имущества, особенно в части определения стоимости наследственного имущества и имущества, переходящего в порядке дарения. 22 февраля 2005 г. Правление МГНП приняло решение направить в Министерство финансов Российской Федерации запрос по указанной проблеме. До получения официального разъяснения Правление считает целесообразным откладывать выдачу свидетельств о праве на наследство, а также воздержаться от дачи консультаций по наследственным делам, которые не находятся в Вашем производстве.
С уважением,
По поручению Правления Президент Московской городской нотариальной палаты Подпись В.С. Репин
14.03.2005 г. получен ответ из Министерства финансов Российской Федерации с рекомендациями для нотариусов по вопросу об оценке стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом наследства.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА 109097, Москва, ул. Ильинка,9 телетайп 112008 телефакс 925-08-89
14.03.05 № 03-06-03/09 Президенту Федеральной нотариальной палаты Е.Н. Клячину Бобров пер., д.6, стр. 3, г. Москва, 101000
Уважаемый Евгений Николаевич!
В связи с Вашим обращением от 18 января 2005 года № 48/06-01-2.ЭВ Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее. 1. В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 года № 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2005 года вступила в силу новая глава 25 зн.3. "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса). В соответствии с подпунктами 5 - 10 пункта 1 статьи 333 зн.25 главы Кодекса при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы (оценки), определенной соответствующими организациями (органами), осуществляющими оценку недвижимости. При этом, оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства. Стоимость транспортных средств может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценки транспортных средств, так и судебно-экспертными учреждениями органа юстиции. Стоимость недвижимого имущества может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независимыми оценщиками), так и уполномоченным органом государственной власти. Таким уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценке земель, оценки иных объектов недвижимости, является в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 202 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость). Роснедвижимость осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 200 года № 921 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации 10 сентября 2004 года № 477), организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности проводят техническую инвентаризацию объектов учета, т.е. определяют инвентаризационную стоимость объектов недвижимости. Функция оценки рыночной стоимости каких-либо объектов недвижимости не входит в компетенцию вышеназванных органов. Следовательно, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333 зн. 25 Кодекса для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может применяться инвентаризационная стоимость указанного имущества, определяемая организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества на день открытия наследства. Что касается стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков), определяемой организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, то согласно статье 7 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Поскольку порядок определения стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков) для целей налогооблажения ни Кодексом, ни другими федеральными законами не установлен, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независимыми оценщиками), может быть применена рыночная стоимость таких объектов. Следовательно, плательщик государственной пошлины с учетом местных особенностей для исчисления размера государственной пошлины вправе воспользоваться на выбор как рыночной стоимостью, определяемой организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независимыми оценщиками), так и инвентаризационной стоимостью, определяемой организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества.
2. В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (далее - Основ) за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 2.1 данных Основ. Для исчисления нотариального тарифа за нотариальное удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества), прочих договоров, подлежащих оценке, статьей 22.1 Основ не предусмотрено никаких ограничений для суммы, указанной сторонами, в данных договорах. Поэтому исчисление нотариального тарифа за удостоверение вышеперечисленных договоров, подлежащих оценке, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, должно производится исходя из суммы, указанной сторонами в данных договорах, независимо от оценки предмета договора соответствующими организациями (органами).
С уважением,
Подпись С.Д. Шаталов
Итак, что же делать, заказывать оценку наследуемого имущества по рыночной стоимости или ограничиться инвентаризационной оценкой БТИ?
1. Однозначно, необходимо заказать и получить из БТИ поэтажный план, экспликацию (+ копии, заверенные в БТИ) и оценку квартиры (доли квартиры, комнаты) на дату открытия наследства, т.е. на день смерти наследодателя.
2. Далее, если нотариус не пожелает принять от Вас инвентаризационную стоимость квартиры, обратитесь к независимым оценщикам (например, к ООО "ВУЛКАН" - см. "Полезные ссылки" на главной странице) и закажите рыночную оценку. Они потребуют от Вас правоустанавливающие документы на квартиру, свидетельство о смерти наследодателя, поэтажный план, экспликацию и инвентаризационную оценку квартиры из БТИ и попросят описать состояние квартиры, ее удаленность от метро и т.д. Вы оплатите 2000 - 3000 рублей за работу и через 2 -3 дня получите рыночную оценку.
3. Нотариус возьмет с Вас госпошлину в размере 0,3 - 0,6 % от рыночной стоимости квартиры.
4. При получении свидетельства о праве на наследство обязательно потребуйте от нотариуса, чтобы он указал в свидетельстве две оценки - инвентаризационную и рыночную.
5. Только в этом случае Вы сможете впоследствии потребовать в Инспекции Федеральной Налоговой Службы при расчете налога на наследование, чтобы в качестве налоговой базы применялась инвентаризационная стоимость наследуемой квартиры. Таким образом, Вы сможете избежать "диких" налогов ( за "однушку" - порядка $6000 - $8000, за "двушку" - порядка $12000 - $14000).
|