В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N
437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной
политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению
сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития
России не наделено полномочиями по официальному разъяснению
законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным
отметить следующее.
Следует отметить, что Федеральным законом от
21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -
Закон N 122-ФЗ),
регулирующим порядок государственной регистрации прав до 1 января 2017
г., не был установлен какой-либо срок для применения содержащихся в нем
положений относительно государственной регистрации прав на создаваемый
или созданный объект недвижимости, находящийся на земельном участке,
предназначенном для садоводства.
Необходимо обратить внимание, что в
соответствии с положениями статьи
1 Федерального закона от 15
апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан" садовым земельным участком является
земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для
выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных
сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом
возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и
хозяйственных строений и сооружений).
Согласно пункту
17 статьи 51 Градостроительного
кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не
требуется в том числе в случае строительства на земельном участке,
предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Государственная регистрация прав на
недвижимое имущество и сделок с ним с 1 января 2017 г. осуществляется в
порядке, установленном Федеральным законом от
13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(далее - Закон N 218-ФЗ). Закон N
218-ФЗ направлен на создание единого информационного ресурса -
Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН),
объединяющего Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество
и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости, внедрение единой
учетно-регистрационной процедуры в случае создания объекта недвижимости,
повышение ответственности учетно-регистрационной системы, в том числе за
внесение недостоверных сведений в ЕГРН. Кроме того, новеллы Закона N
218-ФЗ направлены на кардинальное повышение качества сведений ЕГРН об
объекте недвижимости и правах на него, что крайне важно для обеспечения
полноты и обоснованности взимания налогов на недвижимое имущество.
Следует отметить, что одним из
принципов ведения ЕГРН является достоверность содержащихся в нем
сведений (часть 1 статьи 7 Закона
N 218-ФЗ).
Вместе с тем, до 1 января 2017 года
в условиях применения положений Закона N
122-ФЗ о возможности осуществления государственной регистрации права
собственности на объекты недвижимости, созданные на садовых и дачных
земельных участках, на основании декларации о таком объекте при
отсутствии необходимости подготовки технического плана, на практике
выявлялось достаточно большое количество случаев, когда:
1) сведения, указанные в декларации
об объекте недвижимого имущества, расположенном на садовом или дачном
земельном участке в значительной степени отличались от фактических
характеристик такого объекта, в том числе в части его местоположения,
площади, этажности;
2) под видом жилых строений,
хозяйственных строений, жилых домов, возведенных на садовых или дачных
земельных участках, осуществлялась государственная регистрация права
собственности на объекты, по сути являющиеся многоквартирными домами,
что в дальнейшем устанавливалось в судебном порядке и приводило к
нарушениям прав граждан, которыми были приобретены помещения в таких
объектах или доли в праве общей собственности на них.
На основании вышеизложенного,
соответствующие нововведения направлены на обеспечение реализации
принципа достоверности сведений ЕГРН, что в числе прочего реализуется
посредством подготовки технического плана кадастровым инженером, несущим
ответственность за внесение в технический план заведомо ложных сведений
об объекте капитального строительства (
статья 14.35Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 24 Закона
N 218-ФЗ установлены требования к техническому плану, в соответствии с
которыми в техническом плане указываются в том числе сведения о здании,
сооружении, необходимые для его кадастрового учета, в случае выполнения
кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка
документов для представления в орган регистрации прав заявления о
государственном кадастровом учете.
При этом если законодательством
Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением
единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или)
выдача указанных в частях 8 - 10
статьи 24 Закона N 218-ФЗ
разрешений и проектной документации, соответствующие сведения
указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и
заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного
объекта недвижимости декларация составляется и заверяется
правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект
недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и
является его неотъемлемой частью.
Формы технического
плана и требования к
его подготовке (далее - Требования), состав содержащихся в нем сведений,
а также форма декларации
об объекте недвижимости утверждены приказом Минэкономразвития России от
18 декабря 2015 г. N
953.
В силу пункта
41 указанных Требований раздел "Характеристики
объекта недвижимости", за исключением сведений о площади здания, площади
застройки сооружения, заполняется в соответствии с документами,
указанными в пункте 20 Требований.
Требования к
определению площади здания, сооружения и помещения утверждены приказом
Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г.
N 90.
В соответствии со статьей
35 Федерального закона от 24
июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N
221-ФЗ) кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на
основании заключаемого в соответствии с установленными требованиями
договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не
установлено федеральным законом.
При этом согласно части
4 статьи 36 Закона N 221-ФЗ
цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами
договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления
твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора
подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее
заказчиком кадастровых работ. Договором подряда на выполнение
кадастровых работ может быть предусмотрено обязательство заказчика
уплатить обусловленную договором подряда на выполнение кадастровых работ
цену в полном объеме после осуществления государственного кадастрового
учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости,
в отношении которых выполнялись кадастровые работы в соответствии с
таким договором подряда.
Предельные максимальные цены
(тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в
зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное
значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации
на период до 1 марта 2018 года (статья 47 Закона
N 221-ФЗ).
В соответствии со
статьей 421Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно
пункту 1 статьи 424ГК исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Учитывая изложенное сообщаем, что
вопросы регулирования стоимости кадастровых работ по договорам подряда,
заключаемым гражданами с кадастровыми инженерами, не относится к
компетенции Минэкономразвития России.
Дополнительно
обращаем внимание, что письма Минэкономразвития России не содержат
правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют
информационный характер и не препятствуют руководствоваться
непосредственно нормами законодательства.