Главная "Авеню" >> Электронная библиотека РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СКАЧАТЬ zip
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года
Е.А. ЧЕФРАНОВА От автора Список основных сокращений Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности 3.1. Субъекты гражданских правоотношений 3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина* 3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина 3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений* 3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права* 3.4. Объекты гражданских правоотношений 3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав* 3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости* 3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков 3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства* 3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации 3.5.1. Понятие, виды и формы сделок* 3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации* 3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок* 3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок* 3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность* 3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей 3.7. Право собственности и иные вещные права 3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав* 3.7.2. Понятие и содержание права собственности* 3.7.4. Основания прекращения права собственности* 3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления 3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров 3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств* 3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров* 3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров* 3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним 3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества 3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них 3.10. Правовое регулирование земельных отношений 3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав* 3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую 3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование* 3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц* 3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации 3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации* 3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки* 3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*
Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав 4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав 4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации 4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав 4.8. Порядок проведения государственной регистрации 4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки 4.10. Основания для государственной регистрации прав 4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации 4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав 4.13. Прекращение государственной регистрации прав 4.14. Сроки совершения регистрационных действий 4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав 4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме 4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости 5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины 5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий 5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию 5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты 5.5. Налог на имущество физических лиц 5.6. Налог на землю 5.7. Оценка недвижимости* Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности Специальная литература
ОТ АВТОРА
Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции. Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.
Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей. Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов. Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора. Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.
Елена Чефранова, проректор Российской правовой академии Минюста России
Список основных сокращений
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях МРОТ - минимальный размер оплаты труда НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
|
Главная "Авеню"
>>
Электронная библиотека
>>
РИЭЛТОР: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
>>
РЕГИСТРАТОР
ПРАВ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина. Документы, удостоверяющие личность гражданина
● Представители физических лиц (Порядок проведения государственной регистрации прав)
● Документы, удостоверяющие личность гражданина
● см. Альбом схем
● Настольная книга нотариуса. Правоспособность и дееспособность граждан, участвующих в сделке
1.Правоспособность граждан, участвующих в сделке
2.Дееспособность граждан - участников сделки
3.Ограниченная дееспособность и недееспособность граждан. Патронаж
●
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ДОВЕРЕННОСТЬ ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 10 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
● Образцы доверенностей
Под правоотношением традиционно понимается общественное отношение, урегулированное нормами права. Содержание правоотношения составляют права и обязанности участвующих в нем субъектов (граждан, юридических лиц, публично-правовых образований). Правоотношения складываются между субъектами по поводу объектов.
Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Правоспособность есть не что иное, как абстрактная возможность правообладания.
Содержание правоспособности граждан составляет возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Под дееспособностью гражданина понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.
В случае, когда законом допускается вступление в брак до 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.
В отличие от гражданской правоспособности, которая признается за всеми гражданами в равной мере с момента рождения, достижению полной дееспособности, т.е. способности самостоятельно приобретать, изменять и прекращать гражданские права и обязанности и нести обязанности, в том числе и привлекаться к гражданско-правовой ответственности, предшествует наделение малолетнего (от 6 до 14 лет) и несовершеннолетнего (от 4 до 18 лет) способностью приобретать права и нести обязанности в соответствии с достигаемым в том или ином возрасте уровнем психофизического развития личности. Способность понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия формируется постепенно. Поэтому малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены правом самостоятельно совершать только самые незначительные сделки (п. 2 ст. 28 ГК РФ):
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Все прочие сделки, помимо поименованных выше, за малолетних от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны.
Объем дееспособности несовершеннолетнего существенно расширен по сравнению с объемом дееспособности малолетнего.
Так, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет на основании п. 2 ст. 26 ГК РФ вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, которые вправе заключать малолетние.
Остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Однако гражданин может оказаться не способным понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть их последствия не только в силу несовершеннолетнего возраста, но и вследствие устойчивого расстройства психики как результата слабоумия или психического заболевания. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После вступления решения суда в законную силу о принятом решении информируются органы опеки и попечительства, которые устанавливают над ним опеку. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ).
Ограничение дееспособности гражданина, достигшего возраста совершеннолетия, возможно вследствие злоупотребления таким гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, чем он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Ограничение в дееспособности производится судом. Над таким лицом орган опеки и попечительства устанавливает попечительство. Гражданин, ограниченный в дееспособности, вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, в число которых входят договоры, направленные на удовлетворение повседневных потребностей; разумеется, сделки с недвижимостью не могут быть отнесены к числу мелких бытовых. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.
Законодатель в целях защиты имущественных прав и законных интересов наиболее слабых, социально не защищенных вследствие несовершеннолетнего возраста, расстройства психики или болезненной алкогольной или наркотической зависимости граждан предусмотрел дополнительные меры, направленные на предотвращение нарушений прав подопечных, в том числе опекунами, попечителями. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного . Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
Не исключая возможности конфликта имущественных интересов родителей и детей, законодатель установил, что к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ.
Следует обратить внимание на новую редакцию п. 4 ст. 292 ГК РФ: если ранее отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускалось с согласия органа опеки и попечительства, независимо от того, с кем такие лица проживали, то с 1 января 2005 г. согласие органа опеки и попечительства требуется на отчуждение жилого помещения только в случае, если в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства. Следовательно, в случае проживания детей с родителями, которые не ограничены в родительских правах и не лишены таковых, отчуждение жилища, участником общей собственности на которое несовершеннолетний не является, может быть произведено без согласия органов опеки и попечительства. Однако встает вопрос: как быть с запретом, сформулированным п. 2 ст. 37 ГК РФ? Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав. Право пользования жилищем - имущественное право, которого несовершеннолетний не может быть лишен по воле родителей.
Просматриваются и расхождения в толковании понятия "оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства)". Так, высказано предложение считать несовершеннолетних детей лишившимися родительского попечения в случаях, когда, во-первых, родители ребенка умерли; во-вторых, временное отсутствие единственного родителя обусловлено его нахождением в местах лишения свободы.
На праве собственности несовершеннолетнему может принадлежать, в том числе вместе с другими лицами, недвижимое имущество, перешедшее в порядке наследования, а также на основании сделок, чаще безвозмездных. Так, несовершеннолетние в обязательном порядке участвуют в приватизации жилого помещения, занимаемого совместно с членами семьи или же того, в котором они остались проживать одни, лишившись родительского попечения.
Имущественным правом ребенка семейно-правового характера является право на получение алиментов от родителей, а также в соответствующих случаях - от других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ). Так, недвижимое имущество, например, может поступить в собственность несовершеннолетнего в случае, когда по соглашению об уплате алиментов способ их уплаты определен в соответствии с нормой п. 2 ст. 104 СК РФ, допускающей уплату алиментов путем предоставления имущества.
Право собственности на недвижимое имущество, переданное несовершеннолетнему по соглашению об уплате алиментов, возникает с момента его государственной регистрации. Регистрации в этом случае подлежит только переход права, но не само соглашение как сделка.
В семейном законодательстве закреплен и действует общий принцип раздельности имущества родителей и детей. В соответствии с ним ребенок не имеет права на имущество родителей, а последние не имеют права на имущество ребенка (п. 4 ст. 60 СК РФ). Вместе с тем вещи, приобретенные супругами исключительно для удовлетворения потребностей их несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.
Принадлежность к одной семье создает реальную предпосылку совместного использования имущества родителями и детьми. Поэтому дети и родители, проживающие совместно, согласно п. 4 ст. 60 СК РФ могут по взаимному согласию владеть и пользоваться имуществом друг друга. В соответствии с п. 1 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, в том числе несовершеннолетние, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
В имущественном обороте за малолетних юридически значимые действия совершают их законные представители - родители, усыновители, опекуны, а несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет лично участвуют в совершении сделок, однако их собственного волеизъявления недостаточно: необходимо одобрение (согласие) родителей, усыновителей или попечителей.
Принцип приоритетной защиты прав и законных интересов более слабого участника правоотношений находит проявление в мерах, направленных на недопущение нарушения имущественных прав несовершеннолетнего со стороны контрагентов по сделкам. Так, ст. 172, 175 ГК РФ не только устанавливают, что сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, (малолетним) ничтожна, а сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях когда такое согласие требуется, оспорима, но и предусматривают дополнительные последствия недействительности подобных сделок: на дееспособную сторону возлагается обязанность возместить несовершеннолетнему понесенный им реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о несовершеннолетии другой. А также в мерах, направленных на недопущение злоупотреблений со стороны законных представителей несовершеннолетних. Можно перечислить следующие законоположения, имеющие целью ограничение свободы усмотрения законных представителей при совершении сделок с имуществом подопечных:
- родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия; в случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ), в том числе представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (п. 3 ст. 37 ГК РФ);
- запрещены возмездные сделки между несовершеннолетними и их законными представителями - родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, а также их супругами и близкими родственниками, независимо от того, приобретают ли дети имущество или отчуждают его (п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ);
- запрещено законным представителям от имени малолетних передавать в дар принадлежащее им имущество, безвозмездно уступать имущественные права ребенка (право требования по обязательствам, в которых малолетний выступает кредитором), а также освобождать третье лицо от имущественной обязанности перед ребенком (п. 1 ст. 572, ст. 575 ГК РФ);
- запрещено представителям от имени представляемого совершать сделки в отношении себя лично (п. 3 ст. 182 ГК РФ).
Это последнее положение иногда толкуется как запрет на совершение дарения имущества малолетнему его законным представителем (родителем, усыновителем, опекуном). Такое толкование вызывает недоумение, поскольку не учитывает прямого дозволения, содержащегося на этот счет в норме п. 3 ст. 37 ГК РФ: "Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование".
Кроме вышеперечисленных запретов на совершение сделок с имуществом подопечных, законодатель использует еще один способ оградить интересы подопечного от злоупотреблений со стороны родителей, усыновителей, опекунов и попечителей. Сделки с имуществом подопечных поставлены под контроль органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Таким образом, если производится отчуждение имущества несовершеннолетних лиц, то на совершение сделки необходимо получить предварительное письменное разрешение органа опеки и попечительства. На приобретение имущества несовершеннолетним по возмездной сделке разрешение органа опеки и попечительства не требуется, кроме случаев, когда такое приобретение влечет за собой уменьшение имущества подопечного.
Одним из важнейших социально-экономических прав гражданина, в том числе несовершеннолетнего, является гарантируемое ст. 40 Конституции РФ право на жилище. Несовершеннолетние могут реализовывать свое право на жилище посредством приобретения жилья (равно как и любой иной недвижимости) в собственность по возмездным и безвозмездным сделкам либо проживать в жилом помещении на правах члена семьи собственника или члена семьи нанимателя по договору социального найма.
Сделки с жилыми помещениями, затрагивающие права несовершеннолетних лиц и нуждающиеся в предварительном одобрении (разрешении, согласии) со стороны органов опеки и попечительства:
- распоряжение законным представителем малолетнего (в возрасте до 14 лет) жилым помещением или долей в праве собственности на жилое помещение или иной недвижимостью, принадлежащей малолетнему (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ; п. 3 ст. 60 СК РФ);
- распоряжение несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет) своим жилым помещением или долей в праве собственности на жилое помещение или иной недвижимостью с согласия законного представителя (п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 37 ГК РФ; п. 3 ст. 60 СК РФ);
- заключение договоров о залоге (ипотеке) жилых помещений, находящихся в собственности несовершеннолетних (п. 5 ст. 74 Закона об ипотеке);
- отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, которые находятся под опекой или попечительством либо остались без родительского попечения, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц (п. 4 ст. 292 ГК РФ, в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 213-ФЗ);
- обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений (п. 4 ст. 72 ЖК РФ) <*>.
--------------------------------
<*> Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия, в случае если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы детей. Решения органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия принимаются в письменной форме и предоставляются заявителям в течение 14 рабочих дней со дня подачи соответствующих заявлений.
При государственной регистрации сделок и прав за малолетнего действует его законный представитель, который, подписав сделку от имени малолетнего ребенка, вправе лично представлять его в процессе государственной регистрации либо выдать доверенность другому лицу на представление и получение документов в органе, осуществляющем государственную регистрацию.
При подаче заявления на государственную регистрацию несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет действует от собственного имени самостоятельно. В случаях, когда сделка с недвижимостью совершена с предварительного согласия законного представителя, а в установленных законом случаях - с предварительного разрешения органов опеки и попечительства, то подача несовершеннолетним лично им подписанного заявления о государственной регистрации права собственности не требует дополнительного согласия родителей, усыновителей или попечителей на проведение государственной регистрации. Вывод основан на том, что государственная регистрация не является элементом формы сделки, нельзя также сказать, что сделка заключается посредством регистрации. Применение ст. 26 ГК РФ как нормы, ограничивающей сделкоспособность несовершеннолетних, при государственной регистрации недопустимо, так как в соответствии с п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Применение по аналогии ограничительной нормы права не допускается
При подаче заявления на государственную регистрацию несовершеннолетний должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Свидетельство о рождении таковым не является. Для граждан РФ старше 14 лет, проживающих на территории России, документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина РФ <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ" // СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301.
Документы, удостоверяющие личность гражданина
К документам, удостоверяющим личность физического лица, относятся:
- паспорт гражданина РФ (для граждан старше 14 лет, проживающих на территории РФ) <*>;
--------------------------------
<*> Пункт 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ", п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ" // СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301; N 28. Ст. 3444.
- паспорт гражданина СССР (для граждан РФ до замены его в срок до 31 декабря 2003 г. на паспорт гражданина РФ (п. 3 Указа, п. 2 Постановления));
- временное удостоверение личности гражданина РФ по форме N 2П (для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка) <*>;
--------------------------------
<*> Пункты 22, 52 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел РФ от 15 сентября 1997 г. N 605 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 22.
- удостоверение личности или военный билет военнослужащего <*>;
--------------------------------
<*> Пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677 "Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР" // Собрание постановлений Правительства СССР. 1974. N 19. Ст. 109; 1983. N 6. Ст. 28; 1990. N 24. Ст. 113.
- общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей);
- паспорт моряка <*>;
--------------------------------
<*> Пункт 1 Положения о паспорте моряка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508 "Об утверждении Положения о паспорте моряка" // СЗ РФ. 1997. N 49. Ст. 5598.
- удостоверение беженца <*>;
--------------------------------
<*> Пункт 7 ст. 7 Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О беженцах" // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2956.
- свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем <*>.
--------------------------------
<*> Пункты 1, 8 Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г. N 523 "О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу" // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2475.
Несоответствие паспортных данных арендатора в договоре с фактическими паспортными данными является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Так, индивидуальный предприниматель М. обратился с иском о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды земельного участка. Истец изменил фамилию, и ему был выдан паспорт, фамилия в котором соответствует фамилии арендатора, указанной в договоре аренды, но в соответствии с п. 3 Описания бланка паспорта гражданина РФ от 8 июля 1997 г. N 828, бланк паспорта гражданина РФ имеет нумерацию, состоящую из трех групп цифр. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ). Пунктом 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации вместе с заявлением о государственной регистрации прав физическое лицо обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность, а в соответствии с п. 18 Правил ведения ЕГРП в случае, если правообладателем является физическое лицо, в записях реестра указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты. Документы, представленные истцом, не соответствовали предъявленным требованиям, так как содержали противоречия.
Несоответствие паспортных данных арендатора по договору и фактических паспортных данных предпринимателя является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации прав на основании п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации, поскольку установление личности гражданина регистрирующий орган может осуществлять исключительно на основании данных, указанных в паспорте, а не устных либо письменных заявлений гражданина.
Арбитражный суд Челябинской области отказал в удовлетворении исковых требований. Апелляционная коллегия оставила решение суда первой инстанции без изменения <*>.
--------------------------------
<*> Судебная защита прав на недвижимое имущество. М., 2004. С. 137.
Если заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, рекомендуется принимать во внимание, что согласно ст. 6 и 24 Закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <*> иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам (лицам без гражданства указанные документы выдаются соответствующими органами государства их проживания), удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Если заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии со ст. 24 ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане осуществляют въезд в Российскую Федерацию на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство, лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию на основании вида на жительство.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.