Главная "Авеню" >> Электронная библиотека РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СКАЧАТЬ zip
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года
Е.А. ЧЕФРАНОВА От автора Список основных сокращений Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности 3.1. Субъекты гражданских правоотношений 3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина* 3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина 3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений* 3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права* 3.4. Объекты гражданских правоотношений 3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав* 3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости* 3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков 3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства* 3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации 3.5.1. Понятие, виды и формы сделок* 3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации* 3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок* 3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок* 3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность* 3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей 3.7. Право собственности и иные вещные права 3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав* 3.7.2. Понятие и содержание права собственности* 3.7.4. Основания прекращения права собственности* 3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления 3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров 3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств* 3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров* 3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров* 3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним 3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества 3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них 3.10. Правовое регулирование земельных отношений 3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав* 3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую 3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование* 3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц* 3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации 3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации* 3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки* 3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*
Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав 4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав 4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации 4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав 4.8. Порядок проведения государственной регистрации 4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки 4.10. Основания для государственной регистрации прав 4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации 4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав 4.13. Прекращение государственной регистрации прав 4.14. Сроки совершения регистрационных действий 4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав 4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме 4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости 5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины 5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий 5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию 5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты 5.5. Налог на имущество физических лиц 5.6. Налог на землю 5.7. Оценка недвижимости* Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности Специальная литература
ОТ АВТОРА
Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции. Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.
Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей. Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов. Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора. Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.
Елена Чефранова, проректор Российской правовой академии Минюста России
Список основных сокращений
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях МРОТ - минимальный размер оплаты труда НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
|
Главная "Авеню"
>>
Электронная библиотека
>>
РИЭЛТОР: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
>>
РЕГИСТРАТОР
ПРАВ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
Первоначальные способы приобретения права собственности на недвижимое имущество. Основания приобретения права собственности - это различные правопорождающие юридические факты, т.е. обстоятельства реальной действительности, с которыми закон связывает возникновение права собственности на определенное имущество у конкретного лица. Имущество в собственность может приобретаться различными способами, которые принято подразделять на две группы:
первоначальные - не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь;
производные, при которых право собственности на вещь переходит к последующему собственнику от его предшественника.
К первоначальным способам приобретения права собственности на недвижимое имущество относятся:
создание (строительство) в установленном порядке нового объекта, на который ранее не существовало ничьих прав;
при выполнении определенных условий - самовольная постройка;
приобретение права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество;
Объект нового строительства как объект права признается существующим с момента государственной регистрации права; до момента государственной регистрации вновь создаваемая недвижимая вещь юридически не существует. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права. Объектом права собственности с момента государственной регистрации становится и объект незавершенного строительства.
На государственную регистрацию вновь возведенного объекта представляются документы, подтверждающие факт создания объекта, а также права на земельный участок для создания данного объекта недвижимости (п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации). Собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение или иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему земельном участке, при условии соблюдения в ходе строительства требований закона и иных правовых актов, в том числе градостроительных и строительных норм и правил. Соблюдение соответствующих норм и правил обеспечивается на стадиях:
1) осуществления подготовки проектной документации <*>;
2) выдачи разрешения на строительство <**>;
3) выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию <***>.
--------------------------------
<*> Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
<**> Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
<***> Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представляются такие документы, как
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
- заключение органа государственного строительного надзора, органа государственного пожарного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и ряд других.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 218, ст. 263 и с учетом требований ст. 222 ГК РФ право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает на основании совокупности следующих юридических фактов:
для строительства объекта в установленном порядке отведен земельный участок либо осуществление строительства объекта на участке, находящемся в собственности, не противоречит целевому назначению последнего;
получено разрешение на строительство, за исключением случаев, когда такого разрешения не требуется;
при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные нормы;
объект возведен застройщиком для себя с целью приобретения права собственности, а не для других лиц <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. Указ. соч. С. 241.
Самовольная постройка недвижимости не порождает возникновения права собственности на нее. Сама постройка не становится объектом гражданских прав и не может участвовать в гражданском обороте. Самовольным признается строительство при наличии любого из нарушений, указанных в п. 1 ст. 222 ГК РФ:
нарушение порядка землеотвода или его целевого назначения;
отсутствие необходимой проектной документации и, как следствие, разрешения на строительство;
существенное нарушение строительных норм и правил.
Однако признание права собственности на самовольную постройку возможно. Застройщик может приобрести право собственности на самовольно возведенное строение, если при этом не нарушаются законные интересы других лиц и не создается угроза жизни и здоровью граждан, что подтверждается наличием необходимых разрешений органов пожарного и санитарного надзора, архитектурного или строительного контроля, а лицо, осуществившее такую постройку, надлежащим образом оформило право на соответствующий земельный участок (п. 3 ст. 222 ГК РФ). При наличии перечисленных условий суд может признать право собственности на данную постройку за собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором она осуществлена <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Толчеев Н. Признание судом права собственности на самовольную постройку // Российская юстиция. 2003. N 5.
Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи - один из первоначальных способов приобретения этого права. Под бесхозяйным понимается имущество, собственник которого неизвестен, либо отказался от него, либо утратил на него право.
Бесхозяйное недвижимое имущество должно быть принято на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Росрегистрация - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Росрегистрации - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект или принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником во владение, пользование и распоряжение. Государственная регистрация права собственности осуществляется в соответствии с порядком, установленным ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности <*>. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Недвижимое имущество, принятое на учет как бесхозяйное, может находиться в фактическом владении, осуществляемом добросовестно, открыто и непрерывно, в течение 15-летнего срока, предусмотренного для установления перехода в собственность недвижимого имущества в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ), сущность которой кратко можно выразить так: "время возводит владение в право" <**>. Право собственности на недвижимость в силу истечения срока приобретательной давности возникает только с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация права собственности на находящийся на учете объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента регистрации права собственности на него в силу приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ).
--------------------------------
<*> Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" // СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668. В действующей редакции см. "КонсультантПлюс".
<**> Дернбург Г. Пандекты: вещное право. Т. 1. Ч. 2. СПб., 1905. С. 127.
Производные способы приобретения права собственности. Наличие правопреемства - вот основной отличительный признак производных способов приобретения права собственности на недвижимость. К производным способам приобретения права собственности относятся:
приобретение по договорам;
в порядке наследования;
в результате реорганизации юридического лица.
Важное значение имеет определение момента, с которого на приобретателя вещи по договору переходит право собственности. На объекты недвижимости, права на которые подлежат регистрации, право собственности у приобретателя по договору возникает в соответствии с п. 2 ст. 223 ГК РФ в момент государственной регистрации перехода права, а не в момент фактической передачи или в какой-либо иной момент, определенный договором. Такой порядок получил название "система регистрации". Таким образом, право собственности на недвижимость на основании договоров возникает из сложного юридического состава.
Право собственности на недвижимое имущество и любое иное имущество, переходящее в порядке наследования по завещанию или по закону, возникает со дня открытия наследства. Статьей 1152 ГК РФ установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследникам на праве собственности со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации. В этом случае государственная регистрация имеет не правообразующее, а лишь правоподтверждающее значение.
При реорганизации юридических лиц право у организаций-правопреемников возникает с момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Основание возникновения права - передаточный акт или разделительный баланс (ст. 58 ГК РФ).
Основания (способы) возникновения права собственности
Классификация оснований (способов) приобретения и прекращения права собственности