АВЕНЮ

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека  

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ          СКАЧАТЬ  zip

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года

 

Е.А. ЧЕФРАНОВА

От автора

Список основных сокращений

Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции

Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации

Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности

3.1. Субъекты гражданских правоотношений                                

3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина*

3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина

3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений*

3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права*

3.4. Объекты гражданских правоотношений

3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав*

3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости*

3.4.3. Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый учет земельных участков и технический учет (техническая инвентаризация) объектов)*

3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков

3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства*

3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

3.5.1. Понятие, виды и формы сделок*

3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации*

3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок*

3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок*

3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность*

3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей

3.7. Право собственности и иные вещные права

3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав*

3.7.2. Понятие и содержание права собственности*

3.7.3. Способы приобретения права собственности. Первоначальные способы приобретения права собственности на недвижимое имущество. Производные способы приобретения права собственности*

3.7.4. Основания прекращения права собственности*

3.7.5. Понятие "правовая природа" и виды ограниченных вещных прав. Особенности государственной регистрации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)*

3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

3.7.7. Общая собственность. Понятие, основания возникновения и виды общей собственности. Особенности государственной регистрации права общей собственности*

3.7.8. Право общей совместной собственности супругов. Законный и договорный режим имущества супругов*

3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств*

3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров*

3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров*

3.8.4. Договор продажи недвижимости: особенности правового регулирования. Государственная регистрация прав и сделок при купле-продаже недвижимости*

3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

3.8.6. Договор мены недвижимого имущества: содержание, форма. Мена жилых помещений. Государственная регистрация договора мены объектов недвижимости*

3.8.7. Договор ренты и договор пожизненного содержания с иждивением. Государственная регистрация договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением*

3.8.8. Договор дарения: понятие и основные элементы ограничения и запрещение дарения. Договор пожертвования недвижимого имущества Государственная регистрация договора дарения недвижимости*

3.8.9. Договор аренды недвижимого имущества Государственная регистрация договора аренды. Государственная регистрация соглашений об изменении договоров аренды и регистрация прекращения аренды*

3.8.10. Понятие и основания возникновения ипотеки, ее правовое регулирование. Договор ипотеки, его элементы и существенные условия. Государственная регистрация ипотеки*

3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

3.9.1. Приватизация жилых помещений. Договор передачи жилых помещений. Государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации

3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

3.10. Правовое регулирование земельных отношений

3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав*

3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую

3.10.3. Часть земельного участка как объект имущественных прав. Основания и порядок раздела земельных участков*

3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности

3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование*

3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц*

3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации

3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации*

3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки*

3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*

 

Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав

4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.4. Источники правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав

4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации

4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

4.8. Порядок проведения государственной регистрации

4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки

4.10. Основания для государственной регистрации прав

4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации

4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав

4.13. Прекращение государственной регистрации прав

4.14. Сроки совершения регистрационных действий

4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав

4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме

4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости

5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины

5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий

5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию

5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты

5.5. Налог на имущество физических лиц

5.6. Налог на землю

5.7. Оценка недвижимости*

Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности

Специальная литература

 

 

ОТ АВТОРА

 

Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции.

Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.

 

Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей.

Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов.

Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора.

Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.

 

Елена Чефранова,

проректор Российской правовой

академии Минюста России

 

Список основных сокращений

 

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации

Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МРОТ - минимальный размер оплаты труда

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

 

 

СКАЧАТЬ zip

 


Все новости

5.8. Договор аренды недвижимого имущества авеню,av-ue.ru. Учебник регистратора прав.

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> РИЭЛТОР:  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
                                                                     >> РЕГИСТРАТОР ПРАВ:  ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

                                                                     >> Образцы документов

доп. см. СДЕЛКИ Постатейный комментарий Главы 9 ГК ГФ .  Под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА 2009 г.
              Понятие аренды недвижимости

5.8. Договор аренды недвижимого имущества

Под договором аренды (имущественного найма) понимается такой договор, по которому одна сторона - арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне - арендатору (нанимателю) определенное имущество за плату во временное владение и пользование или только во временное пользование.

Договор аренды является консенсульным, двусторонним, возмездным договором.

В ГК РФ договору аренды посвящена гл. 34, из содержания которой явствует, что договор аренды представляет собой самостоятельный вид договорных обязательств, направленных на передачу индивидуально-определенных вещей в пользование. Договору аренды свойственны следующие характерные черты, которые и позволяют рассматривать его в качестве самостоятельного типа гражданско-правовых договоров:

  • направленность договора на передачу имущества во владение и пользование без перехода права собственности;

  • выделение отдельных видов договора аренды в современном российском законодательстве произведено не на основе единого классификационного признака, а в зависимости от вида сдаваемого в аренду имущества.

К числу существенных условий договора аренды, недостижение сторонами соглашения по которым влечет признание договора незаключенным, относятся:

  • предмет договора;

  • срок.

Согласно общим положениям об аренде, в случае когда не определены размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, стороны должны руководствоваться условиями арендной платы, обычно применяемыми при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (ст. 614 ГК РФ). Только для договоров аренды здания (сооружения) условие о размере арендной платы признается условием, невключение которого в договор влечет за собой признание такого договора незаключенным (ст. 654 ГК РФ);

  • цена - сумма арендной платы.

Предметом договора аренды всегда выступает индивидуально-определенная, непотребляемая вещь. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 607 ГК РФ).

Так, между МУП "Городской центр градостроительства и землеустройства" и АО был заключен договор аренды доли земельного участка (без выдела в натуре) сроком на 49 лет. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, отказал в регистрации договора аренды доли земельного участка, указав на отсутствие в договоре данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды. Отказ в государственной регистрации был обжалован в арбитражный суд. Арбитражный суд Тульской области отказал истцам в удовлетворении иска к регистрирующему органу. При этом суд исходил из того, что в силу п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды, поскольку объект аренды не выделен в натуре, а план земельного участка сторонами не согласован. Суд счел, что сторонами не определен объект аренды <*>.

--------------------------------
<*> Судебная защита прав на недвижимое имущество. М., 2003. С. 132 - 133.

ГК РФ установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором. В случае если срок в договоре не указан, то договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. Правовые последствия заключения договора аренды без указания срока его действия сводятся к тому, что каждая из сторон получает право отказаться от договора в одностороннем порядке с соблюдением условия о предварительном предупреждении контрагента. В случае аренды движимого имущества предупреждение должно быть сделано за один месяц до предполагаемой даты прекращения договора, а при аренде недвижимого имущества - за 3 месяца (п. 1, 2 ст. 610 ГК РФ). Законом могут быть предусмотрены предельные сроки отдельных видов договора аренды или аренды отдельных видов имущества; в таком случае независимо от срока, указанного в договоре, договор аренды считается прекращенным по истечении предельного срока (п. 3 ст. 610 ГК РФ).

Так, в соответствии с п. 7 ст. 22 ЗК РФ земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. Согласно п. 10 той же статьи в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия. В соответствии со ст. 9 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (ред. от 18.07.2005) <*> договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. Согласно ст. 31 ЛК РФ участки лесного фонда могут сдаваться в аренду на срок от одного года до 99 лет <**>.

--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
<**> СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610.

Действующее законодательство предусматривает преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности по договору, по истечении срока договора на заключение договора на новый срок (ст. 621 ГК РФ).

Субъектами договора аренды недвижимого имущества являются арендодатель (наймодатель) и арендатор (наниматель).

Арендодателем по договору аренды недвижимого имущества, как, впрочем, и любого иного, выступает его собственник либо иное лицо, управомоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). В силу закона правом передавать недвижимое имущество в аренду обладают субъекты права хозяйственного ведения - унитарные государственные и муниципальные учреждения, однако только при условии наличия согласия собственника в лице его уполномоченного органа (ст. 295 ГК РФ). Казенные предприятия как субъекты права оперативного управления могут выступать арендодателями недвижимого имущества только с согласия собственника. Учреждение ни при каких условиях не вправе сдавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное за счет средств, выделенных по смете. Недвижимое имущество, приобретенное на средства, полученные от приносящей доход разрешенной учредительными документами деятельности, учреждение вправе передавать по договору аренды самостоятельно.

Специальными законами для образовательных учреждений, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования, но только федеральных, сделано исключение: им законом предоставлено право выступать в качестве не только арендатора, но и арендодателя <*>. В соответствии со ст. 31 ЛК РФ правом самостоятельно сдавать в аренду участки лесного фонда наделены лесхозы Федерального агентства лесного хозяйства <**>.

--------------------------------
<*> См.: Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 21.07.2005), ст. 39 // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.  (с изм. и доп., вступившими в силу с 12.08.2005); Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 21.04.2005) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. .

<**> Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2565. См. п. 1: "Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства".

Арендодателями недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и не закрепленного за унитарными государственными предприятиями и учреждениями, выступают Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы <*>. Арендодателями недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований и не закрепленного за унитарными государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, выступают уполномоченные органы государственной власти субъекта Федерации или местного самоуправления. Перед регистрацией аренды должна быть в обязательном порядке осуществлена регистрация права собственности соответствующего публичного собственника. Из правила об обязательной первичной регистрации есть исключение, установленное ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в ред. от 08.12.2003): до разграничения государственной собственности на землю регистрация права государственной собственности для распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется (ст. 10).

--------------------------------
<*> Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1492.

Арендатором может выступать всякий дееспособный гражданин либо организация.

Особое внимание необходимо обратить на то, что применительно к недвижимости схема правового регулирования арендных отношений строится иначе, чем регулирование договора купли-продажи. В последнем случае ГК РФ установлены специальные правила купли-продажи любых объектов недвижимого имущества (§ 7 гл. 30, ст. 549 - 558 ГК РФ). В гл. 34 ГК РФ, посвященной договору аренды, специальные правила, касающиеся договора аренды любого недвижимого имущества, помещены в § 1 гл. 34, регламентирующем общие положения об аренде (п. 2 ст. 607, п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 617) <*>.

--------------------------------
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е,

В самостоятельный вид договора аренды выделена аренда зданий и сооружений (§ 4 гл. 34 ГК РФ). По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование здание или сооружение (п. 1 ст. 650 ГК РФ). Следовательно, в первую очередь к договорам аренды зданий и сооружений применяются специальные нормы указанного параграфа, а правила, касающиеся аренды любого недвижимого имущества, применяются в качестве общих положений об аренде, но только в том случае, если нормами § 4 гл. 34 ГК РФ не установлено иное. К особенностям правового регулирования аренды зданий и сооружений следует отнести и регламентацию прав арендатора на земельный участок, на котором расположено арендуемое здание или сооружение.

По договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующую часть земельного участка. Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением (ст. 652 ГК РФ). Заметим, что по общему правилу аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка (п. 3 ст. 652 ГК РФ).

Устойчивость отношений по аренде зданий и сооружений обеспечивается также правилом, закрепленным в норме ст. 653 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда земельный участок, на котором находится арендованное здание или сооружение, продается другому лицу, за арендатором этого здания или сооружения сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования, на условиях, действовавших до продажи земельного участка.

Передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами, тогда как передача в аренду иного недвижимого имущества передаточным актом не оформляется.

Отношения по аренде и субаренде земельных участков урегулированы ст. 22 ЗК РФ; так, следует иметь в виду, что арендатору земельного участка предоставлено право передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдавать арендные права земельного участка в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключения нового договора аренды земельного участка не требуется. Кроме того, за арендатором земельного участка закреплено право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

Предусматривая обязательность условия о размере арендной платы только для договора аренды здания (сооружения), закон тем не менее не включает каких-либо специальных правил относительно формы арендной платы, порядка и сроков внесения арендных платежей.

Стороны договора аренды любого недвижимого имущества могут договориться о таких формах арендной платы, как:

  • твердая денежная сумма за весь объект;

  • твердая денежная сумма в расчете за 1 кв. м общей площади передаваемого по договору объекта;

  • доля доходов арендатора от использования недвижимости, переданной по договору;

  • услуги со стороны арендатора, оказываемые арендодателю (например, охрана объектов, принадлежащих арендодателю);

  • возложение на арендатора затрат на капитальный ремонт объекта недвижимого имущества, переданного по договору аренды.

Главное, чтобы встречное представление арендатора, получаемое арендодателем в качестве арендной платы, имело денежную оценку.

Государственная регистрация договора аренды. Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо - независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ст. 609 ГК РФ). Иное установлено законом в отношении договоров аренды таких объектов недвижимости, как здания или сооружения, которые подлежат государственной регистрации в том случае, если они заключены на срок не менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ), а в остальных случаях для их вступления в силу достаточно заключения договора в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 651 ГК РФ). В соответствии со ст. 26 ЗК РФ договоры аренды земельных участков, заключенные на срок не менее одного года, подлежат государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат договоры аренды участков лесного фонда независимо от срока договора (ст. 609 ГК РФ, ст. 32 ЛК РФ). Договор аренды предприятия как имущественного комплекса должен быть зарегистрирован независимо от срока аренды (п. 2 ст. 658 ГК РФ). Требование о государственной регистрации в силу п. 2 ст. 615 ГК РФ распространяется на договоры субаренды недвижимого имущества. По общим положениям о договорах государственной регистрации подлежат также соглашение о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды или договоры перенайма (ст. 389, 391, 615 ГК РФ) <*>, а также соглашения об изменении договора аренды недвижимого имущества.

--------------------------------
<*> Подробнее см.: Приходько И.А., Пацация М.Ш. Сделка перенайма недвижимости подлежит государственной регистрации // Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 9. М.: Юридическая литература, 2002. С. 72 - 78.

 

На стадии принятия ГК РФ еще не были в достаточной степени осмыслены масштабы, которые впоследствии принял гражданский оборот нежилых помещений. Из сопоставления текстов ст. 609 и ст. 651 ГК РФ многими делался достаточно парадоксальный вывод о том, что договор аренды здания, заключенный на срок менее одного года, государственной регистрации не подлежит, а вот аренда помещения в таком здании (конференц-зала, спортивного зала и т.п.) подлежит государственной регистрации независимо от того, на какой срок договор аренды заключается. Определенная ясность в данный вопрос была внесена Высшим Арбитражным Судом РФ, который дал следующие разъяснения: "Статья 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" относит жилые и нежилые помещения к недвижимому имуществу, право на которое, а также сделки с которым подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных законом. Согласно ч. 2 п. 6 ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" помещение (жилое и нежилое) представляет собой "объект, входящий в состав зданий и сооружений". Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в ГК РФ отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила п. 2 ст. 651 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в договоре" <*>.

--------------------------------
<*> Письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений" // Вестник ВАС РФ. 2000. N 7.

Необходимо учитывать также положение, содержащееся в п. 2 ст. 13 Закона о государственной регистрации, согласно которому регистрация договора аренды объекта недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Государственная регистрация договоров аренды производится по заявлению любой из сторон договора - арендодателя или арендатора. Государственная регистрация аренды производится посредством регистрации договора аренды (п. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации). Запись о сделке вносится в подразд. III-4, одновременно в специально предназначенную ч. III-1 вносится запись об аренде как обременении (ограничении), поскольку аренда обременяет недвижимость. Номер регистрации сделки, на основании которой возникает ограничение (обременение) права договором аренды, указываемый в графе "Номер регистрации" подразд. III-4, и номер регистрации ограничения (обременения) права аренды, указываемый в графе "Номер регистрации" подразд. III-1, III-2 и т.п., являются одинаковыми. На листе записи об аренде в графу "Описание предмета аренды" заносятся данные об арендуемом объекте недвижимости или его части.

Если объект недвижимости арендуется целиком, то в этой графе пишется: "Весь объект". При аренде участка лесного фонда (леса) в данной графе также указываются виды лесопользования. В графу "Срок" приложения N 3 заносятся даты начала и окончания аренды или дата начала аренды и ее продолжительность. В случае, если срок аренды не определен, вместо продолжительности аренды пишутся слова: "Срок не определен" (п. 43 - 45 Правил ведения ЕГРП).

Предусмотренная п. 73 Правил ведения ЕГРП выдача свидетельства о регистрации аренды осуществляется на основании регистрации договора.

Приказ Минюста РФ от 6 августа 2004 г. 135  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

 

Государственная регистрация соглашений об изменении договоров аренды и регистрация прекращения аренды

Соглашение об изменении и дополнении к договору аренды является сделкой, направленной на изменение отношений сторон, возникших на основании ранее заключенного договора аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение о расторжении или изменении договора аренды заключается в той же форме, что и договор. Однако государственная регистрация не является элементом формы договора, и специального требования об обязательной государственной регистрации соглашений о внесении изменений в подлежащие регистрации договоры российское законодательство не содержит <*>. Поскольку вопрос о необходимости государственной регистрации изменений и дополнений к подлежащим регистрации сделкам с недвижимостью законодательно не урегулирован, представляется, что государственной регистрации подлежат только те соглашения, которые изменяют содержание регистрационной записи об аренде как ограничении (обременении): соглашение об изменении срока договора, соглашение об изменении объекта договора аренды. Соглашения, не изменяющие содержание регистрационной записи, например соглашения об изменении размера арендной платы, регистрации не подлежат.

--------------------------------
<*> Пискунова М.Г. Государственная регистрация аренды недвижимости // В кн.: Государственная регистрация прав на недвижимость: проблемы регистрационного права. М.: Ось-89, 2003. С. 124.

Следует четко уяснить, что имеется в виду под "соглашением о пролонгации договора аренды". Если под пролонгацией понимается увеличение срока действующего договора аренды, то государственная регистрация соглашения об изменении срока необходима. Если же стороны под пролонгацией понимают право арендатора по истечении срока на заключение договора на новый срок в соответствии с п. 1 ст. 621 ГК РФ, то данное соглашение представляет собой новый договор, который подлежит регистрации в зависимости от продолжительности нового срока.

Например, если сторонами заключен договор аренды здания на срок 11 месяцев, то такой договор, как известно, регистрации не подлежит. По истечении срока договора заключается новый краткосрочный договор аренды, не подлежащий регистрации. В результате арендатор суммарно пользуется зданием больше одного года без государственной регистрации договора. В этом нет ничего предосудительного, а тем более незаконного.

Если арендатору не требуется дополнительных гарантий со стороны государства в виде регистрации договора долгосрочной аренды, он вправе заключать договоры на срок менее одного года, имея преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ).

Если договор аренды прекращен, то необходима государственная регистрация прекращения ограничения (обременения). В случае прекращения договора аренды запись об обременении (ограничении) права собственности или иного вещного права арендодателя погашается на лицевой стороне листа специальным штампом погашения регистрационной записи. В штампе погашения регистрационной записи проставляются дата регистрации прекращения права или ограничения и имя регистратора, заверенные его подписью (п. 62 Правил ведения ЕГРП). При автоматизированном ведении реестра запись о прекращении аренды выполняется на отдельном листе.

По заявлению сторон договора орган по регистрации прав может проставить штамп погашения и на подлинных экземплярах договора аренды. Регистрация прекращения аренды может быть подтверждена выпиской из ЕГРП, выдаваемой по заявлению арендатора или арендодателя. Регистрационная запись об аренде до истечения срока действия договора может быть погашена на основании:

  • вступившего в законную силу судебного решения о расторжении договора по инициативе одной из сторон;

  • соглашения о расторжении договора аренды;

  • вступившего в законную силу решения суда о признании договора аренды недействительным.

При регистрации договоров аренды в регистрационной записи указывается срок аренды, однако само по себе истечение установленного договором срока не является основанием для погашения регистрационной записи. После истечения срока договора запись об аренде может быть погашена по заявлению одной из сторон.

Если срок договора истек, но арендатор при отсутствии возражений со стороны арендодателя продолжает владеть и пользоваться арендованным недвижимым имуществом и при этом ни одна из сторон не заявила в орган по регистрации прав о погашении записи об аренде, то в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ договор считается возобновленным на неопределенный срок на прежних условиях. При таких обстоятельствах регистрационная запись может быть в дальнейшем погашена по заявлению любой из сторон договора при условии, что другая сторона была предупреждена о прекращении договора аренды за 3 месяца, если иной срок предупреждения не предусмотрен договором (п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Запись об аренде подлежит погашению в случае выкупа арендованного имущества. Погашение записи об аренде производится после того, как произведена государственная регистрация перехода права на арендованное имущество к арендатору. В этом случае обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ), поэтому запись об аренде погашается без заявления сторон.


Ещё по теме:


Главная "Авеню" >> Электронная библиотека  

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ          СКАЧАТЬ  zip

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года

 

Е.А. ЧЕФРАНОВА

От автора

Список основных сокращений

Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции

Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации

Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности

3.1. Субъекты гражданских правоотношений                                

3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина*

3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина

3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений*

3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права*

3.4. Объекты гражданских правоотношений

3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав*

3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости*

3.4.3. Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый учет земельных участков и технический учет (техническая инвентаризация) объектов)*

3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков

3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства*

3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

3.5.1. Понятие, виды и формы сделок*

3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации*

3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок*

3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок*

3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность*

3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей

3.7. Право собственности и иные вещные права

3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав*

3.7.2. Понятие и содержание права собственности*

3.7.3. Способы приобретения права собственности. Первоначальные способы приобретения права собственности на недвижимое имущество. Производные способы приобретения права собственности*

3.7.4. Основания прекращения права собственности*

3.7.5. Понятие "правовая природа" и виды ограниченных вещных прав. Особенности государственной регистрации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)*

3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

3.7.7. Общая собственность. Понятие, основания возникновения и виды общей собственности. Особенности государственной регистрации права общей собственности*

3.7.8. Право общей совместной собственности супругов. Законный и договорный режим имущества супругов*

3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств*

3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров*

3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров*

3.8.4. Договор продажи недвижимости: особенности правового регулирования. Государственная регистрация прав и сделок при купле-продаже недвижимости*

3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

3.8.6. Договор мены недвижимого имущества: содержание, форма. Мена жилых помещений. Государственная регистрация договора мены объектов недвижимости*

3.8.7. Договор ренты и договор пожизненного содержания с иждивением. Государственная регистрация договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением*

3.8.8. Договор дарения: понятие и основные элементы ограничения и запрещение дарения. Договор пожертвования недвижимого имущества Государственная регистрация договора дарения недвижимости*

3.8.9. Договор аренды недвижимого имущества Государственная регистрация договора аренды. Государственная регистрация соглашений об изменении договоров аренды и регистрация прекращения аренды*

3.8.10. Понятие и основания возникновения ипотеки, ее правовое регулирование. Договор ипотеки, его элементы и существенные условия. Государственная регистрация ипотеки*

3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

3.9.1. Приватизация жилых помещений. Договор передачи жилых помещений. Государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации

3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

3.10. Правовое регулирование земельных отношений

3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав*

3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую

3.10.3. Часть земельного участка как объект имущественных прав. Основания и порядок раздела земельных участков*

3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности

3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование*

3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц*

3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации

3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации*

3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки*

3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*

 

Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав

4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.4. Источники правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав

4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации

4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

4.8. Порядок проведения государственной регистрации

4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки

4.10. Основания для государственной регистрации прав

4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации

4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав

4.13. Прекращение государственной регистрации прав

4.14. Сроки совершения регистрационных действий

4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав

4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме

4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости

5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины

5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий

5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию

5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты

5.5. Налог на имущество физических лиц

5.6. Налог на землю

5.7. Оценка недвижимости*

Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности

Специальная литература

 

 

ОТ АВТОРА

 

Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции.

Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.

 

Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей.

Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов.

Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора.

Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.

 

Елена Чефранова,

проректор Российской правовой

академии Минюста России

 

Список основных сокращений

 

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации

Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МРОТ - минимальный размер оплаты труда

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

 

 

СКАЧАТЬ zip

 

Читать популярные статьи на сайте!!!










Список терминов
определений
и понятий