АВЕНЮ

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека  

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ          СКАЧАТЬ  zip

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года

 

Е.А. ЧЕФРАНОВА

От автора

Список основных сокращений

Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции

Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации

Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности

3.1. Субъекты гражданских правоотношений                                

3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина*

3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина

3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений*

3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права*

3.4. Объекты гражданских правоотношений

3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав*

3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости*

3.4.3. Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый учет земельных участков и технический учет (техническая инвентаризация) объектов)*

3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков

3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства*

3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

3.5.1. Понятие, виды и формы сделок*

3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации*

3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок*

3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок*

3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность*

3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей

3.7. Право собственности и иные вещные права

3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав*

3.7.2. Понятие и содержание права собственности*

3.7.3. Способы приобретения права собственности. Первоначальные способы приобретения права собственности на недвижимое имущество. Производные способы приобретения права собственности*

3.7.4. Основания прекращения права собственности*

3.7.5. Понятие "правовая природа" и виды ограниченных вещных прав. Особенности государственной регистрации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)*

3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

3.7.7. Общая собственность. Понятие, основания возникновения и виды общей собственности. Особенности государственной регистрации права общей собственности*

3.7.8. Право общей совместной собственности супругов. Законный и договорный режим имущества супругов*

3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств*

3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров*

3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров*

3.8.4. Договор продажи недвижимости: особенности правового регулирования. Государственная регистрация прав и сделок при купле-продаже недвижимости*

3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

3.8.6. Договор мены недвижимого имущества: содержание, форма. Мена жилых помещений. Государственная регистрация договора мены объектов недвижимости*

3.8.7. Договор ренты и договор пожизненного содержания с иждивением. Государственная регистрация договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением*

3.8.8. Договор дарения: понятие и основные элементы ограничения и запрещение дарения. Договор пожертвования недвижимого имущества Государственная регистрация договора дарения недвижимости*

3.8.9. Договор аренды недвижимого имущества Государственная регистрация договора аренды. Государственная регистрация соглашений об изменении договоров аренды и регистрация прекращения аренды*

3.8.10. Понятие и основания возникновения ипотеки, ее правовое регулирование. Договор ипотеки, его элементы и существенные условия. Государственная регистрация ипотеки*

3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

3.9.1. Приватизация жилых помещений. Договор передачи жилых помещений. Государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации

3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

3.10. Правовое регулирование земельных отношений

3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав*

3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую

3.10.3. Часть земельного участка как объект имущественных прав. Основания и порядок раздела земельных участков*

3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности

3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование*

3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц*

3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации

3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации*

3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки*

3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*

 

Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав

4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.4. Источники правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав

4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации

4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

4.8. Порядок проведения государственной регистрации

4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки

4.10. Основания для государственной регистрации прав

4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации

4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав

4.13. Прекращение государственной регистрации прав

4.14. Сроки совершения регистрационных действий

4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав

4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме

4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости

5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины

5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий

5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию

5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты

5.5. Налог на имущество физических лиц

5.6. Налог на землю

5.7. Оценка недвижимости*

Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности

Специальная литература

 

 

ОТ АВТОРА

 

Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции.

Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.

 

Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей.

Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов.

Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора.

Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.

 

Елена Чефранова,

проректор Российской правовой

академии Минюста России

 

Список основных сокращений

 

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации

Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МРОТ - минимальный размер оплаты труда

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

 

 

СКАЧАТЬ zip

 


Все новости

8. Оценка недвижимости авеню,av-ue.ru. Учебник регистратора прав.

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >>РИЭЛТОР:  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
                                                                              >>РЕГИСТРАТОР ПРАВ:  ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

 

Доп.см. Оценка недвижимости 

8. Оценка недвижимости

 

Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Оценка недвижимости может производиться для:

- совершения сделок;

- налогообложения недвижимости;

- государственного и муниципального управления.

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <*> (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

--------------------------------

<*> ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

 

К объектам оценки относятся:

- отдельные материальные объекты (вещи);

- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество движимое и недвижимое, а также предприятия как имущественные комплексы;

- права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

- права требования, обязательства (долги);

- работы, услуги, информация;

- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Обязательность проведения оценки объектов недвижимости. Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов недвижимости, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при национализации имущества.

Обязательно проведение оценки при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки.

Оценка является обязательной также при составлении брачных контрактов и соглашений о разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества.

При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд в обязательном порядке производится оценка объектов, подлежащих выкупу.

Обязательным является проведение оценки объектов в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Законодательство, которое регулирует оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

В соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство РФ Постановлением от 07.06.2002 N 395 (действует в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731) утвердило Положение о лицензировании оценочной деятельности <*>, где установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Министерство экономического развития и торговли РФ (Постановление Правительства РФ от 27.08.2004 N 443). На Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке.

--------------------------------

 

Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519 "Об утверждении Стандартов оценки" <*> в соответствии со ст. 19 и 20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности.             !!! см. новые стандарты  

 

Теоретическим фундаментом процесса оценки недвижимости является единый набор оценочных принципов. Профессиональные оценщики разработали логический и систематический подход к оценке недвижимости различных типов. Он реализуется через серию последовательных шагов, позволяющих принять во внимание все важные и значимые рыночные факты, которые могут повлиять на стоимость собственности.

Существует три подхода к оценке стоимости имущества.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости недвижимости, основанных на определении ожидаемых доходов от коммерческого использования оцениваемого имущества.

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости недвижимости, основанных на определении затрат, необходимых для ее восстановления либо замещения, с учетом накопленного износа.

Рыночный подход - совокупность методов оценки стоимости недвижимости, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Каждый из подходов основывается на методах оценки недвижимости.

Основу представленных методов составляет оценка стоимости объекта, основанная на результатах перспективного коммерческого использования данной недвижимости.

Метод капитализации доходов может применяться, когда ожидается, что будущие результаты деятельности не будут существенно отличаться от их текущего нормализованного объема или если будущие доходы будут расти прогнозируемыми темпами.

Метод, основанный на дисконтировании будущих доходов, используется в том случае, когда будущие доходы могут быть достаточно точно определены и ожидается их существенное отличие от текущих вследствие действия различных факторов.

Доходный подход определения стоимости недвижимого имущества используется для оценки объектов, приносящих доход. Основным принципом, лежащим в основе метода, является то, что стоимость объекта недвижимой собственности, в который вложен капитал, отражает качество и количество ожидаемого дохода на протяжении всего срока службы. Подход предполагает, что покупатели, желающие купить объект недвижимости, рассчитывают на получение в будущем значительного дохода. Доходный подход наиболее удобен для тех видов имущества, которые чаще всего покупаются с целью извлечения дохода. К ним можно отнести сдаваемые в аренду жилые дома, коммерческие здания, здания под размещение учреждений.

Рыночный подход состоит в том, чтобы подобрать сопоставимые объекты и ретроспективную информацию по сделкам с ними - своеобразная проверка на "здравый смысл" результатов применения других подходов. Базируется на методах, основанных на анализе текущих затрат на воспроизводство собственности, за вычетом аккумулированного накопленного износа по объекту. Ограничением данной группы методов является то, что полученные результаты не отражают действия сил спроса и предложения на рынке недвижимости.

Затратный подход, используемый для оценки недвижимости, основан на предположении, что затраты, необходимые для создания оцениваемого объекта в его существующем состоянии или воспроизведения его потребительских свойств, в совокупности с рыночной стоимостью земельного участка, на котором этот объект находится, являются приемлемым ориентиром для определения рыночной стоимости объекта оценки.

Затратный подход применяют также при технико-экономическом обосновании нового строительства, при оценке рыночной стоимости объектов незавершенного строительства и реконструируемых объектов. В ряде случаев затратный подход позволяет оценить эффективность инвестиционного проекта.

Однако стоит помнить, что при применении затратного метода полученная на его основе стоимость является базисом рыночной стоимости доходоприносящей недвижимости и может в значительной мере отличаться от последней.

Например, рыночная стоимость комплекса автозаправочной станции будет значительно больше затрат на строительство, а стоимость гостиницы, расположенной в неудачном месте (на окраине города), будет меньше, чем стоимость, определенная затратным методом.

Особенность применения затратного подхода составляет понимание оценщиком различия между восстановительной стоимостью (стоимостью воспроизводства) объекта и стоимостью замещения. Восстановительная стоимость (стоимость воспроизводства) определяется издержками в текущих ценах на строительство точной копии оцениваемого объекта с использованием таких же архитектурно-планировочных решений, строительных конструкций и материалов и с тем же качеством строительно-монтажных работ. При определении восстановительной стоимости воспроизводится тот же функциональный износ объекта и те же недостатки в архитектурных решениях, которые имеются у оцениваемого объекта. Стоимость замещения определяется расходами в текущих ценах на строительство объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле с использованием современных стандартов, материалов, дизайна и планировки.

Таким образом, восстановительная стоимость выражается издержками на воспроизводство точной копии объекта, а стоимость замещения - издержками на создание современного объекта - аналога.

Граница между восстановительной стоимостью объекта и стоимостью его замещения всегда условна, и оценщику в каждом конкретном случае приходится решать проблему выбора того или иного вида стоимостной оценки в зависимости от условий применения затратного подхода.

Согласно стандартам Российского общества оценщиков (СТО РОО 21-01-95) при оценке недвижимости с помощью затратного подхода рекомендуется последовательно определять:

- рыночную стоимость земельного участка;

- восстановленную стоимость объекта недвижимости или стоимость замещения;

- величину накопленного совокупного износа объекта;

- рыночную стоимость недвижимости затратным методом как сумму стоимости участка земли и восстановительной стоимости объекта за минусом накопленного износа.

Определение стоимости земельного участка. В оценочной практике определение стоимости участка земли рассматривается с позиций его доступности для наилучшего и наиболее эффективного экономического использования. При оценке недвижимости считается, что земельный участок имеет стоимость, в то время как улучшение - это вклад в стоимость.

При оценке земельного участка следует особо отметить состав оцениваемых прав собственности. В российских условиях объектом оценки является не полное (абсолютное) право собственности на земельный участок, а лишь право пользования на правах аренды, т.е. право использовать и занимать объект недвижимости на протяжении установленного срока и в соответствии с определенными условиями, закрепленными в договоре аренды. Соответственно выражением этого оцениваемого права является рыночная стоимость права аренды земельного участка.

Теория оценки выделяет пять основных методов определения стоимости земельных участков:

1. Метод капитализации земельной ренты (доходный подход).

2. Метод соотнесения (переноса).

3. Метод развития (освоения).

4. Техника остатка для земли.

5. Метод прямого сравнительного анализа продаж.

Определение стоимости земельного участка методом капитализации земельной ренты (доходный подход) заключается в капитализации доходов, полученных за счет арендных платежей. В связи с тем, что в России пока еще мало распространена практика сдачи в аренду частных землевладений, арендуются главным образом государственные и муниципальные земельные участки. Арендные платежи в этом случае регламентированы нормативной ценой земли, не адекватной ее рыночной стоимости, поэтому на практике применение метода капитализации земельной ренты дает недостаточно объективные результаты.

Метод соотнесения (переноса) заключается в определении соотношения между стоимостью земельного участка и проведенных на нем улучшений. Оценщик оценивает общую стоимость застроенного участка, вычитает из нее стоимость зданий и сооружений и получает стоимость земельного участка. Метод соотнесения целесообразен при недостаточности сравнимых продаж свободных земельных участков.

Метод развития (освоения) представляет собой упрощенную модель инвестиционного анализа варианта наилучшего использования земельного участка, не имеющего аналогов в сравнимых продажах. Как правило, это нестандартные крупные земельные массивы, для которых решается вопрос их рационального освоения. Такие случаи довольно часто встречаются в российской практике оценки.

Техника остатка для земли - универсальный метод оценки, но он наиболее эффективен при отсутствии сведений о сравнимых продажах свободных участков и наличии информации о доходности объекта. В этом случае затратным методом оценивается стоимость улучшений и с помощью коэффициента капитализации для здания определяется относящаяся к нему часть чистого операционного дохода. Остальная часть чистого операционного дохода всей собственности с помощью коэффициента капитализации для земли преобразуется в оценку ее стоимости.

Самым надежным из всех вышеуказанных методов в мировой практике принято считать метод прямого сравнительного анализа продаж. Расчет методом сравнительного анализа продаж заключается в анализе фактических сделок купли-продажи аналогичных земельных участков, в сравнении их с оцениваемым и внесении соответствующих поправок на различия, которые имеются между сопоставимыми участками и оцениваемым. В результате сначала устанавливается продажная цена каждого сопоставимого участка, как если бы он имел те же характеристики, что и оцениваемый участок, а затем определяется средневзвешенная стоимость оцениваемого земельного участка.

Определение восстановительной стоимости объекта недвижимости или стоимости замещения. Существуют четыре способа расчета восстановительной стоимости или стоимости замещения:

1. Метод количественного анализа.

2. Поэлементный способ расчета (метод учета затрат по укрупненным конструктивным элементам).

3. Метод сравнительной единицы.

4. Индексный способ.

Метод количественного анализа заключается в составлении смет затрат на все виды работ, необходимых для строительства отдельных конструктивных элементов объекта и объекта в целом: затраты труда, материалов, средств механизации работ. К этим затратам необходимо добавить накладные затраты и прибыль застройщика, а также затраты по проектированию, строительству, приобретению и монтажу оборудования, необходимые для воспроизводства оцениваемых улучшений. Метод количественного анализа наиболее точный, но и наиболее трудоемкий. Для его применения требуются высокая квалификация оценщика и большой опыт в составлении строительных смет.

Поэлементный способ расчета представляет собой модификацию количественного метода, но он гораздо менее трудоемок, так как основан на использовании не единичных, а укрупненных сметных норм и расценок. В качестве единиц измерения стоимости принимают наиболее характерные показатели конструктивных элементов (1 куб. м кирпичной кладки, 1 кв. м кровельных покрытий и т.п.).

Метод сравнительной единицы основан на сравнении стоимости единицы потребительских свойств оцениваемого объекта со стоимостью аналогичной единицы измерения подобного типового сооружения. Сущность метода состоит в том, что для оцениваемого объекта подбирают объект-аналог, сходный с оцениваемым по конструкционным характеристикам, используемым материалам и технологии изготовления. Затем стоимость единицы измерения объекта-аналога (1 куб. м, 1 кв. м и т.п.) умножается на число единиц оцениваемого объекта. Это наиболее простой способ оценки объекта недвижимости и широко применяемый оценщиками, особенно при проведении переоценки основных фондов предприятий.

Индексный способ заключается в определении восстановительной стоимости оцениваемого объекта путем умножения балансовой стоимости на соответствующий индекс переоценки. Индексы для переоценки основных фондов утверждаются Госкомстатом России и периодически публикуются в печати.

Определение величины накопленного совокупного износа. При затратном подходе определение износа используется для того, чтобы учесть различия в характеристиках нового объекта и реально оцениваемого объекта недвижимости. Учет износа объекта - это своего рода корректировка стоимости вновь воспроизведенного здания для определения стоимости оцениваемого объекта.

В зависимости от факторов снижения стоимости недвижимости износ подразделяется на физический, функциональный и внешний (экономический).

Физический износ отражает изменения физических свойств объекта недвижимости со временем (например, дефекты конструктивных элементов). Физический износ бывает двух типов: первый возникает под воздействием эксплуатационных факторов, второй - под воздействием естественных и природных факторов.

Существуют четыре основных метода расчета физического износа: экспертный, нормативный (или бухгалтерский), стоимостный и метод расчета срока жизни здания.

Самым точным и наиболее трудоемким способом является экспертный. Он предполагает создание дефектной ведомости и определение процента износа всех конструктивных элементов здания или сооружения.

Нормативный метод расчета физического износа основан на использовании Единых норм амортизационных отчислений. Эти нормы даются на полное восстановление первоначальной стоимости, а в расчет также включаются нормы амортизационных отчислений на капитальный ремонт и модернизацию зданий и сооружений.

Стоимостный метод заключается в определении затрат на восстановление элементов зданий и сооружений. В данном случае путем осмотра определяется процент износа каждого элемента здания, который затем переводится в стоимостном выражении.

Метод расчета срока жизни зданий базируется на экспертизе строений оцениваемого объекта и предположении, что эффективный возраст объекта (возраст, который соответствует физическому состоянию объекта и учитывает возможность его приобретения) так относится к типичному сроку экономической жизни (время, в течение которого объект может приносить прибыль), как накопленный износ - к текущей восстановительной стоимости.

Функциональный износ - это потеря в стоимости, вызванная тем, что объект не соответствует современным стандартам: с позиций его функциональной полезности, по архитектурно-эстетическим, объемно-планировочным, конструктивным решениям, благоустроенности, безопасности, комфортности и другим функциональным характеристикам.

Функциональный износ может быть устранимым и неустранимым. Если дополнительно полученная стоимость превышает затраты на восстановление, то функциональный износ - устранимый. Элементом устранимого функционального износа можно считать отсутствие камина, затраты на установку которого перекрываются увеличением доходности и рыночной стоимости недвижимости. Величина устранимого износа определяется как разница между потенциальной стоимостью здания на момент его оценки с обновленными элементами и его же стоимостью на дату оценки без обновленных элементов.

К неустранимому функциональному износу относится уменьшение стоимости из-за факторов, связанных как с недостатком, так и с избытком качественных характеристик здания.

Величина износа, связанного с недостатком качественных характеристик, вычисляется как сумма потерь от арендной платы при сдаче в аренду объекта недвижимости, умноженная на мультипликатор валовой рентной платы, характерный для данного вида недвижимости.

Величина износа, связанного с избытком качественных характеристик, - это убыток от установки элемента, связанного с избыточными потребительскими качествами здания.

Внешний (экономический) износ в большинстве случаев неустраним. Внешний (экономический) износ - это потеря в стоимости, обусловленная влиянием внешних факторов. Экономический износ может быть вызван целым рядом причин, например общеэкономическими, внутриотраслевыми, правовыми изменениями или изменениями, относящимися к законодательству, муниципальным постановлениям, зонированию и административным распоряжениям.

Основными факторами внешнего износа в России являются общее состояние в экономике, которое в отдельных регионах усиливается местными факторами, наличие дискриминирующего законодательства для отдельных видов предпринимательской деятельности, штрафы за загрязнение окружающей среды.

Существуют два подхода к оценке внешнего износа:

- сравнение продаж аналогичных объектов при стабильных и измененных внешних условиях;

- капитализация потерь в доходе, связанных с изменением внешних условий.

Применение первого подхода требует наличия достаточного для сравнения количества продаж недвижимости, отличающейся по местоположению и окружению. Разница в стоимости двух сопоставимых объектов, один из которых имеет признаки износа внешнего воздействия, позволяет сделать вывод о величине внешнего износа оцениваемого объекта.

Второй подход измерения внешнего износа - сравнение доходов от арендной платы двух объектов, один из которых подвергается негативному воздействию. При применении этого подхода сначала определяется величина потерь для недвижимости в целом, а затем из нее выделяется доля потерь, приходящаяся на здание, которая капитализируется исходя из сложившейся нормы капитализации для зданий.

После определения совокупного накопленного износа оценщик для получения итоговой стоимости объекта недвижимости прибавляет к рыночной стоимости земельного участка разницу полной восстановительной стоимости объекта и накопленного износа.

Для отражения результатов оценки в финансовой отчетности предприятия (переоценка основных фондов) оценщики на основании Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, определяют стоимость объекта оценки затратным подходом.

Основные проблемы, которые обычно призваны решать оценщики, связаны с оценкой стоимости. Она имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца при определении обоснованной цены сделки, для кредитора - при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита, для страховой компании - при возмещении ущерба. Если правительство отчуждает собственность, собственнику может потребоваться ее оценка, чтобы оспорить предложение правительства о "справедливой компенсации".

При заключении арендного договора с включением положения о повышении уровня арендной платы последняя устанавливается в процентах от рыночной стоимости. Если одна компания стремится приобрести другую, то ей может потребоваться оценка текущей стоимости недвижимости, принадлежащей последней. Оценка может проводиться в целях оптимизации налогообложения и т.д.

Цели оценки тесно связаны с ее методами. Оптимальность выбора того или иного метода оценки объекта недвижимости в большой степени зависит от квалификации и практического опыта оценщика.

В стандартах оценки оценщикам рекомендуется определять стоимость объектов недвижимости, применяя как можно большее число методов оценки, ограниченное лишь отсутствием необходимой информации. Тогда при согласовании результатов оценки по различным методам вероятность получить более точное значение стоимости объекта значительно возрастает.

Например, используя сочетание затратного и доходного подхода, а именно сравнивая затраты на строительство объекта с полученным от него доходом, оценщик делает вывод о наилучшем и наиболее эффективном использовании земельного участка, относящегося к объекту оценки.

Чтобы составить итоговое заключение о рыночной стоимости объекта недвижимости, необходимо провести окончательное согласование результатов оценки. Для этого нужно придать весовые коэффициенты результатам оценки, полученным каждым из трех подходов. Весовые коэффициенты показывают, какая доля стоимости, полученной в результате использования каждого из применяемых методов оценки, присутствует в итоговой величине рыночной стоимости оцениваемого объекта.

Согласование результатов, так же как и цели оценки, в какой-то степени отражает адекватность применения каждого из подходов. Так, если результаты оценки необходимы для страхования объекта, предпочтение отдается затратному подходу. Если необходимо определить рыночную стоимость объекта для купли-продажи, то чаще используют методы доходного и сравнительного подхода. Если результаты оценки необходимы для того, чтобы инвестировать определенные средства в развитие объекта недвижимости, то лучше использовать один из методов доходного подхода.

 

 


Ещё по теме:


Главная "Авеню" >> Электронная библиотека  

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ          СКАЧАТЬ  zip

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года

 

Е.А. ЧЕФРАНОВА

От автора

Список основных сокращений

Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции

Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации

Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности

3.1. Субъекты гражданских правоотношений                                

3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина*

3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина

3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений*

3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права*

3.4. Объекты гражданских правоотношений

3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав*

3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости*

3.4.3. Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый учет земельных участков и технический учет (техническая инвентаризация) объектов)*

3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков

3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства*

3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

3.5.1. Понятие, виды и формы сделок*

3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации*

3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок*

3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок*

3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность*

3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей

3.7. Право собственности и иные вещные права

3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав*

3.7.2. Понятие и содержание права собственности*

3.7.3. Способы приобретения права собственности. Первоначальные способы приобретения права собственности на недвижимое имущество. Производные способы приобретения права собственности*

3.7.4. Основания прекращения права собственности*

3.7.5. Понятие "правовая природа" и виды ограниченных вещных прав. Особенности государственной регистрации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)*

3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

3.7.7. Общая собственность. Понятие, основания возникновения и виды общей собственности. Особенности государственной регистрации права общей собственности*

3.7.8. Право общей совместной собственности супругов. Законный и договорный режим имущества супругов*

3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств*

3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров*

3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров*

3.8.4. Договор продажи недвижимости: особенности правового регулирования. Государственная регистрация прав и сделок при купле-продаже недвижимости*

3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

3.8.6. Договор мены недвижимого имущества: содержание, форма. Мена жилых помещений. Государственная регистрация договора мены объектов недвижимости*

3.8.7. Договор ренты и договор пожизненного содержания с иждивением. Государственная регистрация договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением*

3.8.8. Договор дарения: понятие и основные элементы ограничения и запрещение дарения. Договор пожертвования недвижимого имущества Государственная регистрация договора дарения недвижимости*

3.8.9. Договор аренды недвижимого имущества Государственная регистрация договора аренды. Государственная регистрация соглашений об изменении договоров аренды и регистрация прекращения аренды*

3.8.10. Понятие и основания возникновения ипотеки, ее правовое регулирование. Договор ипотеки, его элементы и существенные условия. Государственная регистрация ипотеки*

3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

3.9.1. Приватизация жилых помещений. Договор передачи жилых помещений. Государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации

3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

3.10. Правовое регулирование земельных отношений

3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав*

3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую

3.10.3. Часть земельного участка как объект имущественных прав. Основания и порядок раздела земельных участков*

3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности

3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование*

3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц*

3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации

3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации*

3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки*

3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*

 

Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав

4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.4. Источники правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав

4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации

4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

4.8. Порядок проведения государственной регистрации

4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки

4.10. Основания для государственной регистрации прав

4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации

4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав

4.13. Прекращение государственной регистрации прав

4.14. Сроки совершения регистрационных действий

4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав

4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме

4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости

5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины

5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий

5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию

5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты

5.5. Налог на имущество физических лиц

5.6. Налог на землю

5.7. Оценка недвижимости*

Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности

Специальная литература

 

 

ОТ АВТОРА

 

Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции.

Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.

 

Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей.

Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов.

Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора.

Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.

 

Елена Чефранова,

проректор Российской правовой

академии Минюста России

 

Список основных сокращений

 

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации

Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МРОТ - минимальный размер оплаты труда

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

 

 

СКАЧАТЬ zip

 

Читать популярные статьи на сайте!!!










Список терминов
определений
и понятий