Главная "Авеню" >> Электронная библиотека РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СКАЧАТЬ zip
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года
Е.А. ЧЕФРАНОВА От автора Список основных сокращений Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности 3.1. Субъекты гражданских правоотношений 3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина* 3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина 3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений* 3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права* 3.4. Объекты гражданских правоотношений 3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав* 3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости* 3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков 3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства* 3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации 3.5.1. Понятие, виды и формы сделок* 3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации* 3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок* 3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок* 3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность* 3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей 3.7. Право собственности и иные вещные права 3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав* 3.7.2. Понятие и содержание права собственности* 3.7.4. Основания прекращения права собственности* 3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления 3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров 3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств* 3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров* 3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров* 3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним 3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества 3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них 3.10. Правовое регулирование земельных отношений 3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав* 3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую 3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование* 3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц* 3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации 3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации* 3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки* 3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*
Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав 4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав 4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации 4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав 4.8. Порядок проведения государственной регистрации 4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки 4.10. Основания для государственной регистрации прав 4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации 4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав 4.13. Прекращение государственной регистрации прав 4.14. Сроки совершения регистрационных действий 4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав 4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме 4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости 5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины 5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий 5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию 5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты 5.5. Налог на имущество физических лиц 5.6. Налог на землю 5.7. Оценка недвижимости* Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности Специальная литература
ОТ АВТОРА
Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции. Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.
Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей. Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов. Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора. Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.
Елена Чефранова, проректор Российской правовой академии Минюста России
Список основных сокращений
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях МРОТ - минимальный размер оплаты труда НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
|
Главная "Авеню" >> Электронная библиотека>>Государственный регистратор. Основы профессии.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Земли в РФ по целевому назначению делятся на следующие категории (см. схему 7):
Схема 7
┌──────────────────────┐
│Земли в РФ по целевому│
│ назначению │
├──────────────────────┘
│
├─┬───────────────────────────────────────────────┐
│ │земли сельскохозяйственного назначения │
│ └───────────────────────────────────────────────┘
│
├─┬───────────────────────────────────────────────┐
│ │земли поселений │
│ └───────────────────────────────────────────────┘
│
├─┬───────────────────────────────────────────────┐
│ │земли специального назначения - промышленности,│
│ │энергетики, транспорта, связи, радиовещания, │
│ │телевидения, информатики, земли для обеспечения│
│ │космической деятельности, земли обороны, │
│ │безопасности и земли иного специального │
│ │назначения │
│ └───────────────────────────────────────────────┘
│
├─┬───────────────────────────────────────────────┐
│ │земли особо охраняемых территорий и объектов │
│ └───────────────────────────────────────────────┘
│
├─┬───────────────────────────────────────────────┐
│ │земли лесного фонда │
│ └───────────────────────────────────────────────┘
│
├─┬───────────────────────────────────────────────┐
│ │земли водного фонда │
│ └───────────────────────────────────────────────┘
│
└─┬───────────────────────────────────────────────┐
│земли запаса │
└───────────────────────────────────────────────┘
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении (см. схему 8):
Схема 8
земель, находящихся в ----> Правительством
федеральной собственности РФ
земель, находящихся в ----> органами
собственности субъектов РФ, и исполнительной
земель сельскохозяйственного власти
назначения, находящихся в субъектов РФ
муниципальной собственности
земель, находящихся в ----> органами
муниципальной собственности, местного
за исключением земель самоуправления
сельскохозяйственного
назначения
земель сельскохозяйственного ----> органами
назначения, находящихся в исполнительной
частной собственности власти
субъектов РФ
земель иного целевого ----> органами
назначения, находящихся в местного
частной собственности самоуправления
Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Категория земель указывается:
- в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
- в договорах, предметом которых являются земельные участки;
- в документах государственного земельного кадастра;
- в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Порядок перевода земель из одной категории в другую определен ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ст. 2 вышеупомянутого Закона).
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, а в отношении иных земель - Правительством РФ.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:
1) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы, в случае если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
6) расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений.
Ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки (схема 9):
Схема 9
в течение 3-х месяцев со дня --> Правительством РФ
поступления ходатайства, если
иное не установлено
нормативными правовыми актами
РФ
в течение 2-х месяцев со дня --> исполнительным
поступления ходатайства органом
государственной
власти субъекта РФ
или органом
местного
самоуправления
Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:
1) основания изменения категории земель;
2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
3) категория земель, перевод из которой осуществляется;
4) категория земель, перевод в которую осуществляется.
Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
В связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую производится внесение изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи ЕГРП. Орган, принявший акт о переводе земель или земельных участков, обязан в течение 10 дней со дня его принятия направить копию акта в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости <*> или его территориальный орган, а последний в свою очередь в 7-дневный срок вносит изменения в документы государственного земельного кадастра. О внесенных изменениях орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также соответствующий территориальный орган Росрегистрации для внесения в течение 7 дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи ЕГРП.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 418 (ред. от 19.03.2005) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3554. В действующей редакции.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи ЕГРП. Переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется, равно как и не требуется заявления правообладателя на регистрацию изменений в ЕГРП.