Главная "Авеню" >> Электронная библиотека РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СКАЧАТЬ zip
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года
Е.А. ЧЕФРАНОВА От автора Список основных сокращений Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности 3.1. Субъекты гражданских правоотношений 3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина* 3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина 3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений* 3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права* 3.4. Объекты гражданских правоотношений 3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав* 3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости* 3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков 3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства* 3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации 3.5.1. Понятие, виды и формы сделок* 3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации* 3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок* 3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок* 3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность* 3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей 3.7. Право собственности и иные вещные права 3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав* 3.7.2. Понятие и содержание права собственности* 3.7.4. Основания прекращения права собственности* 3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления 3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров 3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств* 3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров* 3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров* 3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним 3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества 3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них 3.10. Правовое регулирование земельных отношений 3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав* 3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую 3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование* 3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц* 3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации 3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации* 3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки* 3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*
Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав 4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав 4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации 4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав 4.8. Порядок проведения государственной регистрации 4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки 4.10. Основания для государственной регистрации прав 4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации 4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав 4.13. Прекращение государственной регистрации прав 4.14. Сроки совершения регистрационных действий 4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав 4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме 4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости 5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины 5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий 5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию 5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты 5.5. Налог на имущество физических лиц 5.6. Налог на землю 5.7. Оценка недвижимости* Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности Специальная литература
ОТ АВТОРА
Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции. Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.
Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей. Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов. Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора. Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.
Елена Чефранова, проректор Российской правовой академии Минюста России
Список основных сокращений
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях МРОТ - минимальный размер оплаты труда НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
|
Главная "Авеню" >> Электронная библиотека>>Государственный регистратор. Основы профессии.
Под представительством понимается совершение одним лицом (представителем) в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица (представляемого).
Основаниями возникновения правомочий представителя являются следующие факты:
1) волеизъявление представляемого на предоставление полномочий представителю, которое выражается в договоре или доверенности;
2) акт уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, предписывающий субъекту действовать в качестве представителя других лиц;
3) указание закона, наделяющее одно лицо выступать в качестве представителя другого лица.
Представитель своими самостоятельными действиями непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Представитель реализует предоставленные ему полномочия исключительно в интересах и от имени представляемого. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
Представительство, которое принято называть договорным или добровольным, возникает на основании договоров поручения (гл. 49 ГК РФ) и агентирования (гл. 52 ГК РФ), а также на основании односторонней сделки - выдачи доверенности.
Акты уполномоченных государственных органов, предписывающие гражданам или юридическим лицам действовать в качестве представителя других лиц, весьма многочисленны и разнообразны.
Например, государственные служащие назначаются представителями государства в органах управления РАО ЕЭС, РАО "Газпром", РАО "Российские железные дороги" и других АО, акции которых находятся в государственной собственности, на основании решений Президента РФ, Правительства РФ, соответствующих федеральных органов <*>.
--------------------------------
<*> Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1200 (ред. от 05.10.2002) "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" // Первоначальный текст документа опубликован в издании "Российская газета". N 112. 16 июня 1994 г. ".
Представительство, основанное на актах уполномоченных органов, именуется обязательным.
В случаях, когда представительство возникает вследствие обстоятельств, непосредственно установленных в законе, оно называется законным представительством. Законными представителями являются родители, усыновители и опекуны несовершеннолетних, а также опекуны лиц, признанных судом недееспособными (ст. 26, 28, 32 ГК РФ). Полномочия родителей и усыновителей подтверждаются свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния: свидетельством о рождении несовершеннолетнего, свидетельством об усыновлении (ст. 23, 43 ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния") <*>. Полномочия опекунов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет подтверждаются соответствующим документом (удостоверением), выданным органом опеки и попечительства (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК РФ). Приемные родители также являются опекунами (попечителями); орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца (п. 3 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье") <**>. Органами опеки и попечительства выдаются удостоверения опекунам лиц, признанных недееспособными по суду.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340; 2001. N 44. Ст. 4149; 2003. N 17. Ст. 1553.
<**> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.
Доверенность - письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
По содержанию и объему полномочий различают три вида доверенностей. К числу генеральных относятся доверенности, выдаваемые руководителю филиала юридического лица. На основании генеральной доверенности, предоставляющей представителю полномочия не только на заключение разнообразных сделок, но и право представлять доверителя во всех компетентных органах, представитель вправе представлять интересы при государственной регистрации прав и сделок, даже если органы, осуществляющие государственную регистрацию, специально в тексте доверенности не поименованы; специальные доверенности, к которым относятся доверенности, выданные на представительство в суде или в органе исполнительной власти; разовые доверенности, которые выдаются для совершения строго определенной сделки. Так, дарение недвижимого имущества может осуществляться представителем только по разовой доверенности; такой вывод можно сделать на основании п. 5 ст. 576 ГК РФ, согласно которому доверенность на совершение дарения представителем, в которой не назван одаряемый и не указан предмет дарения, ничтожна.
В соответствии со ст. 185 ГК РФ на совершение сделок в нотариальной форме требуется нотариально удостоверенная доверенность или приравненная к таковой доверенность.
К нотариально удостоверенным доверенностям в соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ приравниваются:
- доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
- доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
- доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
- доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, совершается также нотариально (ст. 187 ГК РФ). К числу доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, разумеется, относятся доверенности, выдаваемые руководителями филиалов. Следовательно, такие доверенности подлежат нотариальному удостоверению. Разумеется, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, не может предоставлять уполномоченному лицу больше прав по сравнению с первоначальной доверенностью. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срок действия доверенности, на основании которой она выдана.
Сделка с недвижимостью в простой письменной форме в точном соответствии с законом может быть совершена представителем, чьи полномочия выражены в простой письменной доверенности. Вместе с тем доверенность на государственную регистрацию (в том числе и на регистрацию сделки) должна быть удостоверена нотариально, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации). Редакция этого пункта от 29 декабря 2004 г. дает основания для вывода о том, что нотариально удостоверенная доверенность, безусловно, необходима представителю физического и юридического лица для подписания от имени доверителя заявления на государственную регистрацию. В доверенности на государственную регистрацию необходимо указывать сведения, вносимые в ЕГРП и в свидетельство о регистрации права: фамилию, имя, отчество, место жительства, год рождения и паспортные данные доверителя. Закон от 29 декабря 2004 г. специально оговаривает требование к форме доверенности на получение правообладателем от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, свидетельства о государственной регистрации прав, закладной и иных документов. Согласно п. 5 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав такие документы выдаются:
- представителю физического лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия на получение таких документов, если иное не установлено федеральным законом;
- представителю правообладателя юридического лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, на получение указанных в Законе документов от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, представителю как физического, так и юридического лица необходима нотариально удостоверенная доверенность. Поскольку в Законе говорится, что такая доверенность необходима для получения свидетельства о государственной регистрации прав, закладной или иных документов, можно предположить, что под "иными документами" подразумеваются отказы в государственной регистрации, документы о приостановлении государственной регистрации, выписки из ЕГРП, содержащие информацию, которая согласно ст. 7 Закона может предоставляться только правообладателю <*>.
--------------------------------
<*> Маковская А.А. Анализ некоторых поправок к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Хозяйство и право. 2005. N 3.
Другие специальные законы также предусматривают для доверенности нотариальную форму. В ст. 37 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 57 Закона "Об акционерных обществах" содержатся сходные правила, касающиеся участия представителя участника, акционера в общем собрании. Доверенность, выданная представителю участника общества (акционера), должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. В такой доверенности должны быть указаны должность и фамилия выдавшего ее должностного лица.
Срок действия доверенности не может превышать 3 года. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Доверенность, выданная за границей, должна быть апостилирована или легализована Департаментом консульской службы Министерства иностранных дел России.
Действие доверенности прекращается вследствие:
1) истечения срока доверенности;
2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее;
3) отказа лица, которому выдана доверенность;
4) прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;
5) прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;
6) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
7) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Доверенность по своей природе - односторонняя, фидуциарная, т.е. основанная на доверии, сделка; именно поэтому лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить ее или передоверить, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. Следует иметь в виду, что с прекращением доверенности теряет силу передоверие.
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.
Примерный перечень УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, представляемых для регистрации прав