Главная "Авеню" >> Электронная библиотека РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СКАЧАТЬ zip
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года
Е.А. ЧЕФРАНОВА От автора Список основных сокращений Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности 3.1. Субъекты гражданских правоотношений 3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина* 3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина 3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений* 3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права* 3.4. Объекты гражданских правоотношений 3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав* 3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости* 3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков 3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства* 3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации 3.5.1. Понятие, виды и формы сделок* 3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации* 3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок* 3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок* 3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность* 3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей 3.7. Право собственности и иные вещные права 3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав* 3.7.2. Понятие и содержание права собственности* 3.7.4. Основания прекращения права собственности* 3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления 3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров 3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств* 3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров* 3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров* 3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним 3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества 3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них 3.10. Правовое регулирование земельных отношений 3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав* 3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую 3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование* 3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц* 3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации 3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации* 3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки* 3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*
Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним доп. см. Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав 4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав 4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации 4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав 4.8. Порядок проведения государственной регистрации 4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки 4.10. Основания для государственной регистрации прав 4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации 4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав 4.13. Прекращение государственной регистрации прав 4.14. Сроки совершения регистрационных действий 4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав 4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме 4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости 5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины 5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий 5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию 5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты 5.5. Налог на имущество физических лиц 5.6. Налог на землю 5.7. Оценка недвижимости* Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности Специальная литература
ОТ АВТОРА
Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции. Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.
Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых - неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей. Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 - 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов - залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов. Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия - оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора. Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.
Елена Чефранова, проректор Российской правовой академии Минюста России
Список основных сокращений
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации Закон о государственной регистрации - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закон об ипотеке - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях МРОТ - минимальный размер оплаты труда НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
|
Главная "Авеню" >> Электронная библиотека>>Государственный регистратор. Основы профессии.
Доп. см. Приватизация
3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них
Первоначальная редакция Закона о приватизации жилищного фонда в РФ содержала запрет на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах, тогда как право на принятие решения о допущении приватизации коммунальных квартир как единых объектов, а также о порядке и условиях их приватизации предоставлялось собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми был закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых был передан жилищный фонд (ст. 4). Названная статья Закона о приватизации жилищного фонда была признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П <*> в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.--------------------------------
<*> Дело по проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гр-на В.А. Мостипанова // СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603.
В ряде субъектов Федерации, в том числе и в г. Москве, приватизация коммунальной квартиры как единого объекта осуществлялась по заявлению всех без исключения граждан, проживавших в квартире по договорам жилищного (социального) найма. Если кто-либо из нанимателей или членов семьи нанимателей жилых помещений в коммунальной квартире не выражал своего согласия на личное участие в приватизации и при этом не отказывался от принадлежащего ему права, давая согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения совместно проживающими членами семьи, то коммунальная квартира не могла быть передана в собственность в порядке приватизации. В случае, когда согласие по вопросу приватизации квартиры достигалось, все участники подписывали один договор безвозмездной передачи, поскольку на квартиру возникала общая долевая собственность, а в соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ доли в праве собственности устанавливаются соглашением всех участников.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" ч. 3 ст. 7 Закона была изменена и изложена в следующей редакции: "Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре..." <*> Ранее, до 31 мая 2001 г., граждане, приватизировавшие жилье в долевую собственность, могли зарегистрировать свое право собственности на долю независимо друг от друга, поскольку право собственности у них возникало с момента регистрации договора безвозмездной передачи в местной администрации. В настоящее время необходимо, чтобы все участвовавшие в приватизации коммунальной квартиры лица одновременно обратились с заявлением о регистрации права общей долевой собственности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 21. Ст. 2063.
Особенности приватизации комнат в коммунальной квартире. Запрет на приватизацию комнат в коммунальных квартирах утратил силу с 03.11.1998. Объектом приватизации в случае приватизации нанимателем и членами его семьи одной или нескольких комнат в коммунальной квартире является изолированное жилое помещение, занимаемое по самостоятельному договору социального найма. Согласия нанимателей, проживающих в других комнатах этой же квартиры по другим договорам найма, не требуется. В свидетельстве о государственной регистрации права в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты). Собственнику приватизированной комнаты в коммунальной квартире в соответствии с новым ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (п. 1 ст. 41). Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты (п. 1 ст. 42) и следует судьбе права собственности на комнату (п. 3 ст. 42).
Хотя комнаты являются самостоятельными объектами права, тем не менее в ЖК РФ получила закрепление норма (п. 6 ст. 42), наделившая собственников остальных комнат в коммунальной квартире преимущественным правом покупки отчуждаемой в данной квартире комнаты в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ (ст. 250 ГК РФ).