Главная "Авеню"
>>
раздел "СамСебеРиэлтор"
О
государственной регистрации прав на
линейно-протяженные объекты
В настоящее время вопросы, связанные с государственной
регистрацией прав на линейные (линейно-протяженные) объекты, являются
весьма актуальными.
Стоит отметить, что ни
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее
– Закон о регистрации), вступивший в силу 31.01.1998 г., ни Гражданский кодекс
Российской Федерации, прямо не называли линейные объекты в качестве недвижимого
имущества.
Отнесение к числу объектов недвижимости линейных объектов и
распространение на них соответствующего правового режима было связано с
принятием в частности таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон от
07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Методика
и порядок технического учета линейно-протяженных объектов как объектов
недвижимого имущества появились лишь с принятием
Положения об организации в
Российской Федерации государственного технического учета и технической
инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921. До появления
на свет этого Положения правообладатели такого имущества не имели возможности
зарегистрировать свое право при отсутствии по объективным причинам оформленной
документации по технической инвентаризации линейных объектов.
Примечательно
в этой связи, что изменения в Правила ведения Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), отражающие
особенности линейных объектов, такие, например, как протяженность, были внесены
только в конце 2006 г.
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 № 710.
На сегодняшний день обращения за государственной регистрацией прав на
линейные объекты стали распространенным явлением.
Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество
может носить и правоподтверждающий и правоустанавливающий характер.
В первом случае речь идет о линейных объектах, созданных и введенных в
эксплуатацию до вступления в силу Закона о регистрации.
Статья 17 Закона о регистрации содержит открытый перечень оснований для
государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
На практике в качестве правоподтверждающих
документов заявителями в регистрирующий орган в этом случае представляются
планы приватизации. В последних порой отсутствуют либо не совпадают с
документами технического учета наименования, адреса, иные сведения, подлежащие
внесению в ЕГРП в отношении линейных объектов.
В силу того, что право собственности по
плану приватизации является ранее возникшим и юридически действительным,
необходимости обращаться в суд за признанием права нет.
Тем не менее, государственный
регистратор, для осуществления государственной регистрации заявленных прав,
должен убедиться в их бесспорности и в соответствии описания объекта
недвижимого имущества в плане приватизации тому объекту недвижимого имущества,
права на который заявлены и который описан в техническом документе,
представленном на государственную регистрацию. Данные документы должны
соответствовать требованиям ст. 18 Закона о регистрации.
Для устранения подобных оснований для приостановления заявители представляют
в регистрирующий орган различные разъясняющие справки, выдаваемые в том числе
органами местного самоуправления или Администрацией Новосибирской области.
Однако подобные документы не могут являться
достаточным основанием для государственной регистрации, поскольку названные
органы не наделены полномочиями устанавливать и (или) подтверждать права на
недвижимое имущество за конкретным лицом. Подобной юрисдикцией обладают только
суды.
Выходом из данной ситуации может являться обращение в суд с заявлением
об установлении юридического факта идентичности объекта недвижимости,
указанного в плане приватизации и в документах технического учета.
Кроме того, если имело место отчуждение
линейного объекта, указанного в плане приватизации, иному лицу, то возможно
представление решения суда о переходе права собственности на такой объект с характеристиками,
содержащимися в документах технического учета.
В случае если в сроки, предусмотренные Законом о регистрации, заявитель
не представит дополнительных доказательств наличия оснований для
государственной регистрации заявленных прав, то государственным регистратором
прав принимается решение об отказе в ее проведении, как правило, на основании
абзацев 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
При оформлении прав на созданные после вступления в силу Закона о
регистрации линейно-протяженные объекты заявители также сталкиваются с рядом
сложностей.
Действующим законодательством
каких-либо исключений при оформлении прав на линейные объекты, не установлено. Равно
как и отсутствует особый порядок землепользования при начале строительства
таких объектов и последующей выдачи разрешений на ввод их в эксплуатацию.
Поэтому осуществление государственной
регистрации права собственности на вновь созданный линейный объект регулируется
общими нормами статьи 25 Закона о регистрации.
В связи с чем на государственную регистрацию прав в
отношении подобных объектов недвижимости заявителем должны быть представлены:
– акты о приемке в эксплуатацию
законченных строительством объектов, разрешения на строительство, а также
разрешения на ввод в эксплуатацию линейных объектов, полученные в соответствии
с законодательством о градостроительной деятельности (нормы законов и
подзаконных актов, регулирующих данные правоотношения, применяются
государственными регистраторами исходя из момента осуществления строительства
соответствующих объектов и особенностей таких объектов);
– документ, подтверждающий
предоставление земельного участка для строительства линейного объекта в
соответствии с земельным и гражданским законодательством (разрешение на
разрытие, гарантийное обязательство, представляемые некоторыми заявителями,
такими документами не являются).
Отсутствие одного из обозначенных
документов позволяет государственному регистратору сделать вывод о наличии
критериев самовольной постройки, предусмотренных ст. 222 Гражданского кодекса Российской
Федерации, и принять решение об отказе в государственной регистрации заявленных
прав.
При этом наиболее спорным является необходимость
представления в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о
предоставлении земельного участка для строительства линейного объекта в
установленном законе порядке.
Неслучайно, при обсуждении вопроса о необходимости представления
землеотводных документов при государственной
регистрации права собственности на вновь созданные линейные объекты недвижимого имущества, только 13 из 23
территориальных органа Росреестра посчитали, что предоставление в регистрирующие органы надлежащим образом оформленных
документов об отводе земельного участка является
обязательным.
Специфика линейных сооружений состоит в их достаточной
протяженности и прохождении по значительному количеству земельных участков,
имеющих различных собственников и правовой режим.
В этой связи большой интерес
представляет Постановление Федерального арбитражного суда северо-западного
округа от 16 января 2009 г.
по делу N А56-49891/2007. Как следует из его описательной части Закрытое
акционерное общество «Бинар» (далее – Общество) обратилось за государственной
регистрацией права собственности на тепловую сеть. В качестве
правоустанавливающих документов Обществом в регистрирующий орган были представлены
Ордер Государственной административно-технической инспекции Правительства
Санкт-Петербурга на производство плановых работ и Акт от 08.10.2003 г. приемки
в наладочную эксплуатацию тепловой сети.
Согласно пункту 1 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской
Федерации (1998 года), действовавшего в период осуществления строительства
объекта, разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право
собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости
осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания,
строения и сооружения, благоустройство территории.
В соответствии с пунктом 9 той же статьи разрешение на строительство не
требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов
недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и
безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения
временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для
организации строительных работ.
Спорный объект представляет собой линейно-протяженный объект,
проходящий через территорию общественного пользования, по которой пролегает
транспортная коммуникация городского значения. Земельный участок, где находится
тепловая сеть, относится к территории общественного пользования. Поскольку
такие территории не могут быть включены в земельный участок, образуемый как
самостоятельный объект земельных отношений, отсутствует необходимость в отводе
земельного участка.
Признавая документы, представленные на государственную регистрацию
права, достаточными для проведения регистрации, суды исходили из того, что
согласно нормативным правовым актам, действовавшим в период строительства
тепловой сети, вопросы прокладки инженерных коммуникаций входили в компетенцию
вышеуказанной Инспекции, а приемка таких объектов в эксплуатацию производилась
комиссией, назначаемой заказчиком.
Вместе с тем, при обжаловании схожих отказов в государственной
регистрации прав на линейные объекты, вынесенных государственными
регистраторами Управления, суды полагали законными требованиями об
обязательности представления в регистрирующий орган правоустанавливающих
документов на земельный участок.