Главная "Авеню" >> Кадастровый учет
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
1. В ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) содержится перечень оснований для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре (п.1 ч.2 ст.27 Закона о кадастре).
2.1. В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре, осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
2.2. Положения Закона о кадастре применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.7 ст.1 Закона о кадастре).
2.3. Положения Закона о кадастре не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов (ч.6 ст.1 Закона о кадастре).
3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре (п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
3.1. Под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе.
Размер полей, размер и вид шрифта, тип линий и т.д. являются сопутствующими элементами при оформлении документа и не влияют на его форму, соответственно предъявление каких-либо требований к сопутствующим элементам оформления документа не правомерно.
3.2. Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета. При этом необходимо учитывать, что наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур.
Например, представление документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости, не требуется при проведении государственного кадастрового учета, а также учета изменений, снятия с учета такого объекта или учета адреса правообладателя при наличии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости (п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре недвижимости). То есть сведения о правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе являются дополнительной информацией.
Следовательно, в указанных случаях отсутствие в представленных документах копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа либо отсутствие его наименования, даты и номера регистрации на титульном листе Описания земельных участков не может служить основанием для отказа в проведении кадастрового учета.
3.3. При использовании оснований для отказа, отраженных в названном пункте, в сообщении об отказе должно быть указано, в чем именно представленные для осуществления кадастрового учета документы, не соответствуют требованиям Закона о кадастре:
- по форме;
- по содержанию;
- и по форме и по содержанию.
3.4. По объему действия нормы, приведенные в п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре, являются общими по отношению к специальным нормам, изложенным в данной статье, содержащей иные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета.
При конкуренции общих и специальных норм, регулирующих сходные отношения, уполномоченные должностные лица в качестве оснований для отказа должны всегда отдавать приоритет нормам специальным.
4. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
4.1. Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
4.2. Статья 252 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит общие правила раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдела из него доли.
5. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер (п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
5.1. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре).
5.2. Необходимо отметить, что пересечение границы земельного участка, о проведении государственного кадастрового учета которого представлено заявление, с границей временного земельного участка не является преобразованием временного земельного участка и не может являться основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по вышеуказанному основанию.
6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (п. 5 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
Статьей 20 Закона о кадастре определен перечень лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете.
7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
8. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица (п. 7 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
8.1. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план (ч. 11 ст. 38 Закона о кадастре).
Технический план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего данный план (ч. 9 ст. 41 Закона о кадастре).
Акт обследования заверяется подписью и печатью кадастрового инженера (ч. 2 ст. 42 Закона о кадастре).
9. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;
одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев (ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре).
9.1. При принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре необходимо учитывать, что согласно ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации одним из требований действующего законодательства к образованию земельных участков является соответствие образуемых земельных участков предельным (максимальным и минимальным) размерам.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (указанные случаи предусмотрены ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (например, в силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства). Статья 3 Закона Новосибирской области от 30.12.2003 № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области» устанавливает предельные размеры таких земельных участков. Нормы предоставления земельных участков содержатся и в статье 13 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области».
10. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре).
11. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре).
11.1. Уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях:
отсутствия в ГКН сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения либо не позволяют однозначно определить (восстановить) положение характерных точек границ на местности;
исправления ошибок в местоположении границ земельного участка.
12. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре).
13. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (ч. 7 ст. 27 Закона о кадастре).
14. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения статьи 27 Закона о кадастре, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
15. Отказ в осуществлении кадастрового учета прав должен быть законным.
Такое решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении положений Закона о кадастре и в полном соответствии с нормами права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Если имеются противоречия между нормами права, подлежащими применению, то решение является законным в случае применения уполномоченным должностным лицом нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.
Также необходимо учитывать действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Уполномоченным должностным лицам при принятии подобных решений следует руководствоваться:
а) постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах «а», «б», «в» части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации;
б) постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятыми на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащими разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм права;
в) постановлениями Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, принятыми на основании статьи 127 Конституции Российской Федерации и содержащими разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм права.
Инструктивные письма, рекомендации по совершению определенных видов действий и процедур не могут служить основаниями для отказа в осуществлении кадастрового учета.
16. Решение об отказе должно содержать четкие, грамотные, юридически правильные формулировки и не допускать в тексте неясных, сложных выражений, суждений или оборотов, затрудняющих правильное его восприятие.
17. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть обоснованным. Оно должно содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из представленных заявителями документов, а также полученных уполномоченным должностным лицом иным образом дополнительных сведений.
Принятие такого решения не может ставиться в зависимость от вероятности наличия каких-либо обстоятельств, строиться на предположениях.
18. Уполномоченным должностным лицам необходимо соблюдать последовательность в изложении своего решения в сообщении об отказе.
В его описательной части указываются лица, которые обратились за осуществлением кадастрового учета (в отношении физических лиц указываются фамилия, имя, отчество, в отношении юридических лиц – их наименование). Далее следует указать в отношении какого объекта недвижимого имущества подано соответствующее заявление, какие документы представлены. Иначе говоря, «кто, на что и на основании чего» обратился в орган кадастрового учета.
Мотивировочная часть решения об отказе должна содержать фактическое и правовое обоснование выводов уполномоченного должностного лица по имеющимся у него документам. В ней указываются документы, на которых основаны его выводы, а также конкретные нормы материального права, которыми он руководствовался при вынесении решения об отказе.
19. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 Закона о кадастре.
20. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).
21. Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае, если решение об отказе принято в соответствии с пунктом 2 части 2, частью 3 или частью 5 настоящей статьи, одновременно с указанным решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования. До возврата указанных документов орган кадастрового учета изготавливает копии таких документов и заверяет их подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.
22. ....