Главная "Авеню" >> Кадастровый учет
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
1. В ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) содержится перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.
1.1. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);
2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);
4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
Данный перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета является исчерпывающим.
Следовательно, принятие решений о приостановлении осуществления кадастрового учета по иным основаниям является не правомерным.
2. Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета принимается уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело (кадастровое дело).
3. Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного ч. 1 ст. 17 Закона о кадастре.
По общему правилу ч. 1 ст. 17 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.
Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости (ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре).
Государственный кадастровый учет, осуществляемый в связи с образованием земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд), иных объектов недвижимого имущества Фонда, государственный кадастровый учет изменений земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда, государственный кадастровый учет части объекта недвижимого имущества Фонда или снятие с государственного кадастрового учета земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, либо, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, подведомственным данному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением соответствующего заявления Фонда о государственном кадастровом учете (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»).
4. Решение о приостановлении выдается соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 Закона о кадастре срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.
В случае, если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, одновременно с указанным решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования. До возврата указанных документов орган кадастрового учета изготавливает копии таких документов и заверяет их подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета (ч. 7 ст. 26 Закона о кадастре).
4.1. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты, при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе (ч.6. ст.26 Закона о кадастре).
4.2. Если решение о приостановлении принято на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия, заверенная копия решения с сопроводительным письмом направляется по адресу органа государственной власти или органа местного самоуправления, представивших указанные документы (п.40 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», далее – Порядок).
5. При принятии решения о приостановлении на основании выявленных кадастровых ошибок в сведениях кадастра исправление таких ошибок осуществляется в соответствии с пунктами 47 - 52 Порядка (п.п. 41 и 42 Порядка).
5.1. Если при осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 31 Порядка, обнаружена техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении кадастра, такая ошибка устраняется в течение срока, предусмотренного Законом о кадастре для осуществления кадастрового учета, без принятия решения о приостановлении (ч. 8 ст.26, ст.28 Закона о кадастре).
6. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 Закона о кадастре. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств (ч.9 ст. 26 Закона о кадастре).
7. Контрольный срок (не более трех месяцев со дня регистрации решения о приостановлении) для исполнения решения о приостановлении указывается в АИС ГКН (п.43 Порядка).
8. В решении о приостановлении кратко излагается цель обращения в орган кадастрового учета с указанием регистрационного номера соответствующего заявления или регистрационного номера документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, а также со ссылкой на соответствующие положения Закона о кадастре приводятся причины приостановления осуществления кадастрового учета.
8.1. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Закона о кадастре (ч.4 ст.26 Закона о кадастре).
8.2. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
Рекомендации по устранению причин принятия решения о приостановлении и рекомендации по доработке представленных документов должны быть конкретными.
Недопустимо использовать такие обороты, как «для устранения причин рекомендуется исправить указанные замечания», «обратиться к подрядчику» или «обратиться к кадастровому инженеру» и т.п.
8.3. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
При принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета со ссылкой на п.4 ч.2 ст. 26 Закона о кадастре необходимо учитывать, что статьей 22 Закона о кадастре определен состав необходимых для кадастрового учета документов.
Истребование у заявителя документов, не предусмотренных ч.1 ст. 22 Закона о кадастре, является не правомерным.
8.4. При принятии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета со ссылкой на п.2 ч.2 ст. 26 Закона о кадастре необходимо учитывать, что под пересечением границы многоконтурного земельного участка с границами учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков понимается:
- фактическое пересечение границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка с любым контуром границы многоконтурного земельного участка;
- расположение одного из контуров границы многоконтурного земельного участка в границах учтенного земельного участка (то есть наложение контура границы многоконтурного земельного участка на часть территории учтенного земельного участка).
Пересечение границы многоконтурного земельного участка с границами единиц кадастрового деления не является основанием для принятия решения о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурного земельного участка.
Образование многоконтурных земельных участков не нарушает требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в части недопустимости чересполосицы при образовании земельных участков.
9. Такое решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении положений Закона о кадастре и в полном соответствии с нормами права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Если имеются противоречия между нормами права, подлежащими применению, то решение является законным в случае применения уполномоченным должностным лицом нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.
Также необходимо учитывать действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Уполномоченному должностному лицу при принятии подобных решений следует руководствоваться:
а) постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах "а", "б", "в" части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации;
б) постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятыми на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащими разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм права;
в) постановлениями Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, принятыми на основании статьи 127 Конституции Российской Федерации и содержащими разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм права.
Инструктивные письма, рекомендации по совершению определенных видов действий и процедур не могут служить основаниями для приостановления осуществления кадастрового учета.
10. Решение о приостановлении должно содержать четкие, грамотные, юридически правильные формулировки и не допускать в тексте неясных, сложных выражений, суждений или оборотов, затрудняющих правильное его восприятие.
11. Решение о приостановлении должно быть обоснованным. Оно должно содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из представленных для осуществления кадастрового учета заявителями документов, а также полученных иным образом дополнительных сведений.
Принятие такого решения уполномоченным должностным лицом не может ставиться в зависимость от вероятности наличия каких-либо обстоятельств, строиться на предположениях.
12. Уполномоченным должностным лицам необходимо соблюдать последовательность в изложении своего решения в уведомлении о приостановлении.
В его описательной части указываются лица, которые обратились за государственной регистрацией прав (в отношении физических лиц указываются фамилия, имя, отчество, в отношении юридических лиц – их наименование). Далее следует указать в отношении какого объекта недвижимого имущества подано соответствующее заявление, какие документы представлены. Иначе говоря, «кто, на что и на основании чего» обратился в уполномоченный орган кадастрового учета.
Мотивировочная часть решения о приостановлении должна содержать фактическое и правовое обоснование выводов уполномоченного должностного лица по имеющимся у него документам. В ней указываются документы, на которых основаны его выводы, а также конкретные нормы материального права (гражданского, семейного, жилищного, земельного и т.д.), которыми он руководствовался при принятии такого решения.
В уведомлении, направляемом заявителю, должны быть указаны все причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области кадастрового учета, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин.
13. Недопустим формальный подход при принятии решений о приостановлении осуществления кадастрового учета:
– незначительные расхождения в данных правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов трактовать как противоречие между сведениями об объекте недвижимости (например, в правоустанавливающем документе указано разрешенное использование земельного участка «ведение приусадебного хозяйства и обслуживание жилого дома», а в свидетельстве на право собственности на этот же земельный участок – «индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства»);
– отсутствие или наличие точки рядом с цифрой при нумерации столбцов или строк и т.п.
14. При поступлении от заявителя или его представителя документов, направленных на устранение причины приостановления кадастрового учета, представления заявления не требуется. Поступающие документы регистрируются в книге учета заявлений как дополнительные документы к ранее принятому заявлению и помещаются в учетное дело.
Документы, поступившие от органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия в целях устранения причины приостановления осуществления кадастрового учета, регистрируются в книге учета заявлений в день поступления с пометкой о представлении к ранее направленному решению о приостановлении и помещаются в учетное дело (п. 44 Порядка).