доп. см.
ПИСЬМО Роспотребнадзора РФ от 01.08.2005 N 0100/5932-03-32 "О правовых
основаниях защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья"
Способы защиты участников долевого строительства
Покупка квартиры – это в некотором роде лотерея, потому что некоторые недостатки проявляются лишь спустя время. Строительство может оказаться таким некачественным, что не поможет даже ремонт от застройщика. Тогда нужно отказываться от жилья и получать назад деньги. Но можно ли одновременно с этим получить неустойку за то, что девелопер затягивал сроки ремонта?
«Нам удалось сделать так, что в нашем городе слова СУ-11 "Липецкстрой" являются
синонимами высокого строительного качества», – сказано на сайте застройщика. Но
так бывает не всегда, как показал случай Ирины Коблевой*. Она получила свою «однушку»
за 2,8 млн руб. в марте 2015 года (адрес из судебного акта вымаран). А уже через
год, 1 марта 2016-го, обратилась к нему с претензиями. Покупательница сообщила,
что на балконе после каждого снегопада или дождя образуются подтеки внутри
балкона. Коблева опасалась, что может образоваться грибок, потому что стена
балкона постоянно влажная, и просила принять меры в кратчайший (10-дневный)
срок. В июне она написала повторную претензию, потому что мокрое пятно
увеличивалось и появилась черная плесень. Покупательница вновь потребовала
немедленно провести ремонт. На эти письма застройщик сообщал, что подтеки
объясняются трещиной со стороны фасада, которые будут устранены «в кратчайшие
сроки». Но ремонт в квартире провели лишь 19 июля: балкон очистили от плесени и
привели в порядок.
Но трещину фасада зашпаклевали только изнутри балкона, все вернулось на круги
своя. 8 декабря, а затем и 13 февраля 2017 года Коблева опять писала претензии и
просила сделать ремонт: стена намокает и промерзает, в квартире плесень и
грибок, от чего страдает она и ее семья. На этот раз застройщик отвечал, что
недостатки образуются из-за неправильной эксплуатации квартиры. Не дождавшись
другой реакции, 18 марта 2017 года женщина потребовала возврата денег, а затем
обратилась с этим требованием в суд. Помогало ей МОУ «Агентство по защите прав
потребителей». Кроме цены квартиры 2,8 млн руб., истица потребовала 1,6 млн руб.
процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойку за нарушение
срока ремонта 10,6 млн руб., компенсацию морального вреда 300 000 руб. и штраф
за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя (50% от их
суммы).
Неустойка и возврат денег: одно другому не мешает
Судебная экспертиза подтвердила низкое качество строительства и ремонта, а
главной причиной недостатков назвала нарушения вентиляции дома в целом.
Правобережный райсуд Липецка встал на сторону Коблевой и постановил вернуть ей
стоимость квартиры и другие платежи. В то же время райсуд отклонил требования о
взыскании 10,6 млн руб. неустойки за нарушение сроков ремонта. Истица выбрала
возврат средств на квартиру и не может претендовать на подобную неустойку. А
чтобы ее получить, в суде нужно было потребовать безвозмездного устранения
недостатков или возмещения расходов, уменьшения цены договора, написано в
решении № 2-1668/2017.
Липецкий облсуд с этим не согласился. Неустойка за невыполнение требования
начисляется до того, как покупатель некачественного жилья не предъявит новое
требование, после чего отсчет пени начинается вновь, сослалась «тройка» на
разъяснения Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении
судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Застройщик не
уложился в срок исправления недостатков по требованию потребителя – и это
безусловное нарушение прав последнего. Неустойка начисляется до того, как истица
не заявила новое требование о возврате денег, говорится в определении Липецкого
облсуда № 33-292/2018. В то же время заявленную сумму в 10,6 млн руб. с учетом
мнения ответчика суд счел чрезмерной и уменьшил до 300 000 руб. В итоге Коблевой
удалось вернуть средства за квартиру – 2,8 млн руб. – и получить 2 млн руб.
других выплат. Это 1,6 млн руб. процентов за пользование чужими деньгами, 300
000 руб. неустойки за несвоевременный ремонт, 100 000 руб. «потребительского»
штрафа, 15 000 руб. морального вреда. Еще 100 000 руб. штрафа, согласно решению
суда, получило общество защиты прав потребителей. По сути, сложилась практика
наказывать застройщика за каждое самостоятельное действие или бездействие: плохо
построил – применяется санкция, не отреагировал на претензию потребителя – тоже
санкция, делится адвокат Александр Тамодлин из АБ "Яблоков и партнеры".
Чтобы получить неустойку за нарушение срока ремонта, потребителю обязательно
подтвердить, что он обращался к застройщику с претензией. При этом неважно, был
ли в претензии установлен срок, говорит советник компании Althaus Group Сусана
Киракосян: если его нет, недостатки устраняются незамедлительно (п. 1 ст. 20
закона о защите прав потребителей).
Верховный суд уже рассматривал подобное дело, говорит Киракосян. По ее словам, в
определении № 4-КГ15-70 2016 года ВС сформулировал такие выводы:
в той части, которая не урегулирована законом о долевом строительстве, надо
применять закон о защите прав потребителей;
решение суда об устранении недостатка на объекте не прерывает срока начисления
неустойки.
*Имя и фамилия изменены редакцией.