Главная "Авеню" >> Управление многоквартирным домом >> Школа грамотного потребителя
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Тариф – это цена за единицу коммунального ресурса. Тарифы утверждаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ. В разных регионах он называется по-разному – Региональная энергетическая комиссия, Департамент по тарифам, Региональная служба по тарифам и т.п.
Никто из иных участников жилищно-коммунальных отношений не вправе устанавливать или утверждать тарифы на коммунальные ресурсы.
Каждый поставщик коммунальных ресурсов в регионе обосновывает перед уполномоченным государственным органом величину тарифов на коммунальные ресурсы, предоставляемые им потребителям, а уполномоченный на утверждение тарифов орган следит, чтобы они не были завышены. В обоснование величины тарифов ресурсоснабжающая организация указывает:
- какова стоимость энергозатрат на производство коммунального ресурса;
- какова стоимость содержания сетей, по которым коммунальный ресурс доставляется до потребителей;
- какова величина необходимой прибыли, которая будет использоваться для поддержания сетей в надлежащем состоянии;
- какова величина необходимой прибыли, которая будет использована для оплаты функционирования самой ресурсоснабжающей организации;
Конечная стоимость единицы коммунального ресурса формируется с учетом расчетного объема потребления данного ресурса, а также с учетом примерного количества потребителей.
Формирование величины тарифа в данном случае показано очень упрощенно. В реальности тарифные дела состоят из нескольких тысяч листов с различной информацией: данными, формулами, расчетными величинами.
Часто жильцы многоквартирных домов, которые находятся в сельской местности, задаются вопросом: почему тарифы на коммунальные ресурсы для них выше, чем для горожан. Приведенный упрощенный порядок расчета позволяет ответить на этот вопрос. Дело в том, что протяженность сетей в сельских местностях зачастую ничуть не меньше протяженности сетей в городе. При этом, количество потребителей и объемы потребления ресурсов значительно ниже чем в городе. Таким образом, для горожан стоимость единицы коммунального ресурса носит гораздо более оптовый характер, чем для сельчан, поскольку содержание сетей участвующих в поставке коммунального ресурса распределяется на большее количество потребителей.
Говоря о тарифах, следует упомянуть про еще один государственный орган, который непосредственно принимает участие в механизме ценообразования коммунальных ресурсов – это Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ). Для сферы ЖКХ она интересна тем, что ежегодно устанавливает придельные индексы повышения тарифов на коммунальные ресурсы для всех регионов Российской Федерации. Государственный орган, уполномоченный на их утверждение обязан руководствоваться приказами ФСТ.