Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> Наследственное право
До недавнего времени действовал Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 6 марта 1993 г., 27 января 1995 г., 30 декабря 2001 г.), в соответствии с которым наследники, получившие свидетельство о праве на наследство, обязаны были уплатить установленный Законом налог с имущества, переходящего в порядке наследования.
15 июня 2005 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон N 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".
Данным Федеральным законом налог на имущество, переходящее в порядке наследования, с 1 января 2006 г. был отменен. Однако, несмотря на заложенные в нем положительные тенденции, несовершенство данного Федерального закона было очевидно: он не содержал указания, к каким правоотношениям его следует применять. Из-за этого в течение целого года с момента принятия названного Федерального закона велись непрекращающиеся дискуссии о том, с наступлением какого события или с наличием какого факта связано возникновение у наследников обязанности по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования:
- открытия наследства;
- принятия наследниками наследства;
- выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство.
Ситуация разрешилась с принятием 23 декабря 2005 г. Государственной Думой нового Федерального закона N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", в соответствии с которым Федеральный закон от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" дополнен ст. 3.1.
Согласно указанной статье по наследству, открывшемуся до 1 января 2006 г., с наследуемого имущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выдаются начиная с 1 января 2006 г., налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не взимается.
По наследству, хотя и открывшемуся также до 1 января 2005 г., с наследуемого имущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выданы до 1 января 2006 г., налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимается в порядке, установленном Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 6 марта 1993 г., 27 января 1995 г., 30 декабря 2001 г.).
Федеральный закон N 201-ФЗ вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2005 г.). Таким образом, возникновение у наследников обязанности по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования, закон связал исключительно с выдачей нотариусом свидетельства о праве на наследство.
Обращаем внимание на то, что, поскольку по наследству, свидетельства о праве на которое выданы до 1 января 2006 г., налог должен взыскиваться, положения Закона РФ N 2020-1 какой-то период времени будут продолжать оставаться актуальными. Плательщиками налога в соответствии с этим Законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования.
Объектами налогообложения в соответствии с Законом РФ N 2020-1 являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в банках и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляется по следующим ставкам:
а) при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
- наследникам первой очереди - 5% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
- наследникам второй очереди - 10% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
- другим наследникам - 20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) при наследовании имущества стоимостью от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
- наследникам первой очереди - 42,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 10% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
- наследникам второй очереди - 85-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
- другим наследникам - 170-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
в) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
- наследникам первой очереди - 127,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
- наследникам второй очереди - 255-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
- другим наследникам - 425-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
От налогообложения в соответствии с настоящим Законом освобождаются:
- имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;
- жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения);
- имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
- жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II группы;
- транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильцев. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства превышает 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
Сумма налога на имущество, переходящее в собственность физических лиц в порядке наследования в случаях наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садовых товариществах, уменьшается на сумму налогов на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты до конца года открытия наследства, в соответствии с ч. 3 п. 5 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. "О налогах на имущество физических лиц".
Уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом.
Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. В случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сбербанке России.
Ранее действовавшим законодательством, в частности Законом РФ N 2020-1, а также Основами законодательства РФ о нотариате предусматривалась обязанность нотариуса, выдавшего свидетельство о праве на наследство, направить в налоговые органы справку о стоимости имущества, переходящего в порядке наследования. Данная справка являлась основанием для направления плательщику налога платежного извещения о необходимости уплаты налога.
Возникает вопрос: входит ли в обязанности нотариуса направление в налоговые органы соответствующих справок, если свидетельство о праве на наследство выдается после 1 января 2006 г.? Логика показывает, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, поскольку законодательством гарантирована тайна совершения нотариальных действий и гарантией этой тайны является запрещение нотариусу разглашать любую информацию, связанную с совершением нотариальных действий.
В соответствии со ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Все изъятия из вышеуказанного общего правила могут быть установлены только законом. Так, ч. 4 ст. 5 Основ предусмотрено, что справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных ст. 16 Основ.
В соответствии с упомянутой ч. 4 ст. 16 Основ нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Однако Федеральным законом от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ ч. 4 ст. 16 Основ, предусматривающая обязанность представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, признана утратившей силу с 1 января 2006 г.
С учетом отмены налога на имущество, переходящее в порядке наследования, и упомянутых изменений в законодательстве о нотариате правомерность возникновения вопроса об обязанности нотариуса сообщать налоговым органам сведения о стоимости наследственного имущества уже сама по себе вызывает сомнения. Вместе с тем повод для имеющих место разногласий при решении данного вопроса дает п. 6 ст. 85 НК РФ, в соответствии с которым органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о выдаче свидетельства о праве на наследство и нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено Кодексом. В данную статью соответствующих изменений, к сожалению, внесено не было.
Однако при сопоставлении норм нового налогового законодательства и норм законодательства о нотариате следует исходить из сущности внесенных изменений. Основная направленность нового законодательства - это отмена налога, а исключение из общего принципа совершения тайны нотариальных действий было связано именно с налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Поскольку отсутствует сама причина для взимания налога, не может быть и следствий. Направление налоговым органам указанной информации явилось бы нарушением тайны совершения нотариальных действий и, соответственно, нарушением со стороны нотариуса прав и законных интересов граждан. Для устранения противоречий в законодательстве и разногласий на практике следует скорректировать ст. 85 НК РФ.