Главная
"Авеню" >>
Электронная библиотека
>>
Римское право
Глава 1. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
§ 10. Юриспруденция
24. Деятельность старых республиканских юристов. Римская
юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов
республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота
предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав
рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и
богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов
эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности -
провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях
наилучшего урегулирования возникавших вопросов.
Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с
успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника,
выработку форм договоров и т.п.
В республиканский период их деятельность имела практический
характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве
ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). По дошедшим до нас
отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов
следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого
уровня.
Деятельность старых республиканских юристов выражалась,
прежде всего, в толковании права.
Ita in civitale nostra aut iure, id est lege, constituitur,
aut est proprium ius civile, quod sine scripto in sola prudentium
interpretatione consistit (D. 1. 2. 2. 12. Pomponius).
(Так и в нашем государстве (правосудие) строится или на
основании права, т.е. писаного закона, или действует собственное цивильное
право, которое устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права.)
В этих словах Помпония подчеркнута творческая роль римского
толкования законов и его значение как источника права. Так, путем толкования XII
таблиц были выработаны институты эманципации (освобождения) детей от отцовской
власти, наследования по закону и др. Путем толкования развилась большая часть
институтов цивильного права. Древнее толкование III - II вв. до н.э. строго
держалось словесной формы, в которую облекались законы или сделки. Цицерон
рисует это состояние и метод словами - veteres verba tenuerunt - древние
держались за слова (pro Murena, 11), подчеркивая консерватизм методов старого
толкования.
25. Литературные произведения старых юристов. В соответствии
с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их
литературная деятельность выражалась в комментариях к законам XII таблиц (таков
комментарий Элия Пета Ката, II в. до н.э., в трех частях: объяснения текста,
толкования юристов и исковые формулы). Более поздние произведения дают обобщение
практики, ряд юридических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, II
до н.э.). Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам
цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (I в. до н.э.) был составителем
первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф
(I в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта. Его ученик Алфен Вар
комментировал обе системы (цивильного и преторского) права в 40 книгах дигест.
Из других республиканских юристов нужно назвать Марка
Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (II в. до н.э.), о которых
позднейшие юристы говорили, что они "основали цивильное право" (D. 1. 2. 2. 39).
Выдающимся юристом был также Цицерон (I в. до н.э.).
26. Деятельность классических юристов. Особого расцвета
римская юриспруденция достигла в период принципата (I - III вв. н.э.),
признаваемый за классический. В именно эту эпоху право частной собственности,
частное право, достигло своего высшего развития. Это обусловливало широкое
развитие деятельности юристов.
Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи,
отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и
обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь
рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры
для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли
и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой
стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие
и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих
изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать
вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь -
в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов
и права собственности на землю.
Классические юристы успешно справились со стоявшими перед
ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и
весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни в
соответствии с интересами господствующего класса. При этом нередко наблюдалось,
что, устанавливая по существу новые принципы, римские юристы приурочивали их к
старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет старых юристов: в этом
сказывался присущий римским юристам консерватизм. Но, наряду с этим, в их
деятельности, и прежде всего в толковании закона, определенно сказывалось и
прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования
законов и сделок является толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли
закона или сторон. Как говорит Цельз,
scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac
potestatem (D. 1. 3. 17).
(знать законы - это не значит держаться за их слова, но
(понимать) их силу и значение (мощь).)
Классические юристы не отходили, однако, без нужды от
грамматически-словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки
какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле - quaestio
voluntatis.
Cum in verbis nulla ambiguitas est, non debet admitti
voluntatis quaestio (D. 32. 25. 1).
(Когда слова не возбуждают никаких разногласий, не следует
допускать (постановки) вопроса о воле.)
Отходя от старого, строго цивильного права (strictum ius),
новое толкование направилось в сторону искания aequum et bonum - справедливого и
доброго.
Это новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки.
Риторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему
обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию.
Она примыкала к аристотелевской науке и ставила себе целью научить своих
учеников возможно логичному толкованию. Риторическая теория энергично
протестовала против старого формализма и буквального толкования, из которого
проистекало, что высочайшее право - summum ius - становилось глубочайшей
несправедливостью - summa iniuria. В спорных случаях теория внушала искать
настоящей воли законодателя, выявлять те цели, которые преследовал законодатель
(ratio legis), в юридических же сделках цели, которые ставили себе
договаривающиеся стороны (lex contractus).
27. Ius respondendi. В республиканскую эпоху не существовало
юрисконсультов и заинтересованные лица обычно обращались к тем, к кому имели
доверие. Август и его преемники, в целях привлечения на свою сторону
авторитетного сословия юристов, предоставили некоторым наиболее выдающимся
юристам ius publice respondendi - право давать официальные консультации по
поручению императора, ex auctoritate principis (D. 1. 2. 2. 48 - 50; Гай. 1. 7)
в ответ на запросы, обращавшиеся к императору. Responsa (ответы) таких
привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские
толкования, и были обязательны для судей.
28. Классические юристы. В период от I до середины III вв.
работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний,
практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец,
оставившие литературное наследие. Целую эпоху в этом отношении составил юрист
начала принципата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в
области права (plurima innovare instituit). Лабеон оказал продолжительное
влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и считается основателем юридической
школы прокулианцев (названной по имени его ближайшего ученика Прокула). Его
политический противник Капитон, имевший меньшее значение, был основателем другой
юридической школы - Сабиньянской, названной по имени его знаменитого ученика
Мазурия Сабина (незнатного происхождения, достигшего только к 50 г.
всаднического звания). Сабин был величайшим юристом I в. н.э., комментировавшим
цивильное право. Из школы прокулианцев вышли Ювенций Цельз - отец и сын. Из
сабинианцев во II в. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане
поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение
(см. п. 21). Ученик Сабина - Африкан много сохранил от своего учителя, следуя
ему иногда дословно, но отличается трудностью для понимания. Трудно сказать, к
какой школе относился Помпоний, которому история римского права обязана
сведениями о развитии юриспруденции и отдельных ее представителях (D. 1. 2. 2.
47 - 53). Последним сабинианцем считается Гай, не отличавшийся глубиной, но
оставивший учебное руководство - Институции, написанные с большой ясностью. К
III в. н.э. относится стоящий вне школ Эмилий Папиниан, острейший среди римских
казуистов, блестящий по сжатости стилист, ставший для позднейших поколений
"первым из всех" (primus omnium). Папиниан занимал выдающееся место по
совершенству формы и точности приемов подведения отдельных случаев под
соответствующие правила и нормы права.
Менее яркими, но также крупными юристами III в. н.э. были
Павел и Ульпиан. Павел являлся представителем того направления юристов, которые
видели основную задачу в собирании, обработке и комментировании работ
предшественников. Он был все же более смел и оригинален, чем действовавший
несколько позднее в том же направлении многоречивый Ульпиан.
29. Упадок юриспруденции. С середины III в. н.э. начинается
упадок юриспруденции. Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в
качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то
при доминате эта их роль оказалась уже законченной. Императорская власть стала
абсолютной, и воля императора оказалась единственным источником права. Ius
respondendi больше не дается; юристы работают главным образом в качестве
чиновников императорской канцелярии. Однако responsa классических юристов
сохранили значение источника права: в 426 г. был издан Закон "О цитировании
юристов", признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла,
Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими
авторами). При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться
мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось
предпочтение мнению Папиниана.
Из юристов эпохи домината сколько-нибудь выдающимся можно
признать Гермогениана (приблизительно IV в.).
30. Юридическая литература. Юридическая литература
классической эпохи была чрезвычайно разнообразна и различно освещала проблемы
права. Для начинающих назначались элементарные руководства - институции
(institutiones, enchiridia), определения (definitiones), правила (regulae).
Практическим целям служили сборники консультаций и казусов - ответы, письма,
проблемы и диспутации (responsa, epistolae, quaestiones, disputationes). Более
обширные работы представляли комментарии к эдикту, книги по цивильному праву,
комментарии к Кв. Муцию и М. Сабину, где излагалась прежняя система ius civile
(libri iuris civilis). Настоящие своды давали дигесты, в которых рассматривалось
одновременно и преторское, и цивильное право. Сюда же относились комментарии к
отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдельным отраслям права,
специальные монографии по законодательству - своду XII таблиц, императорскому
законодательству.
Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные
руководства - institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось
в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с
ними отдельных казусов (instruere). В конце республики стали вести
систематическое чтение лекций (instituere). В качестве пособия к этим занятиям и
появились institutiones. Наибольшей популярностью пользовались Институции Гая. В
конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и
Ульпиана. Но они не могли затмить старых Институций Гая (II в. н.э.),
послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Их своеобразную
систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком
рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом
изложении действующего права. Институционная система излагает право и его
применение не разрозненно, в случайном смешении казуистики, как это делали
упоминавшиеся выше "Вопросы" и "Ответы", "Правила" и "Споры", а стремится весь
материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, какими прежде всего
являются лица, вещи и иски.
Институции Гая дополняются еще его сочинением "Res
quotidianae" ("Повседневные дела"). В совокупности они дают краткий обзор всего
действующего права, привлекая к изложению две системы - цивильного и преторского
права, с преобладанием догматического изложения над историческим. Институции Гая
получили широкое распространение у юристов и грамматиков последующей эпохи, а в
VI в. н.э. они, правда, в искаженном и переработанном виде, были внесены в
кодификацию Юстиниана (см. п. 38). Еще в V в. н.э. они распространялись в Италии
в списках, в своем подлинном виде. Один из таких списков, с ошибками и
искажениями, был найден в библиотеке в Вероне ученым Нибуром (1816 г.). Текст
Институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иеронима (VIII или IX в.).
Восстановленная рукопись - палимпсест (т.е. пергамент, текст которого был ранее
соскоблен и по нему было написано что-нибудь заново) известен под названием
Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с
отрывками Гая, дополняющие Веронский палимпсест. Они называются то "новыми
отрывками Гая", то - Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай (по месту
находки и хранения). Существуют русские переводы Институций Гая - Расснера (1888
г.), Дыдынского (1890 - 1892 гг.), М. Бобина - III и IV книг (Харьков, 1892 г.).
Из обширной литературы юристов-классиков до нас в полном виде
дошло очень немного и часто в искаженном виде. Помимо упомянутых выше Институций
Гая следует отметить:
(1) Так называемые fragmenta Ulpiani. Дошедшая до нас
рукопись была написана в Галлии в X в. и найдена в библиотеке Ватикана. В ней
содержатся извлечения из сочинения Ульпиана - liber singularis regularum.
Написано это сочинение по системе Институций Гая.
(2) Sententiarum libri quinque ad filium - называемые
sententiae receptae Павла. Принадлежность их Павлу сомнительна. Это руководство
по гражданскому и уголовному праву и процессу благодаря полноте и относительной
краткости было широко распространено и особо отмечено в Законе о цитировании
(см. п. 29). В послеклассическую эпоху было издано в сокращенном и
переработанном виде. Извлечения вошли в Вестготский свод законов.
31. Позднейшие литературные памятники. Из более поздних
памятников IV и V вв. эпохи домината дошли:
(1) Так называемые Fragmenta Vaticana - рукопись, найденная в
1821 г. в Ватиканской библиотеке; она представляет собой сборник ius и leges и
содержит семь глав: о купле-продаже, узуфрукте, приданом, опеке, дарении и
прокураторах. Ius представлено в извлечениях из сочинений Папиниана, Ульпиана и
Павла (Гай не представлен). Leges - почти исключительно конституции до 318 г., а
также три многоречивых закона Константина и один Валентиниана I от 372 г. О
происхождении сборника ничего не известно. Труд, по-видимому, составлен до 438
г., так как Кодекс Феодосия (см. п. 35) в нем не упоминается.
(2) Collatio legum Mosaicarum et Romanarum (неизвестного
автора) в трех рукописях VIII - XI вв., содержит сопоставление законов Моисея и
римского права в 16 главах, относящихся преимущественно к уголовному праву.
(3) Consultatio veteris cuiusdam iurisconsulti. Это сборник
мнений юриста (имя которого неизвестно), жившего, по-видимому, в Галлии, в конце
V или начале VI в. Автор дает советы (главным образом из области договорного
права) своим доверителям.
(4) Leges saeculares - сирийско-римский законник, который
пользовался большим влиянием на Востоке и не был вытеснен законодательством
Юстиниана. Книга излагает римское право весьма неполно, часто не понимая и
искажая смысл путем добавлений, по-видимому, из местного права. В основание
положены изречения классических юристов, но в результате усиленной и часто
непонятной переработки они почти неузнаваемы. Работа была написана первоначально
по-гречески, затем переведена на сирийский язык, и этот перевод подвергся
переработке на арабском и армянском языках.