Глава 12. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
§ 46. Прекращение брака
143. Случаи прекращения брака. Для того чтобы брак мог
юридически существовать, надо, чтобы все время были в наличии те условия, без
которых брак не мог бы быть заключен. Отпадение какого-либо из этих условий было
и основанием прекращения брака. Таким образом, кроме смерти одного из супругов,
брак прекращался:
(1) Capitis deminutio maxima одного из супругов, т.е.
обращением его в рабство, ибо у рабов не было ius conubii. При этом, если взятый
в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то в силу
postliminium (п. 108) считалось, что manus никогда не прекращалась. Брак же sine
manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался
прекращенным, ибо postliminium применялся к res iuris, но не к res facti; однако
брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.
(2) Capitis deminutio media, т.е. утратой права гражданства,
ибо неграждане, кроме latini veteres, также не имели ius conubii.
(3) Capitis deminutio minima, т.е. изменением семейного
состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического
родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно,
например, paterfamilias усыновлял мужа своей дочери, не освободив ее
предварительно от patria potestas.
(4) По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по
воле мужа или жены либо по их соглашению в браке sine manu.
Для заключения брака cum manu требовалось согласие
paterfamilias жены, а позднее и самой жены (см. п. 139), но, в силу
установившейся над женою manus mariti, ее paterfamilias и она сама утрачивали
право прекратить брак по своей воле: жена была в отношении мужа loco filiae.
Поэтому только муж (или его paterfamilias) был вправе прекратить брак cum manu,
совершив формальности, обратные тем, при помощи которых брак был заключен.
Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из
тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака (п. 139). Свобода
развода была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного права.
И несмотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи,
несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке,
свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать
указанных выше невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по
инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.
Вступление во второй брак после прекращения первого не
встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.
Более того, lex Iulia et Papia Poppea даже распространяла установленную ею
incapacitas на лиц, которые в течение определенного времени после прекращения
брака не вступили в новый брак. Однако в дальнейшем появляются в интересах детей
от первого брака некоторые ограничения прав родителя, вступившего во второй
брак, на имущество, полученное им от первого брака (lucra nuptialia): это
имущество остается лишь в пользовании родителя, вступившего в новый брак, а
после его смерти переходит к детям от первого брака. Кроме того, новому супругу
не может быть ни подарено, ни завещано больше имущества, чем детям от первого
брака.
Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так
называемый траурный год, целью которого является отчасти соблюдение пиетета по
отношению к покойному мужу, а главным образом предотвращение так называемой
turbatio sanguinis, т.е. затруднений в определении отца ребенка, который родился
бы в течение десяти месяцев со дня прекращения первого брака. В случае развода
жена обязана заявить о своей беременности мужу, который вправе потребовать
проверки в определенном порядке этого заявления.
Несоблюдение траурного года не влечет за собою
недействительности нового брака, а лишь утрату женою lucra nuptialia,
ограничение ее прав в сфере наследования, а также infamia жены.