Глава 13 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
§ 48. Узаконение и усыновление
147. Узаконение. Patria potestas предполагала рождение сына
или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть
установлена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в
период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т.е. детей,
рожденных от конкубината (п. 136). Постепенно сложились три способа legitimatio:
а) legitimatio per oblationem curiae, т.е. путем представления внебрачного сына
в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б)
legitimatio per subsequens matrimonium, т.е. путем последующего брака родителей;
в) путем издания специального императорского указа.
148. Усыновление. Но patria potestas могла быть установлена и
над чужими детьми путем усыновления.
Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных
формах: а) arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris, и б) adoptio,
если усыновляемый был persona alieni iuris.
(1) Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном
собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и
усыновляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал
народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом, каждая arrogatio была
iussus populi, т.е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усыновляемыми в этой
форме могли только лица, которые имели право участвовать в народных собраниях. К
числу таких лиц не принадлежали ни женщины, ни несовершеннолетние. С падением
значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio; она
превращается в публичное оформление соглашения усыновителя с усыновляемым. С
окончательным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per
rescriptum principis.
(2) Adoptio совершалась так же, как emancipatio, путем
использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias
трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух
манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный
возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей
patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у
которого подвластный был in mancipio, vindicatio filii. В результате
начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усыновляемого
усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio.
Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.
До Юстиниана adoptio так же, как и arrogatio, вводила
усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение:
она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право
наследования усыновленного после усыновителя.
Некоторые указания дошедших до нас памятников позволяют
думать, что существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании
усыновителя (adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет.