§ 60. Общая собственность
188. Исключительный характер права побуждал юристов считать
невозможным существование права собственности нескольких лиц на одну и ту же
вещь. Однако и договорная практика товарищеских соединений, и события, не
зависящие от воли будущих участников, например, при совместном наследовании
создавали положения, когда нужно было определить взаимоотношения лиц, из которых
каждое притязало на право собственности на вещь наряду с другими лицами. Древний
классик Кв. Муций Сцевола выдвинул идею собственности многих лиц на одну вещь в
идеальных долях - pars pro indiviso (D. 50. 16. 25).
Более подробно останавливается на этом вопросе Цельз-сын.
Celsus filius... ait duorum, quidem in solidum dominium vel
possessionem esse non posse: nec quemquam partis corporis dominum esse, sed
totius corporis pro indiviso pro parte dominium habere (D. 13. 6. 5. 15).
(Цельз-сын... говорит, что не может существовать
собственности или владения <*> двух лиц в целом: и никто не является
собственником части предмета, но имеет собственность на часть всего
нераздельного целого.)
--------------------------------
<*> В Дигестах говорится: противно природе, чтобы, если я
держу какую-либо вещь, и ты рассматривался бы как держащий ее (D. 41. 2. 3. 5).
Цельз подчеркивал, что идеальные части постигаются более
сознанием, чем физически, а потому выдвинул идею одновременного существования и
собственности на всю вещь в нераздельности, и собственности на определенную ее
долю, принадлежащую каждому из общих собственников.
Общие собственники имели право совместного владения и
пользования вещью. Плоды приобретались ими тоже в идеальных частях. Если
пользование вещью выходило из рамок обыкновенного порядка, то требовалось
согласие всех (D. 2. 22. 7. 1). Для принятия необходимых мер к сохранению вещи
каждый участник мог требовать согласия остальных участников. Каждый участник мог
отчуждать и обременять свою долю в общей собственности. В этой же доле он мог
защищать свое право против третьих лиц. Отношения общих собственников
источниками характеризовались как отношения лиц, как бы взаимно связанных между
собой соглашением, даже если они попадали в состояние общности случайно. Эта
общность называлась communio in quam incidimus - общность, в которую, мы
впадаем, т.е. случайная; отсюда название communio incidens.
Развивавшийся индивидуализм производственных отношений
способствовал борьбе против коллективных форм собственности, и римские юристы
провозгласили два правомочия общих собственников: право воспрещения любым из
участников актов распоряжения со стороны других и право каждого участника
требовать раздела общей собственности (кроме тех случаев, когда интересы самой
вещи и ее качеств требовали временного недопущения раздела).
При разделе судья руководился собственным усмотрением, но
оценивать делимую вещь должен был по справедливой цене - iusto pretio aestimare.
Древнейшим иском о разделе представляется указанный законами XII таблиц иск о
разделе наследства - actio familiae herciscundae; к нему примыкали иски о
проведении границ - finium regundorum и о разделе общности - communi dividundo.