§ 135. Ссуда (commodatum)
468. Определение. Договор ссуды (commodatum) состоит в том,
что одна сторона (commodans, ссудодатель) передает другой стороне
(ссудопринимателю, commodatarius) индивидуально-определенную вещь для временного
безвозмездного пользования, с обязательством второй стороны вернуть по окончании
пользования в целости и сохранности ту же самую вещь.
Подобно займу, договор commodatum также является реальным
контрактом, т.е. обязательство из этого договора возникает лишь тогда, когда
состоялась передача вещи ссудополучателю, пользователю: здесь также re
contrahitur obligatio.
469. Предмет ссуды. Ульпиан (D. 13. 6. 1. 1), комментируя
слова преторского эдикта - "если будет заявлено, что данным лицом дана вещь в
ссуду, то этому лицу будет дан иск", - говорит, что истолкование этого места
эдикта не представляет затруднений. "Единственно, на чем нужно остановиться, -
говорит он, - это на соотношении понятий - commodatum, о котором говорит эдикт,
и utendum datum (передача в пользование), о котором упоминает Пакувий". Поставив
такой вопрос, Ульпиан приводит ответ на него Лабеона, полагавшего, что между
этими двумя категориями - соотношение "рода" и "вида": предметом commodatum
может быть только движимая вещь, но не участок земли; в пользование вообще можно
дать и земельный участок. Ульпиан не соглашается с таким ограничительным
толкованием commodatum и утверждает (подкрепляя свое мнение ссылкой на такое же
понимание со стороны Пассия), что в качестве res commodata может быть и
недвижимость.
Однако не всякая вообще вещь может быть предметом commodatum:
поскольку при этом договоре вещь передается во временное пользование с
обязательством вернуть ту же самую вещь, естественно, что предметом ссуды может
быть только индивидуально-определенная незаменимая и непотребляемая вещь; если,
например, предметом договора является охапка дров на топку печи, то как только
дрова сгорят, возврат тех самых дров, какие были получены, станет невозможным, и
речь может идти только о возврате такого же количества таких же вещей (т.е. о
займе). Нельзя дать в ссуду, говорит Ульпиан, id quod usu consumitur, вещи,
которые при пользовании потребляются, - кроме тех исключительных случаев, когда
вещи берутся только для выставки и т.п. (ad pompam vel ostentationem - D. 13. 6.
3. 6).
470. Ответственность ссудополучателя. Договор ссуды имеет
целью предоставление вещи в безвозмездное пользование, т.е. из этого договорa
получает utilitas, хозяйственную выгоду, только ссудополучатель. Это
обстоятельство учитывается римскими юристами при решении вопроса о пределах
ответственности ссудополучателя за сохранность вещи: поскольку договор заключен
в его интересе, на него возлагается строгая ответственность, а именно он
отвечает за omnis culpa, т.е. не только за dolus, намеренное причинение ущерба
ссудодателю, не только за culpa lata, за грубую небрежность, но и за culpa
levis, за легкую небрежность.
Ссудоприниматель обязан хранить данную ему в пользование
вещь, пользоваться ею надлежащим образом, т.е. в соответствии с хозяйственным
назначением вещи и указаниями договора, и проявлять при этом заботливость
(diligentia) хорошего хозяина, т.е. не допускать никакой невнимательности,
непредусмотрительности, беззаботности, какие несвойственны хорошему хозяину.
Только тогда, когда ссудоприниматель проявил полную
внимательность, предусмотрительность, заботу, так что вред для ссудодателя
возник вследствие простой случайности, casus, которому, по словам Гая,
невозможно сопротивляться (D. 13. 6. 18. pr.), ссудополучатель не несет
ответственности перед ссудодателем: случайно возникший вред для вещи относится
за счет ее собственника.
Этому принципу не противоречит, в частности, казус,
рассказанный Гаем в только что цитированном месте: одно лицо попросило у другого
в ссуду серебряную посуду для сервировки стола к званому обеду; получив серебро,
ссудоприниматель поехал с ним за море; Гай считает, что ссудоприниматель в этом
случае должен отвечать и за случайную гибель серебра при нападении пиратов или
при кораблекрушении. Гай добавляет "sine ulla dubitatione" (без всякого
сомнения), т.е., по мнению Гая, этот вопрос совсем простой - дело в том, что
самый факт перевозки серебра, взятого для определенной цели, является виной, а
потому и гибель вещи от причин, связанных с нахождением ее в пути, перестает
быть случайностью. Но так как предоставленная для пользования вещь остается
по-прежнему в собственности ссудодателя, то риск случайной гибели переданной
вещи не переходит на ссудополучателя, а остается по-прежнему на ссудодателе как
собственнике вещи. Помпоний рассказывает конкретный казус по этому поводу:
ссудодатель предоставил в пользование ссудополучателя лошадь для поездки в
определенное место; в пути, без всякой в том вины пользователя, лошадь была
испорчена; юрист признает, что ссудополучатель не несет ответственности за порчу
вещи (D. 13. 6. 23).
471. Обязательства ссудодателя. Договор ссуды, как уже
отмечено выше, несет utilitas только для одной стороны, ссудопринимателя. Тем не
менее commodatum не является таким строго односторонним договором, как mutuum
(заем). По этому поводу Павел (D. 13. 6. 17. 3) оставил нам следующие
соображения. Договор ссуды на стороне ссудодателя никогда не основывается на
хозяйственной необходимости, это - дело доброй воли и долга ссудодателя (это -
больше дело voluntatis et ofticii, чем necessitatis). Поэтому он сам, оказывая
эту любезность (по выражению римского юриста - благодеяние, beneficium),
определяет и форму, и пределы этой любезности (или благодеяния). Но раз
ссудодатель любезность оказал, он уже связал себя: он не может по своему
произволу прекратить договорное отношение, истребовать раньше времени
предоставленную в пользование вещь и т.д. Таким произвольным действиям
препятствует не одно только officium, но и принятое на себя обязательство: юрист
подчеркивает, что commodatum - сделка обоюдная и из нее возникают и иски у обеих
сторон: geritur enim negotium invicem et ideo invicem propositae sunt actiones.
Разумеется, обязательство ссудополучателя - основное:
во-первых, оно возникает всегда и безусловно - коль скоро получена во временное
пользование чужая вещь, возникает непременно обязательство вернуть эту вещь;
во-вторых, это обязательство основное, и по хозяйственному его значению -
возврат вещи есть сущность всего возникающего отношения.
Обязательство ссудодателя может возникнуть, а может и не
возникнуть: если ссудодатель предоставляет вещь в исправном состоянии, в его
лице возникает только право (требовать по окончании договора возвращения данной
в ссуду вещи в исправном состоянии), но никакого обязательства на нем не лежит.
Но если ссудодатель передал в пользование вещь в таком состоянии, что она
причинила ссудополучателю убытки, дал вещь vitiosa (с пороками), он обязан
возместить ссудополучателю убытки, конечно, при условии своей вины (поэтому
ссудодатель не несет ответственности, если сам не знал о пороках данной в ссуду
вещи). Павел мотивирует эту норму так: "adiuvari quippe nos, non decipi,
beneficio oportet", т.е. благодеяние, любезность, которые содержатся в договоре
ссуды, должны дать поддержку, помощь тому, кому ссуда предоставляется, а не
должны его обманывать, вводить в убытки (D. 13. 6. 17. 3). Так, если лицо,
которому нужно поставить подпорки к зданию, попросит одолжить ему для этого
бревна, а ссудодатель даст ему гнилые (причем негодность бревен не была заметна)
и бревна рухнут, а с ними рухнет здание, возникнут для ссудопринимателя убытки,
то ссудодатель, по словам того же Павла, эти убытки должен возместить. Или:
ссудодатель дает в пользование больное животное, которое заражает имеющийся у
ссудопринимателя собственный скот; ссудодатель ссудил заведомо худые или вообще
негодные сосуды, ссудоприниматель, который не мог заметить неисправности
сосудов, налил в них вино или масло, и это вино либо масло вытекли или
испортились (D. 13. 6. 18. 3. Гай). Во всех таких случаях для ссудопринимателя
открывается возможность требовать возмещения убытков ссудодателем.
Однако римские юристы учитывали, что обязанности, лежащие на
ссудодателе и ссудопринимателе, не эквивалентны ни с какой точки зрения: ни по
условиям возникновения, ни по экономическому удельному весу, по существенности
значения. Две встречных обязанности, вытекающие из договора ссуды, не находятся
в таком соотношении, как при договорах купли-продажи, найма и т.п. В этих
последних случаях с заключением договора связываются, в качестве непременных
последствий, обязанности как той, так и другой стороны (обязанность продавца -
передать в обладание покупателя проданную вещь, обязанность покупателя -
уплатить за эту вещь условленную цену и т.д.). Обе эти обязанности имеют
одинаково важное, одинаково существенное значение, и не может быть законного
договора купли-продажи, из которого возникла бы обязанность продавца и не
возникла бы обязанность покупателя или наоборот. Равным образом оба
предоставления, которые обязуются сделать продавец и покупатель, и по
экономической своей ценности рассматриваются как принципиально эквивалентные:
стоимости вещи формально соответствует определенная цена (такие договоры
называются синаллагматическими).
При договоре ссуды никакого эквивалента предоставлению вещи в
пользование нет, так как пользование по этому договору предоставляется
безвозмездно. Обязанность на стороне ссудодателя может возникнуть только
случайно, если в самом предоставлении вещи в пользование будет заключаться вина
ссудодателя, из которой для ссудополучателя возникли убытки. Для того чтобы
взыскать со ссудодателя эти убытки, ссудоприниматель получал иск. Но этот
возможный (эвентуальный), не безусловно возникающий иск римские юристы
охарактеризовали и в самом его названии: если иски продавца и покупателя,
наймодателя и нанимателя имели каждый свое наименование, отражавшее его
самостоятельное значение (actio empti - actio venditi; actio locati - actio
conducti), то здесь иск носил одно и то же название - actio commodati, причем
иск ссудодателя назывался actio commodati directa, прямой, основной, а иск
ссудопринимателя - actio commodati contraria, противоположный, обратный,
встречный иск, который может возникнуть, а может и не возникнуть. Назвав случаи,
когда ссудодатель фактом предоставления вещи в пользование может причинить
пользователю ущерб, Павел говорит: "Ex quibis causis etiam contrarium iudicium
utile esse dicendum est", - т.е. на этом основании следует признать
целесообразным и contrarium iudicium, т.е. обратный иск ссудопринимателя (D. 13.
6. 17. 3).
Ссудодатель несет ответственность лишь за dolus и culpa lata,
но не за culpa levis: вступая в договор без личной для себя выгоды, он, по
принципам римского права, не может считаться обязанным принимать особо
тщательные меры для ограждения интересов ссудопринимателя; если вещь и не
первоклассных качеств, ссудоприниматель не имеет права на этом основании
заявлять претензию ссудодателю; здесь применяются те же принципы, какие нашли
выражение в правиле народной мудрости: "дареному коню в зубы не смотрят".
Но если ссудодатель допускает culpa lata, которая dolo
comparatur (приравнивается к dolus), он должен отвечать перед ссудопринимателем.
Такое недобропорядочное отношение со стороны ссудодателя римский юрист признает,
например, в тех случаях, когда ссудодатель, предоставив вещь в пользование на
определенный срок, им же самим принятый, потом преждевременно и в
неблагоприятный для ссудопринимателя момент (intempestive) прекратит пользование
и отберет вещь: такое поведение недопустимо не только с точки зрения officium
(порядочности), но оно противоречит и принятому по договору обязательству, в
этом смысле договор ссуды приобретает черты двусторонности: geritur enim
negotium invicem et ideo invicem propositae sunt actiones (сделка имеет взаимный
характер, а потому и иски даются каждой стороне в отношении другой - D. 13. 6.
17. 3).
472. Actio commodati contraria может быть использована также
и для получения со ссудодателя возмещения ссудопринимателю некоторых понесенных
им издержек. Именно, среди издержек, какие приходится ссудопринимателю нести на
взятую в пользование вещь, есть такие, которые, естественно, сопровождают
процесс пользования и не могут быть переложены на ссудодателя; например, взяв в
ссуду раба или животное, ссудоприниматель должен, конечно, и кормить их, а
потому не вправе предъявить к ссудодателю счет о возмещении такого рода
издержек. Иное дело, если раб или животное заболели и их пришлось лечить:
понесенные на этот предмет расходы могут составить предмет actio commodati
contraria.
В числе iustae causae (справедливых оснований), какие, по
мнению Гая, позволяют ссудопринимателю предъявить иск к ссудодателю, он называет
иски de impensis in valetudinem servi factis, т.е. иски о расходах, понесенных
на восстановление здоровья раба (попутно Гай добавляет, что издержки на
кормление раба по естественному разуму относятся на того, кто принял раба в
пользование).
473. Ссуда и заем. Договор ссуды по хозяйственной цели
является родственным договору займа; однако между ними имеются и существенные
различия, как это видно из следующей таблицы:
ЗАЕМ