6.6. Правовые основы сделок с жилищными объектами и правами на них
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие права на недвижимое
имущество подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно ст. 433 ГК
РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с
момента его регистрации, если иное не установлено законом. Порядок
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
установлен ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним", вступившим в силу с 31 января 1998 г.
Учитывая сказанное, передача квартиры покупателю (по договору купли-продажи) или
дольщику (по договору на долевое строительство) подлежит государственной
регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним". Соответственно до момента государственной
регистрации перехода права собственности покупатель (дольщик), даже получив в
соответствии с договором квартиру в пользование и оформив с продавцом (застройщиком)
передаточный акт, подписанный сторонами (или иной документ о передаче), не
вправе распоряжаться ею (продать, сдать в аренду, заложить), как и продавец (Застройщик)
теряет право распоряжения объектом сделки. Приказом Минфина России от 24 марта
2000 г. N 31н внесены изменения в п. 41 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ, согласно которым затраты на приобретение
зданий, не оформленные документами, подтверждающими государственную регистрацию
объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, отражаются в
учете как незавершенные капитальные вложения на счете 08 "Капитальные вложения".
Что касается отражения в учете у продавца реализованной, но не прошедшей
государственную регистрацию квартиры, то в данном случае правомерно
использование риелтором счета 45 "Товары отгруженные", на котором следует
отразить стоимость переданной покупателю квартиры, право собственности на
которую к нему не перешло.
Государственной регистрации сделки с недвижимостью или правом на нее может
предшествовать еще одна регистрация, например в Москве - учетная регистрация
инвестиционного контракта и договора на привлечение финансовых средств в
жилищное строительство в Департаменте муниципального жилья (далее - ДМЖ),
которой в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 28 ноября 1997 г. N 935-РМ
"Об утверждении Временного положения об учетной регистрации инвестиционных
контрактов и договоров о привлечении финансовых средств в жилищное строительство
в г. Москве" (далее - распоряжение N 935-РМ) и в целях обеспечения защиты
инвестиций в строительство жилья в г. Москве подлежат все инвестиционные
контракты, заключенные от имени правительства Москвы.
Практика аудиторских проверок показала, что застройщики (инвесторы),
привлекающие недостающие денежные средства соинвесторов для реализации
инвестиционного проекта по строительству жилищного объекта, нередко нарушают
положения распоряжения N 935-РМ, в соответствии с которым до учетной регистрации
инвестиционного контракта инвестор не вправе заключать договоры о привлечении
финансовых средств в строительство жилья с гражданами и юридическими лицами.
Выдача распоряжений ДМЖ о передаче площади в собственность лиц - участников
строительства производится исключительно на основании инвестиционных контрактов
и договоров о привлечении финансовых средств в строительство жилья, прошедших
учетную регистрацию в ДМЖ (п. 3.5 распоряжения N 935-РМ), поэтому игнорирование
учетной регистрации невозможно. В то же время нередко учетная регистрация
инвестиционных контрактов и договоров на долевое участие в строительстве жилья
осуществляется практически накануне сдачи государственной комиссии жилищного
объекта, построенного на денежные средства дольщиков.
Юридическая безграмотность физических, а зачастую и юридических лиц,
профинансировавших строительство жилого дома, может обернуться для них бедой,
если на их пути окажется недобросовестный партнер. Поэтому в случае уклонения
инвестора от учетной регистрации инвестиционного контракта и договоров о
привлечении финансовых средств в строительство жилья п. 3.6 распоряжения N
935-РМ предусмотрено право ДМЖ внести в правительство Москвы предложения о
расторжении инвестиционного контракта.
Кроме того, осуществляя деятельность, связанную с оказанием третьим лицам услуг
по реализации инвестиционных контрактов на строительство жилья посредством
привлечения денежных средств последних, риелторской организации необходимо
помнить, что в соответствии с п. 7.1 Положения о лицензировании риелторской
деятельности в городе Москве (приложение к Постановлению Правительства Москвы от
18 ноября 1997 г. N 799) лицензирующий орган имеет право приостанавливать
действие лицензии в случае поступления обоснованных жалоб граждан на
противоречащие законодательству действия лицензиата в процессе осуществления
лицензируемого вида деятельности.