Операции по реализации НИ на территории
Российской Федерации признаются объектом налогообложения НДС.
Действующее законодательство о налогах и
сборах не предусматривает возможности освобождения от налогообложения НДС
операций по реализации имущества, являющегося федеральной собственностью и
находящегося в хозяйственном ведении. Поэтому операция по реализации НИ,
являющегося федеральной собственностью и находящегося в хозяйственном ведении
продавца, подлежит налогообложению НДС.
При реализации имущества, подлежащего учету
по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база, на основании пункта 3
статьи 154 НК РФ определяется как разница между ценой реализуемого имущества,
определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для
подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью
с учетом переоценок).
Главным условием применения пункта 3 статьи
154 НК РФ является факт уплаты НДС продавцу при приобретении имущества в составе
его цены с последующим включением уплаченной суммы налога в состав балансовой
стоимости объекта.
Если при приобретении помещения НДС не
предъявлялся продавцом и соответственно не уплачивался покупателем, налоговая
база при перепродаже НИ должна определяться в соответствии с пунктом 1 статьи
154 НК РФ. Согласно данной статье налоговая база при реализации
налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих
товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии
со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного
минерального сырья) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
Сумма выручки от реализации товаров (работ,
услуг) в целях применения статьи 163 НК РФ исчисляется с учетом суммы выручки,
полученной от реализации НИ.
Вычет сумм НДС, уплаченного при приобретении
объектов НИ, предназначенных для осуществления операций, признаваемых объектом
обложения НДС, согласно разъяснению налоговых органов, может быть произведен при
условии возникновения момента определения налоговой базы для целей обложения
НДС.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами
налогоплательщику при приобретении основных средств и (или) нематериальных
активов, на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 172 НК РФ, производятся в полном
объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных
активов.
По мнению отдельных представителей налоговой
администрации, "принятие на учет основных средств" в контексте рассматриваемой
нормы означает отражение их стоимости в бухгалтерском учете по дебету счета
"01". Поэтому основные средства, учитываемые на счетах "07" "Оборудование к
установке" и "08" "Капитальные вложения", не могут рассматриваться в качестве
принятых к учету.
Между тем в соответствии с пунктом 2 статьи 9
Федерального закона о бухгалтерском учете, постановлением Госкомстата РФ N 71а
от 30 октября 1997г., текстом Методических указаний по бухгалтерскому учету
основных средств, учет ввода в эксплуатацию и зачисления их в состав основных
средств производится на основании акта приема-передачи и инвентарной карточки
учета основных средств
Рассматриваемые положения пункта 1 статьи 172
НК РФ не связывает право налогоплательщика произвести вычет налогов с моментом
приобретения права собственности на оплаченные и принятые к учету основные
средства и счетом, на котором учтены эти средства.
С вышеозначенной позицией не соглашаются
судебные инстанции Восточно-Сибирского округа. По их мнению, передача НИ
(зданий) в соответствии с заключенными договорами купли-продажи согласно актам
еще не является реализацией, поскольку право собственности на это имущество у
покупателя до момента государственной регистрации не возникает (п.2 ст.223 ГК
РФ), следовательно, отсутствуют признаки реализации, предусмотренные пунктом 1
статьи 39 НК РФ. Моментом реализации зданий и возникновения оборота по
реализации, облагаемого НДС, должен признаваться тот отчетный (налоговый)
период, в котором была произведена государственная регистрация сделки.
Известны и случаи, когда налоговые органы
отказывали в возмещении НДС установив, что возмещению выставлены суммы НДС,
перечисленные покупателем не продавцу объекта НИ, а третьему лицу, являющемуся
посредником. Поскольку третье лицо к сделке купли-продажи НИ отношения не имеет,
то отказ в возмещении уплаченной суммы налога формально является обоснованным.
Для доказательного подтверждения правильности
принятого решения представители налоговой администрации должны провести
встречные налоговые проверки продавца и посредника по вопросу правильности
отражения операции по продаже НИ в книге продаж указанных лиц. Результаты такой
проверки должны быть отражены в тексте Решения налогового органа, оформленного
по результатам проверки.
В случае если установлено отражение операции
по продаже НИ как в книге продаж продавца, так и третьего лица и при этом (на
пример, на основании писем продавца) часть сумм в качестве оплаты приобретенного
объекта НИ уплачены покупателем третьему лицу, правовых оснований к отказу в
возмещении НДС не имеется.
Не может изменить порядок получения вычета по
НДС и переход организации на упрощенную систему налогообложения. По этой причине
позиция отдельных налоговых органов, считающих что суммы НДС, уплаченные при
приобретении основных средств, после перехода на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, подлежат восстановлению в последующем
налоговом периоде, подлежит обжалованию в судебном порядке, как противоречащая
положениям статей 171, 172 НК РФ.
Подобные налоговые споры являлись предметом
рассмотрения и были разрешены в пользу налогоплательщика судебными инстанциями
Северо-Западного округа.
При покупке объектов НИ на территории России
иностранной компанией вычет сумм НДС по приобретаемому основному средству не
будет производиться при следующем условии. Если на момент приобретения и
постановки на учет НИ компания нерезидент не осуществляла коммерческой
деятельности на территории Российской Федерации и была зарегистрирована в
налоговом органе лишь в связи с наличием у данной компании НИ.