В случае переоформления прав на земельный участок, находящийся в федеральной собственности, можно не представлять кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровую выписку о земельном участке. При этом отказ в выдаче кадастрового паспорта или кадастровой выписки не может служить для уполномоченных органов государственной власти основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка и заключении соответствующего договора (аренды, купли-продажи).
Письмо Минэкономразвития РФ от 05.12.2011
N Д23-4988.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
Земельный кодекс) для приобретения прав на земельный участок юридические лица
совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, с перечнем
документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Указанный
Перечень утвержден
Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Приказ N
475).
Пунктом 6 данного Перечня предусматривается представление кадастрового паспорта
земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если
заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью
переоформления прав на него.
Вместе с тем п. 2 Приказа N 475 установлено, что документы, указанные в п. п. 2
, 4 , 4.1 , 5 , 5.1 , 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на
земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о
приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить
вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Однако указанное положение действует в отношении документов, необходимых для
приобретения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
В отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, указанное положение вступает в силу с 1 июля 2012 г. ( п. 3
Приказа N 475).
В случае переоформления прав на земельный участок, находящийся в государственной
или муниципальной собственности, до 1 июля 2012 г. необходимо представление
кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном
участке. После 1 июля 2012 г. представление кадастрового паспорта земельного
участка либо кадастровой выписки о земельном участке не требуется.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2011
г. принят Федеральный закон ''О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального
закона ''О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации'' и
отдельные законодательные акты Российской Федерации'', предусматривающий
продление срока приобретения на льготных условиях собственниками объектов
недвижимости занимаемых ими земельных участков, а также срока переоформления
юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными
участками до 1 июля 2012 г.
После подписания Президентом Российской Федерации и вступления в силу указанного
Федерального закона срок льготного выкупа будет продлен до 1 июля 2012 г.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня
поступления заявления о приобретении прав на земельный участок (в том числе в
случае переоформления права (постоянного) бессрочного пользования)
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления
принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или
в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного
участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта
договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю
с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 3 ст. 13
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним'' (далее - Закон N 122-ФЗ)
государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со
дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации,
если иные сроки не установлены федеральным законом.
Права на недвижимое имущество, в соответствии со ст. 2 Закона N 122-ФЗ и п. 1
ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникают с момента
государственной регистрации таких прав.
Таким образом, лицо может считаться исполнившим обязанность по переоформлению
права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с момента
государственной регистрации права собственности либо права аренды на земельный
участок.
Вместе с тем срок исполнения данной обязанности будет иметь значение лишь со
вступлением в силу ст. 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за
несвоевременное переоформление права постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком, то есть с 1 января 2013 г.