Главная "Авеню" >>
Выписки из ЕГРП
>>
Юридическая чистота сделки
Информацию о недвижимости можно получить не только привычным способом, но и с помощью нового сервиса от Росреестра. Подробнее об этом и многом другом читателям рассказал начальник отдела предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости Управления Росреестра по Новосибирской области Дмитрий Владимирович Шеин.
- Дмитрий Владимирович, какую информацию граждане могут получать из Единого государственного реестра прав. Не могли бы пояснить, подробнее по каждому виду предоставляемых сведений?
Начнем по порядку. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, граждане запрашивают с разными целями. Для каждой цели обращения установлен свой вид выписки. Самый распространенный вид выписки из ЕГРП – это выписка о правах на объект недвижимости. Другими словами – кто является правообладателем того или иного объекта недвижимости, какие есть обременения и ограничения на данный объект. Под ограничениями и обременениями понимаются наложенные на тот или иной объект аресты, запрещения регистрационных действий, наличие ипотеки, зарегистрированного договора аренды и т.д. С какой целью получаются эти сведения? Например, вы покупаете квартиру и хотите убедиться, что лицо, которое представляется продавцом, действительно является собственником данной квартиры. Также, вы получаете информацию о существующих обременениях, ограничениях на эту квартиру. Данная информация является общедоступной. Ее может получить любое заинтересованное лицо по абсолютно любому объекту, находящемуся на территории Российской Федерации. Предоставление такого вида сведений составляет около половины от всех предоставляемых Управлением сведений. Конечные потребители такой информации – это все лица, органы и организации, которые хотят знать, кто является правообладателем того или иного объекта недвижимости, и какие есть ограничения и обременения. В соответствии с действующим законодательством данный вид сведений предоставляется в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащей общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости).
Второй самый распространенный вид выдаваемой информации – это сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости. Здесь практически в ста процентах случаев выписка о том, что принадлежит человеку, берется не для собственного потребления, а для того, чтобы эту выписку предоставить в тот или иной орган государственной власти, в органы местного самоуправления, по месту работы или по месту проживания и т.д.. Для чего? Для того, чтобы получить какую-либо государственную или муниципальную услугу. Например, чтобы получить какую-либо субсидию, чтобы подтвердить свое право на ее получение. В соответствии с Федеральным закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получение заявителем выписки из ЕГРП для последующего предоставления в органы государственной власти или местного самоуправления – в целях получения государственных или муниципальных услуг – не требуется. Данную информацию указанные органы должны запрашивать у Росреестра самостоятельно! То есть, если человек обращается в органы власти за получением субсидии, то там не должны ему говорить, о том, чтобы он сам шел за сведениями и платил деньги, а должны самостоятельно направлять нам запрос, а мы в свою очередь в течение 5 рабочих дней предоставить запросившему органу такую информацию. В настоящее время в адрес Управления приходит уже значительное количество таких запросов. Поэтому еще раз акцентируем внимание граждан на том, что теперь сбор подобных справок – это обязанность органов власти или местного самоуправления, а не самих граждан. В соответствии с действующим законодательством данный вид сведений предоставляется в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Новосибирской области или других регионов Российской Федерации.
- То есть нужно различать доступ к информации об объектах недвижимости, и доступ к информации о субъектах, владеющих недвижимостью?
Подчеркиваю, между этими видами информации существует принципиальная разница. В одном случае – информация по самому объекту, во втором – по физическому или юридическому лицу. Сведения об объекте – в силу статьи 130 Гражданского кодекса – относятся к общедоступным сведениям, и их может запросить любое лицо. Сведения о субъекте может запросить только установленный законом круг лиц – сам правообладатель, лицо, получившее доверенность, а также органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, суды и еще ряд органов. Это два принципиально разных вида информации. Есть еще другие виды информации, предоставляемой Управлением Росреестра, - выписка о переходе прав, справка о содержании правоустанавливающих документов. Но они менее востребованы и составляют не более 7% от общего объема предоставляемых сведений.
- В каком порядке граждане получали информацию до появления электронного предоставления услуги?
Происходило это следующим образом: в Управление обращалось лицо, оплачивало соответствующую плату за получение сведений из ЕГРП. В течение пяти рабочих дней выдавали готовый ответ. Для этого гражданин должен был лично приехать в пункт приема таких заявлений и персонально все на месте оформить. Данный порядок существует и в настоящее время, но мы рекомендуем воспользоваться новыми возможности получения информации из ЕГРП.
- Какая возможность у граждан появилась теперь?
Как вы понимаете, время не стоит на месте, а с ним технологии электронной обработки данных. Уже достаточно длительный период времени работает интернет-портал Росреестра. Соответственно, в настоящее время выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, (содержащую общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости) – то есть открытые сведения, любое лицо может запрашивать посредством этого портала, не выходя из дома или из офиса. Чем удобен способ? Не нужно стоять в очереди, не нужно тратить время. Вы из дома или из офиса заходите на сайт Росреестра rosreestr.ru, в раздел о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП. Вам необходимо заполнить три-четыре поля. Необходимо выбрать вид запрашиваемых сведений, объект, в отношении которого запрашиваются сведения и, главное, способ получения готового ответа. Таких способов три. Вы можете оставить свой адрес, и Управление почтой направит Вам ответ – документ на бумажном носителе с подписью и печатью. Вы можете отметить, что хотите получить ответ самостоятельно в Управлении Росреестра на Державина, 28. Для более оперативного получения информации вы можете оставить адрес своей электронной почты и выбрать вид получения ответа. Это будет ссылка на электронный документ. Мы вышлем ответ в электронном виде, и подписанный электронно-цифровой подписью. То есть Вы получаете электронный документ. Для получения выписки в электронном виде размер платы составляет 150 рублей, для получения аналогичной выписки на бумажном носителе – 200 рублей.
- Как производится расчет, если сведения необходимы в электронном виде?
На адрес электронной почты, который вы оставили при заполнении формы запроса на сайте, в кратчайшие сроки после направления Вами запроса приходит письмо, которое содержит в себе код платежа. В этом же письме указано, как и где оплачивать. Предлагаются три варианта оплаты: либо деньги списываются с вашей электронной карточки, либо вы оставляете номер мобильного телефона, и оплата происходит через него. И третий вариант – через Qivi-терминалы, которые сейчас стоят практически в любом людном месте.
- А как выглядит электронный ответ, что он в себя включает?
Вы получаете файл в формате PDF, в котором содержится сама информация об объекте, и файл с электронной подписью. К ответу прилагаются и другие файлы, с помощью которых можно установить через специальную опцию на сайте Росреестра подлинность предоставленной информации и соответствие подписи данному документу. Это нужно на тот случай, если данную информацию вам необходимо представить куда-либо, например, риелтору или в банк.
Если же эта информация необходима только вам лично, мы можем предоставить вам доступ в ЕГРП. В этом случае стоимость для одного ответа будет гораздо дешевле.
- Каким образом можно получить такой доступ?
В результате развития информационных технологий был создан Федеральный информационный ресурс, доступ к которому регламентирован двумя приказами Минэкономразвития России. Это приказ министерства экономического развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 766 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и приказ министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. № 58 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также размерах такой платы».
В данных приказах полностью расписана процедура получения сведений из ЕГРП путем доступа к информационному ресурсу содержащему такие сведения, там же вы найдете бланк заявления который необходимо заполнить и подать в Управление Росреестра для получения уникального ключа доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП. Данный ключ вы можете получить и самостоятельно с помощью портала Росреестра в соответствующем разделе. Ключ – это специальный код из цифр и латинских букв. С его помощью вы можете посмотреть данные о собственнике и существующих ограничениях и обременениях на любой объект, находящийся на территории Российской Федерации. Для получения доступа к 100 объектам вам нужно будет уплатить плату в размере 250 рублей, для доступа к тысяче объектов – 1000 рублей. Для юридических лиц – 500 рублей и 2000 рублей соответственно. Оплата производится после получения ключа.
Поэтому, если вам нужна оперативная информация в большом объеме, то лучше всего получить ключ и запрашивать информацию по интересующим объектам. Информация предоставляется автоматически в режиме online.
- Появился ли интерес к данному виду услуг у жителей города?
Мы выдаем ключи уже на протяжении нескольких месяцев и не ожидали такой потребности граждан в электронных услугах. Динамика положительная! Многие застройщики города, агентства недвижимости, банки, просто граждане уже получили эти ключи. Появилась возможность, не выходя из дома или офиса, в течение каких-нибудь 2-5 минут получить информацию об объекте недвижимого имущества, его характеристиках, о наличии существующих ограничений (обременений) права на объект недвижимого имущества. И главное, нет необходимости стоять в очереди дважды - сначала с заявлением о предоставлении информации из ЕГРП, затем за получением самой выписки.
Ведь это доступно и удобно.
Вы получаете информацию максимально оперативно!
Начальник отдела
предоставления
информации о зарегистрированных
правах на объекты недвижимости
Д.В.Шеин
Начальник отдела регистрации арестов И.С.Бедросов