Минэкономразвития предлагает ликвидировать традиционную классификацию земель
Эта статья является комментарием к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
В распоряжении "РГ" оказался законопроект, который кардинально изменит классификацию земель и упростит земельные отношения в стране. Законопроект подготовлен министерством экономического развития и внесен в правительство. Уже в осеннюю сессию его планируется внести в Госдуму.
Главная новация - отказ от традиционного деления земель на семь категорий, остаются только три особых категории: земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и земли водного фонда. Все, что туда не попадает, останется вне категории и будет классифицироваться по 13 территориальным зонам в зависимости от назначения. Например, жилые зоны, промышленные, сельскохозяйственные и так далее. Для каждой зоны законопроект дает исчерпывающий перечень объектов, которые на ней могут располагаться.
Территориальная зона - это совокупность смежных земельных участков, в отношении которых установлен единый перечень видов разрешенного использования или один вид использования, за исключением земельных участков в границах особо охраняемых категорий земель.
Итак, что означает на практике новая земельная конструкция? Кому и как она облегчит жизнь? С этими вопросами "РГ" обратилась к одному из разработчиков законопроекта - директору департамента недвижимости минэкономразвития Андрею Ивакину.
Российская газета: Андрей Иванович, к кому законопроект обращен в первую очередь - гражданам или предпринимателям?
Андрей Ивакин: Граждане редко сталкиваются с необходимостью строительства, а если сталкиваются, то у них, как правило, уже есть участок под застройку. А вот бизнесу довольно часто приходится заниматься оформлением земельных участков. Поэтому для предпринимателей этот законопроект, думаю, окажется очень полезным.
Ивакин: Сейчас есть две процедуры,
которые необходимо пройти, чтобы приступить к строительству, - изменение
категории земельного участка и вида разрешенного использования. Категорию меняют
органы федеральной, региональной или местной власти. Какой именно орган власти,
зависит от целого ряда факторов. Определение разрешенного использования
относится к полномочиям органов местного самоуправления. Если, например,
федеральный орган изменил категорию, это еще не означает, что орган местного
самоуправления изменит разрешенное использование. Мы же предлагаем вместо двух
этапов разрешений и согласований оставить один.
Российская газета: Какой уровень власти будет решать эти вопросы? Территориальные зоны сейчас есть?
Ивакин: Зонирование законом уже
предусмотрено, но действует только в тех муниципальных образованиях, где
утверждены правила землепользования и застройки. По закону они должны быть
утверждены до конца этого года по всей территории страны.
Российская газета: А реально сколько регионов имеют такие правила землепользования?
Ивакин: Больше половины. Сегодня
для изменения разрешенного использования необходимо изменить правила
землепользования и застройки в части целой территориальной зоны. Если они не
утверждены, то это решение органа местного самоуправления в отношении одного
участка.
Российская газета: Сколько обычно времени занимает оформление этих земель?
Ивакин: Этот вопрос законодательно не
урегулирован. Нет сроков изменения категории, нет сроков на изменение
разрешенного использования при наличии правил землепользования и застройки.
Российская газета: В таком случае чиновник может затягивать процесс сколько угодно, вымогая деньги.
Ивакин: Если порядок принятия решений не
урегулирован, всегда есть возможность злоупотреблений.
Российская газета: В новом законе оговариваются сроки?
Ивакин: Нет. Процедура изменения
разрешенного использования установлена сегодня в Градостроительном кодексе. Мы
ее не изменяли.
Российская газета: То есть это следующий шаг?
Ивакин: Наверное, да. Задача на данном
этапе - отменить категории.
Российская газета: Насколько станет легче, проще, быстрее после вступления в силу закона перевести, например, зону сельхозназначения в жилую зону?
Ивакин: Сроки сократятся как минимум в два раза, но главное, что процедура станет прозрачнее. Это не означает, что будет приниматься более произвольное решение. Дело в том, что правила землепользования и застройки - это такой документ, который предусматривает комплексную картину в отношении всего муниципального образования. Там указаны зоны жилой застройки, зоны сельскохозяйственного использования, промышленные зоны и т.д.. Это комплексный документ. Это понятный подход к определению использования земли.
Что касается категорий земель и их перевода из одной в другую, сегодня это индивидуальное решение по каждому участку. И абсолютно непонятно, исходя из каких соображений органы власти принимают решение перевести участок или не перевести. Поэтому мы убираем лишнюю процедуру с категориями, но не с разрешенным использованием - она сохраняется, но конструкция становится более прозрачная и понятная.
Российская газета: Помимо Земельного кодекса законопроект вносит поправки также в Лесной и Водный кодексы. Вы не ожидаете возражений со стороны экологов?
Ивакин: Поправки в Лесной и Водный
кодексы носят технический характер, они не изменяют подходы к изменению границ
водного и лесного фондов. Сейчас эти процедуры изменения границ содержатся в
одном законе, мы их переносим в Лесной и Водный кодексы без изменения
содержания.
Российская газета: Какие прогнозы по срокам принятия закона и по срокам ввода его в действие?
Ивакин: По срокам принятия я не могу
прокомментировать. По срокам вступления в силу - он не может вступить в силу до
тех пор, пока не будут утверждены правила землепользования и застройки.
Татьяна Смольякова