источник Рождение и смерть советского города-сада. Меерович М.Г.
Истину в вопросе о сравнительной стоимости малоэтажной и многоэтажной застройки установить трудно, особенно сегодня. Расчетных данных и доводов, как сторонников многоквартирного, так и сторонников индивидуального строительства много и они, конечно же, противоречат друг другу. Расчеты показывают, что строительство 1 кв. сажени в индивидуальном отдельностоящем доме обходится, в среднем, приблизительно в 378 руб., в то время как строительство 1 кв. сажени (4.67 кв. м.) в многоэтажном многоквартирном доме выливается в сумму – 492 руб. – очевидный довод в пользу коттеджного строительства (цены 1927 года).
Подсчеты Н. Марковникова, имеющего за плечами опыт проектирования и возведения жилых домов в поселке «Сокол» (и практическую возможность подсчитать их фактическую стоимость), показывают экономические преимущества 2-х этажного отдельностоящего индивидуального дома коттеджного типа в сравнении со стоимостью квартиры в 3-х этажном доме.
В то же время, по подсчетам Всеукраинского комитета содействия кооперативному строительству рабочих жилищ крупное строительство позволяет осуществить экономию материалов, что приводит к снижению стоимости жилья в многоэтажных многоквартирных домах: «В кирпичном доме в две комнаты с кухней на одну строительную кубическую сажень расходуется около 1500 штук кирпича, между тем, в доме с такими же стенами … в 8 комнат расход кирпича на 1 строительную кубическую сажень составляет уже 1000 штук, в двухэтажном доме-коммуне количество снижается до 900 штук.» [Вопросы современного жилищного и промышленного строительства. Труды всесоюзной конференции по вопросам жилищного и промышленного строительства, созванной Госпланом СССР в Москве (5 – 10 мая 1925 г.). М., 1926.) . В итоге стоимость 1 куб. саж. (10 куб. м.) может быть 120 руб. Но, при этом, по доводам противников многоэтажного строительства, удельный вес стоимости материалов составляет от общей суммы строительства всего 5 % (Вегман Г. Укрупненное жилье // Современная архитектура, 1927. № 1) и, в этих условиях, экономия кирпича даже в два раза, мало, что меняет. Кроме того, экономия материалов и удешевление конструкций возможно и в малоэтажном строительстве: «Все, что по сие время сделано в области коллективизации быта, те дома-коммуны, которые проектируются, неизменно грешат против … экономики жилища. Создавая более или менее крупные типы зданий по различным программам, авторы их неизменно дают весьма дорогую жилплощадь, которая по стоимости ни в каком случае и ни при каких достижениях техники не будет в состоянии конкурировать с дешевой стоимостью жилплощади в малых стандартных домах. Все те достижения техники в форме новых конструкций, новых материалов, механизации, удешевления стройматериалов и т.п., приложенные к типу малого дома будут давать лучший экономический эффект».
При более широком рассмотрении данного вопроса – не в плоскости стоимости отдельного строения, а на уровне поселения в целом, обнаруживается, что 75% строительных затрат приходится вообще не на здания, а на инженерное оборудование территории (магистральные и локальные коммуникации) и, в этой связи, раскиданные по территории поселка индивидуальные особняки, удорожают проводку канализации, отопления, водопровода. Но, в соответствии с контрдоводами сторонников индивидуального жилища, используя блокированную индивидуальную застройку, можно, за счет сокращения протяженности сетей канализации, отопления и периметра капитальных стен, получить значительную экономию средств.
С одной стороны, индивидуальное строительство обходится без привлечения мощной строительной техники, что уменьшает конечную стоимость малоэтажного строительства. С другой стороны, крупное жилищное строительство позволяет механизировать ручной труд и «концентрировать» дорогостоящие строительные процессы, что, также должно давать экономию.
Как указывают сторонники многоквартирного строительства, в индивидуальном жилище в отличие от многоэтажного, больше затраты по содержанию дома и т.п. Но подтвердить или опровергнуть эти доводы конкретными цифрами не удается, так как величины фактических текущих эксплуатационных затрат практически невозможно определить. Происходит это, в частности, от того, что, с одной стороны, власть, стимулируя рабочих к въезду в многоэтажные дома, искусственно создает у них представление о «дешевизне» этих домов, сознательно снижая размер квартирной платы, либо вообще отменяя квартплату и относя эксплуатационные расходы по жилищу на государственный бюджет. Причина невозможности выяснения реальных эксплуатационных затрат также и в том, что власть разрешает домоуправлениям использовать часть излишка доходов по своему усмотрению (в частности, постановлением от 31 октября 1927 г. «Об изменении статьи 5 постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 21 марта 1927 г. об установлении размеров арендной платы за муниципализированные жилые строения»), и домоуправления быстро приспосабливаются переводить часть сумм, предназначенных на «улучшение домового хозяйства», в вид своей прямой, или косвенной заработной платы. Не только домоуправления, но и ЖАКТы, собирая квартирную плату, подчас, вместо того, чтобы направлять ее, на ремонт и эксплуатацию жилища, обращают ее на содержание собственного административного аппарата. В итоге реальные эксплуатационные затраты оказываются завышенными.
Объективно обсчитать показатели сравнительной стоимости квадратного (кубического) метра индивидуального жилища коттеджного типа, с одной стороны, и многоэтажного, многоквартирного жилища, с другой стороны, и в те годы, и особенно сейчас, представляется невозможным. Да, вероятно и не следует искать ответы о предпочтительных типах жилищного строительства собственно в экономической области, так как власть, осуществляя жилищную и градостроительную политику (в условиях внеэкономических отношений), часто принимает решения исходя из целей, а не из величины затрат. Главным для советской власти всегда было верно наметить цель, точно перевести их в задачи, а затем привлекать к их исполнению столько трудовых ресурсов и материальных средств, сколько было нужно. Для этого власть и создавала определенные организационные формы (и территориально воплощала эти формы в планировочных структурах) и, руководствуясь принципом «цель определяет средства», безусловно, готова была идти и реально шла на требуемые расходы ради создания нужной ей системы «руководства-подчинения» посредством жилища (сознательно скрывая, если это было нужно, истинное финансово-экономическое положение дел). Создание эффективной и надежной структуры административно-политического руководства людьми и системы хозяйственного управления территориями было для власти дороже денег.