"В настоящее время проходит согласование условий и урегулирование ряда организационных и технических вопросов проведения эксперимента, - сообщили "РГ" в Федеральной нотариальной палате России. - Минэкономразвития, к примеру, предлагает представлять в регистрирующие органы документы, необходимые для государственной регистрации прав исключительно в форме электронных образов бумажных документов".
Как уже писала "РГ", старт проекта предварительно намечен на начало февраля, эксперимент планируется провести в течение года. Нотариус не просто поставит печать, он полностью проверит юридическую чистоту сделки. Хождение человека по инстанциям будет сведено к минимуму - без лишней доплаты. По условиям эксперимента, на которые согласился нотариат, нотариусы не будут брать плату за работу правового и технического характера. Только официально установленный процент. А регистрация сделки, как планируется, должна проходить быстрее. От результатов эксперимента зависит, будет ли в нашей стране введена повышенная правовая защита граждан, покупающих жилье, или сделки с недвижимостью так и останутся зоной риска. Напомним, решение о проведении эксперимента было принято минувшим летом на заседании правительства страны, где обсуждался проект закона о нотариате.
"Хотя привлекательность нотариальной формы для граждан очевидна и без эксперимента", - уверяют специалисты. Судебная статистика показывает, что отсутствие нотариально оформленных сделок резко увеличивает мошенничество с жильем. "Ежегодно в судах общей юрисдикции рассматривается свыше 85 тысяч дел, связанных с мошенничеством в сфере недвижимости. А сколько еще правонарушений в этой сфере остается в тени?" - рассказывают в Федеральной нотариальной палате.
По информации Росреестра, в эксперименте предлагается принять участие территориальным органам в Санкт-Петербурге и Республике Хакасия, Адыгее, Астраханской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской, Ярославской, Новосибирской областях, Краснодарском и Красноярском краях.
Также президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова сообщила, что в минюсте продолжается работа над проектом нового закона о нотариате. Напомним, в Госдуму был внесен другой проект закона о нотариате, подготовленный депутатами.
О возможном появлении данного документа председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников предупреждал еще весной. По его словам, необходимость принятия нового законодательства давно назрела и перезрела. "Ожидание внесения соответствующего законопроекта со стороны исполнительной власти чересчур затянулось, - сказал Павел Крашенинников. - Поэтому мы решили стимулировать процесс обновления законодательства о нотариате".
Появление в Госдуме другого законопроекта планов минюста не изменило.
В рабочую группу при министерстве юстиции, занимающуюся совершенствованием проекта, вошли представители нотариального сообщества, в том числе руководители некоторых региональных палат. "Нам ближе более подробный минюстовский проект, где больше 300 статей, - заметила президент Федеральной нотариальной палаты. - В другом проекте менее 100 статей. В любом случае закон должен быть качественным".
▼
▼▼
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Статья 1.
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) следующие изменения:
1) абзац 2 пункта 5 ст.8.1 признать утратившим силу;
2) дополнить статью 163 пунктом 2 следующего содержания:
«2. Документ, выражающий содержание нотариально удостоверенной сделки подтверждает факт совершения сделки определёнными сторонами в конкретную дату на указанных в нём условиях».
3) дополнить статьёй 327.1 следующего содержания:
«Статья 327.1. Исполнение денежных обязательств, основанных на нотариально удостоверенной сделке
1. Исполнение денежных обязательств, основанных на нотариально удостоверенной сделке, может осуществляться должником путём внесения на счёт-эскроу нотариуса, открытый в уполномоченном банке, всех подлежащих уплате кредитору по сделке денежных сумм, а также иных сумм, подлежащих уплате должником в связи с ее заключением и исполнением, включая уплату третьим лицам.
2. При осуществлении исполнения денежных обязательств через нотариуса из сумм, внесенных должником, нотариус осуществляет расчеты с кредитором и иными лицами в порядке, установленном соглашением между должником и кредитором.
3. При осуществлении исполнения денежных обязательств через нотариуса нотариус несёт имущественную ответственность за полное и своевременное осуществление расчётов по нотариально удостоверенной сделке в соответствии с законодательством о нотариате и нотариальной деятельности.
Статья 2.
Внести в статью 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918) изменения, после абзаца семнадцатого дополнив новым абзацем восемнадцатым следующего содержания:
1) «информировать нотариуса по его запросу в рамках ведения наследственного дела о ценных бумагах, принадлежавших наследодателю;».
Статья 3.
Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следующие изменения:
1) абзац 15 пункта 3 статьи 7 изложить в следующей редакции:
«Нотариусу в связи с удостоверением им сделок, оформлением наследственных прав, совершением иных нотариальных действий в отношении объектов недвижимого имущества и (или) их правообладателей;»;
2) абзац третий пункта 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«правовая экспертиза и проверка законности сделки; В случае нотариального удостоверения сделки проверка законности сделки не осуществляется.»;
3) абзац 3 пункта 3 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«Государственная регистрация прав, основанных на нотариально удостоверенном документе, проводится не позднее чем в течение трёх рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.»;
4) в абзаце восьмом пункта 5 статьи 18 слова «могут выдаваться данному нотариусу» заменить словами «выдаются данному нотариусу или помощнику нотариуса, иному работнику нотариуса, уполномоченному на получение указанных документов».
Статья 4.
Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5340) следующие изменения:
1) после слов «или его территориального органа,» дополнить словом «нотариуса,» .
Статья 5.
Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849) следующие изменения:
1) изложить пункт 9 части 1 статьи 12 в следующей редакции:
«9) исполнительная надпись нотариуса.»;
2) часть 5 статьи 13 после слов «судебного приказа» дополнить словами «исполнительной надписи нотариуса,».
Статья 6.
Внести в статью 6.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости СНД и ВС № 32, 1993, ст. 1227) следующие изменения:
1) после слов «налоговых органов,» дополнить словом «нотариусов,».
Статья 7.
Внести в статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следующие изменения:
1) В подпункте 28 пункта 2 слова «определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе,» исключить.
2) В пункте 6 после цифры «23,» дополнить цифрой «28,».
Статья 8.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента вступления в силу Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Президент
Российской Федерации
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О НОТАРИАТЕ И НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О НОТАРИАТЕ И НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О НОТАРИАТЕ И НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Проект федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" направлен на обеспечение комплексного регулирования отношений, возникающих при организации нотариата и осуществлении нотариальной деятельности, обеспечения доступности оказываемой нотариусами правовой помощи на всей территории Российской Федерации.
Достижение целей законопроекта не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Вместе с тем, проектом федерального закона предполагается принятие организационно-правовых мер к приведению организационно-правовой формы государственного нотариата в соответствии с действующим законодательством, так как в настоящее время его статус законодательством не урегулирован, при этом на территории Российской Федерации осуществляет нотариальную деятельность 21 государственный нотариус.
В этой связи принятие федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" потребует дополнительных расходов федерального бюджета на создание государственных нотариальных контор в организационно-правовой форме бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации.