АВЕНЮ

Новости
Законодательство о недвижимости
Образцы перечни документов
Справочная информация
Электронная библиотека
      
Регистрация прав собственности, регистрация сделок
Кадастровый учет
"Юридическая чистота сделки"
"Риэлтерские технологии"
Приватизация
Наследование недвижимого имущества
Сделка купли-продажи недвижимости
Дарение недвижимости
Ипотека недвижимости
Мена недвижимости
Аренда недвижимости
Исковая давность
Задаток в сделках с недвижимостью
Представительство и доверенность в сделках с недвижимостью
Перепланировка квартиры
Самоволка (самовольная постройка)
Брачный договор. Совместная собственность супругов. Раздел имущества.
Нотариат
Кадастровая оценка объектов недвижимости
О мошенничестве
Судебная практика
Дачный вопрос
Управление многоквартирным домом

Как направить материнский капитал на покупку квартиры? (Правила)
Жилье для молодой семьи (памятка по федеральным программам)
Имущественный вычет. Совет Как получить "подарок" от государства
О государственной поддержке застройщиков, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в сельских поселениях Новосибирской области
Налог при продаже недвижимости
"Советы покупателям жилья" от Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области.
Оформляем гараж в собственность

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственной регистрации недвижимости

Регистрация права собственности

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

Контакты:

Все новости

Обзор за июнь 2010 . Жилищное правоавеню,av-ue.ru

Главная "Авеню" >> Обзоры законодательства о недвижимости

Обзор за июнь 2010 

Письмо Минэкономразвития РФ от 24.05.2010г. №Д23-1899 «О признании права собственности на земельный участок»

Минэкономразвития  РФ  изложил свое мнение по вопросу восстановления права  собственности  на  земельный участок, находившийся во владении на момент создания колхоза.

Департамент  недвижимости Минэкономразвития РФ сообщил, в частности, следующее.

Закрепление  земли  в  государственную  собственность  и возможность предоставления  ее  только  в  пользование,  в том числе гражданам, были отражены  в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года, Земельном кодексе РСФСР 1922  года.  При  этом  согласно  примечанию  1 к статье 59 Гражданского кодекса  РСФСР  1922  года  бывшие  собственники, имущество которых было экспроприировано  на  основании  революционного  права  или  перешло  во владение  трудящихся  до  22  мая  1922  года,  не имеют права требовать возвращения этого имущества. По мнению Минэкономразвития РФ, в указанной ситуации  отсутствовало  право  собственности, в том числе правомочие по владению,   на  земельный  участок,  а  имело  место  право  пользования земельным участком.

Также  отмечено,  что  Земельным  кодексом  РСФСР  1922 года введена система земельной регистрации (государственной записи землепользований), задачей  которой являлись сбор и хранение, в систематическом и наглядном виде,  верных  и  своевременных  сведений  о  правовом  и  хозяйственном положении   всех   землепользований   в  интересах  общегосударственного управления землями и для ограждения прав и интересов землепользователей. В   дальнейшем  данные  регистрации  землепользований  вошли  в  систему государственного земельного кадастра.

Таким  образом,  при  наличии  документов  земельной регистрации или документов,  удостоверяющих  право  землепользования  (при  условии, что данное  право не прекращено по установленным земельным законодательством РСФСР основаниям), по мнению Минэкономразвития РФ, возможно применение к данной  ситуации  пункта  1 статьи 6 Федерального закона от 21 июня 1997 года   N  122-ФЗ  «О  государственной  регистрации  прав  на  недвижимое имущество  и  сделок  с  ним»,  согласно  которому  права  на недвижимое имущество,  возникшие  до  момента  вступления в силу указанного Закона, признаются  юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом о регистрации.

 

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. №23 «О признании утратившим силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

На основе анализа споров были подготовлены совместные разъяснения от двух высших судебных инстанций (постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 г.).

В них был рассмотрен обширный блок вопросов о возникновении, прекращении и защите права собственности и других вещных прав.

Среди них - связанные с защитой прав хозведения и оперативного управления государственных (муниципальных) предприятий и учреждений; с приобретением права собственности; с применением правил о приобретательной давности; с самовольной постройкой.

Также затронуты споры об истребовании имущества из чужого незаконного владения; об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения; об освобождении имущества от ареста; о правах на недвижимость; о правах на землю под многоквартирными домами.

Правила толкования норм, содержащиеся в этих разъяснениях, являются основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам в арбитражных судах.

В связи с подготовкой указанного постановления признаются утратившими силу прежние разъяснения Пленума ВАС РФ (изложенные в постановлении от 25 февраля 1998 г. N 8).

 

Приказ Минэкономразвития РФ от 12.02.2010г. №53 «Об   утверждении   порядка   обеспечения   доступа  к  информации  о деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации»

 

 

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П     "по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса  Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5     статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с     жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" 

В  указанном  Постановлении  (далее  - Постановление от 28.05.2010 N 12-П)   Конституционный  Суд  РФ  (далее  -  КС  РФ)  рассмотрел  вопрос конституционности   положений   Земельного,   Жилищного  кодексов  РФ  и Федерального  закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"  (далее  -  Закон  о  введении  в действие ЖК РФ), касающихся момента перехода к собственникам помещений в многоквартирных домах права общей  долевой  собственности  на  земельные  участки, расположенные под этими  домами,  а  также приобретения права собственности на участки, не сформированные до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

В  рассматриваемом Постановлении КС РФ сделаны выводы, которые могут в дальнейшем существенно повлиять на судебную практику.     

Переход к собственникам помещений в многоквартирных домах права общей долевой собственности      на земельные участки, расположенные под этими домами

Пунктом   2  статьи  36  ЗК  РФ  предусмотрено,  что  предоставление земельных  участков,  на которых находятся сооружения, входящие в состав общего  имущества  многоквартирного  дома, в общую долевую собственность домовладельцев,   осуществляется   в  порядке  и  на  условиях,  которые установлены жилищным законодательством.    

 Общее  имущество  многоквартирных  домов  не  имеет  самостоятельной потребительской  ценности  и  предназначено  для обеспечения возможности пользования  указанными помещениями. Исходя из этого, в Жилищном кодексе РФ   установлено  общее  правило  о  принадлежности  земельного  участка собственникам  помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч. ч.  1,  2 ст. 36 ЖК РФ), а в ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений.    

Как  следует  из  ч. ч. 2 - 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ,  участок  переходит  в  общую  долевую  собственность  собственников помещений  в  многоквартирном  доме после того, как завершен процесс его формирования   и   проведен   его   государственный   кадастровый  учет. Деятельность  органов государственной власти или местного самоуправления ограничивается лишь участием в процессе формирования земельного участка.    

Исходя  из  этого, КС РФ в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П сделал вывод, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников  помещений  в многоквартирном доме не требуется ни решения вышеназванных    органов    о   предоставлении   данного   участка,   ни государственной регистрации права общей долевой собственности на него    

Такой  же  позиции  придерживались  некоторые  суды  и  до  принятия рассматриваемого  Постановления (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от  18.07.2008  по  делу N А43-27525/2007-2-705, от 07.07.2008 по делу N А28-10345/2007-109/15,   Постановление   ФАС   Московского   округа   от 04.08.2008 N КГ-А40/6389-08 по делу N А40-10531/07-96-49).    

В  то  же  время  в  судебной практике прослеживалась и иная позиция (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2008 по делу    N    А28-7432/2007-163/19,    от    21.03.2007    по    делу   N А28-4887/2006-182/4,  Постановление ФАС Московского округа от 11.05.2007 N КГ-А40/3529-07 по делу N А40-45463/06-16-315), согласно которой ст. 16 Закона   о   введении  в  действие  ЖК  РФ  устанавливает  лишь  условие предоставления  земельных  участков,  находящихся  под  многоквартирными домами,  в  общую долевую собственность. Порядок же предоставления таких земельных   участков   жилищным   законодательством   не  определен,  и, следовательно,  он  должен соответствовать общему порядку предоставления земельных   участков   в   общую   долевую  собственность  собственников недвижимого  имущества, расположенного на этом земельном участке. В силу п. п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица совместно обращаются в   исполнительный  орган  государственной  власти  или  орган  местного самоуправления  с  заявлением о приобретении прав на земельный участок с  приложением  кадастрового  паспорта,  а  указанный  орган в свою очередь обязан   принять   решение   о   предоставлении   земельного  участка  в собственность.     

Приобретение собственниками помещений  в многоквартирном доме права общей долевой собственности   на земельные участки, не сформированные до введения  в действие Жилищного кодекса РФ

 Частью  3  ст.  16  Закона о введении в действие ЖК РФ предусмотрено право   любого   лица,  уполномоченного  общим  собранием  собственников помещений в многоквартирном доме, участок под которым не был сформирован до  1  марта  2005  г.,  обратиться  в органы государственной власти или органы  местного  самоуправления  с  заявлением  о  формировании  такого земельного   участка.   Земельный   участок,   на   котором   расположен многоквартирный  дом,  переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников   помещений   в   многоквартирном   доме   с  момента  его формирования  и проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ).     

Между  тем  в  силу  различий  статуса  жилых  и нежилых помещений в многоквартирном   доме   и  обусловленных  этим  различий  интересов  их собственников  принятие  общим  собранием  решения  зачастую  становится невозможным  (см.,  например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.03.2009  по  делу  N  А43-25679/2008-26-315,  от 19.08.2009 по делу N А31-5577/2008).    

В   такой   ситуации,  поскольку  собственники  помещений  не  могут реализовать  свое  право на приобретение данного участка в общую долевую собственность,   нарушается   один  из  важнейших  принципов  земельного законодательства - единства судьбы земельных участков и прочно связанных с  ними  объектов  (пп.  5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Помимо этого, поскольку до момента  обращения  уполномоченного  лица  с  заявлением  о формировании данного участка собственники помещений многоквартирного дома не обладают правом  общей долевой собственности на него, при фактическом пользовании данным участком земельный налог они не уплачивают, что нарушает еще один принцип земельного законодательства - платности использования земли (пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).     

Как   указал   в  КС  РФ  в  Постановлении  от  28.05.2010  N  12-П, собственники  помещений  в  многоквартирном  доме, земельный участок под которым  не  сформирован  и не поставлен на кадастровый учет, фактически осуществляют   владение   и   пользование   таким   участком  наравне  с собственниками  помещений  в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Однако невозможность без проведения общего собрания собственников  потребовать  формирования  земельного участка и тем самым реализовать  свое  право на приобретение данного участка в общую долевую собственность,   по   мнению   КС  РФ,  ущемляет  право  данных  лиц  на приобретение таких участков в общую долевую собственность.     

Правовая позиция КС РФ по вопросу соответствия      Конституции РФ положений, предусматривающих переход в общую      долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом в силу прямого указания закона, а также регулирующих      порядок обращения граждан с заявлением о формировании находящегося под многоквартирным домом земельного      участка, который не сформирован до вступления  в силу Жилищного кодекса РФ

Рассмотрев  дело  о  проверке конституционности ч. ч. 2, 3, 5 ст. 16 Закона  о введении в действие ЖК РФ, ч. ч. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ, п. 3 ст. 3 и  п.  5 ст. 36 ЗК РФ, КС РФ в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П сделал следующие выводы.    

1.  Положения  ч. ч. 2, 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ, ч.  ч.  1, 2 ст. 36 ЖК РФ, п. 5 ст. 36 ЗК РФ не противоречат Конституции РФ.    

Переход  в  общую  долевую  собственность  собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом осуществляется без принятия органами государственной  власти  или  органами местного самоуправления решения о предоставлении  земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него.    

 Таким образом, КС РФ поддержал выводы Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ)  и  Высшего Арбитражного Суда (далее - ВАС РФ) о возникновении права общей   долевой  собственности  на  земельный  участок  у  собственников помещений  в  многоквартирном доме в отсутствие каких-либо актов органов власти  (Постановление  Пленума  ВС  РФ  N  10,  Пленума  ВАС РФ N 22 от 29.04.2010  "О  некоторых  вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении  споров,  связанных  с  защитой  права собственности и других вещных прав").    

Аналогичной  позиции по вопросу государственной регистрации перехода права    собственности   на   земельный   участок,   расположенный   под многоквартирным   домом,   придерживается   ВАС   РФ.   Согласно  п.  3. Постановления  Пленума  ВАС  РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики  рассмотрения  споров о правах собственников помещений на общее имущество  здания"  право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит   собственникам   помещений  в  здании  в  силу  закона  вне зависимости от его регистрации в ЕГРП. Указанное разъяснение Пленума ВАС РФ  применяется  и  в  отношении  земельного  участка,  находящегося под многоквартирным  домом  (Определение ВАС РФ от 24.09.2009 N ВАС-11835/09 по  делу  N  А65-1651/2009-СА2-34,  Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2009 по делу N А27-4169/2009).    

2.  Положения  ч.  3 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ в той мере,  в какой они препятствуют собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном  доме,  обратиться  в  органы  государственной  власти или органы местного  самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на  котором расположен многоквартирный дом, не соответствуют Конституции РФ.    

С  момента  принятия  Постановления  от  28.05.2010 N 12-П обращение любого  собственника  помещений  в  многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного  на то общим собранием собственников помещений, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании  земельного  участка, на котором расположен многоквартирный дом,  должно  рассматриваться  как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

3.    Федеральному   законодателю   надлежит   внести   в   жилищное законодательство    изменения,   направленные   на   уточнение   порядка рассмотрения  заявления  о  формировании  земельного участка, на котором расположен  многоквартирный  дом,  в  случае  если  с  таким  заявлением обращается  собственник  помещения  в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания собственников помещений.     Постановление  от 28.05.2010 N 12-П вступило в силу немедленно после провозглашения.

 

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой"    

Конституционный Суд РФ защитил права несовершеннолетних членов семьи собственника, проживающих в отчуждаемом жилом помещении    

Предметом  рассмотрения  Конституционного  Суда  РФ  явился  пункт 4 статьи  292  ГК  РФ  в  части,  определяющей  порядок  отчуждения жилого помещения,   в   котором   проживают   несовершеннолетние   члены  семьи собственника  данного  жилого  помещения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы. Как следует из указанного пункта, согласие  органов опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в  котором проживает несовершеннолетний, требуется в двух случаях - либо когда  он  находится под опекой и попечительством, либо когда он остался без   родительского   попечения,   о   чем   известно   органу  опеки  и попечительства.    

Конституционный  Суд  РФ  указал,  что  пункт  4  статьи 292 ГК РФ в действующей  редакции закрепляет правовые гарантии для детей, оставшихся без  попечения  родителей,  и  как  таковой не ущемляет права и интересы детей,  чьи  родители  исполняют  свои обязанности надлежащим образом. В соответствии  с  данным  законоположением  жилое  помещение,  в  котором проживают  несовершеннолетние  члены семьи собственника, отчуждается, по общему  правилу,  исходя из предполагаемой добросовестности родителей по отношению  к  детям  и  обусловленного  этим ограничения соответствующих правомочий  органа  опеки  и попечительства по участию в решении данного вопроса.    

В  то  же  время,  Конституционный  Суд РФ отметил, что оспариваемое положение  не  исключает  возможность  умаления уже сложившихся прав тех несовершеннолетних,  которые  формально  не  относятся к находящимся под опекой  или  попечительством  или к оставшимся (по данным органа опеки и попечительства на момент совершения сделки) без родительского попечения, но  либо фактически лишены его на момент совершения сделки по отчуждению жилого  помещения,  либо  считаются находящимися на попечении родителей, при  том,  однако,  что  такая  сделка  -  вопреки установленным законом обязанностям  родителей  -  нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.    

С  учетом  изложенного  Конституционный  Суд РФ постановил: признать пункт 4 статьи 292 ГК РФ в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения,   в   котором   проживают   несовершеннолетние   члены  семьи собственника  данного  жилого  помещения, если при этом затрагиваются их права  или охраняемые законом интересы, не противоречащим Конституции РФ в  той  мере,  в  какой  содержащееся  в нем регулирование направлено на обеспечение  гарантий  прав  несовершеннолетних; признать пункт 4 статьи 292  ГК  РФ в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения, в котором  проживают  несовершеннолетние  члены семьи собственника данного жилого  помещения,  если  при этом затрагиваются их права или охраняемые законом  интересы, не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся  в нем регулирование не позволяет при разрешении конкретных дел,  связанных  с  отчуждением  жилых  помещений,  в  которых проживают несовершеннолетние,  обеспечивать  эффективную  государственную,  в  том числе  судебную,  защиту  прав  тех  из  них, кто формально не отнесен к находящимся  под  опекой  и  попечительством или к оставшимся (по данным органа   опеки   и  попечительства  на  момент  совершения  сделки)  без родительского   попечения,  но  либо  фактически  лишен  его  на  момент совершения   сделки  по  отчуждению  жилого  помещения,  либо  считается находящимся  на попечении родителей, при том, однако, что такая сделка - вопреки  установленным законом обязанностям родителей - нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.

 

 

Письмо Росреестра от 01.06.2010 N 14-20-1831-1/10 О приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

 

Федеральный закон от 31.05.2010 N 106-ФЗ     "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества    

Рассматриваемым Федеральным законом (далее - Закон N 106-ФЗ) внесены изменения  в  Федеральный  закон  от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного   и   муниципального   имущества"   (далее  -  Закон  о приватизации).    

Внесенные изменения состоят в следующем:

-  увеличен срок действия прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества;

 - переданы функции по организации продажи федерального имущества;

- отменен институт нормативной цены федерального имущества;

-    усовершенствовано   информационное   обеспечение   приватизации государственного и муниципального имущества;

- дана возможность использовать при проведении приватизации электронные торги.

Прогнозный план приватизации федерального имущества

Ранее   приватизация   федерального   имущества   осуществлялась   в соответствии   с  ежегодно  утверждаемой  Правительством  РФ  программой (планом)  приватизации. Согласно Закону N 106-ФЗ Правительство РФ теперь может  утверждать  прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества  на  срок  от  одного  до трех лет (абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о приватизации  в  новой редакции). В данном плане (программе) должны быть указаны   основные   направления   и  задачи  приватизации  федерального имущества на плановый период, спрогнозировано влияние приватизации этого имущества  на  экономику,  дана  характеристика  федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки приватизации (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона о приватизации в новой редакции).     В  соответствии  с  новой редакцией п. 1 ст. 8 Закона о приватизации при  разработке проекта прогнозного плана (программы) на плановый период должны    быть    учтены    направления    внутренней    политики    РФ, социально-экономические   программы,   а   также   программы  и  задачи, определенные по итогам приватизации за прошедший период.     

Организация продажи федерального имущества

Законом  N  106-ФЗ  изменена  ст.  6  Закона  о приватизации в части определения  лиц,  имеющих  право  организовывать  от  имени  Российской Федерации   продажу  приватизируемого  федерального  имущества  и  (или) осуществлять функции продавца.    

В  соответствии  с  новой  редакцией  абз.  16  п.  1 ст. 6 Закона о приватизации    организацией   продажи   приватизируемого   федерального имущества и (или) осуществлением функций продавца такого имущества могут заниматься    юридические    лица,    перечень    которых   утверждается Правительством  РФ (пп. 8.1 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации). В решении Правительства  РФ о поручении определенному юридическому лицу выполнения таких функций должны быть указаны:    

- подлежащее приватизации федеральное имущество;

    - конкретные действия данного юридического лица;

    - размер и порядок выплаты ему вознаграждения.

В   прежней  редакции  Закона  о  приватизации  функции  по  продаже приватизируемого  федерального  имущества  выполняло  специализированное государственное   учреждение   -  Федеральное  агентство  по  управлению государственным имуществом.     

Цена приватизируемого имущества

 Изменения,  внесенные  Законом  N  106-ФЗ,  исключили  из  правового регулирования   приватизации   институт  нормативной  цены  федерального  имущества  -  минимальной  цены,  по  которой  возможно отчуждение этого имущества, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ (п. 1 ст. 12 Закона о приватизации в старой редакции).    

Нормативная    цена    определялась   на   основании   Постановления Правительства  РФ  от 14.02.2006 N 87 "Об утверждении Правил определения нормативной   цены   подлежащего   приватизации   государственного   или муниципального  имущества"  (далее  -  Правила).  В  соответствии с п. 2 Правил   нормативная   цена   подлежащего   приватизации  имущественного комплекса   унитарного  предприятия  устанавливается  равной  балансовой стоимости  подлежащих  приватизации активов этого предприятия. Исходя из этого, нормативная цена может быть значительно меньше среднерыночной.     Однако  нормативная  цена может быть и завышена, так как в нее могут включаться    затраты   на   организацию   и   проведение   приватизации (Постановления   ФАС   Поволжского   округа  от  29.10.2009  по  делу  N А06-1081/2009, ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2010 N Ф03-1338/2010 по делу N А73-9145/2009).    

Новая   редакция   ст.  12  Закона  о  приватизации  предусматривает установление  начальной цены приватизируемого имущества в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.      

Информационное обеспечение приватизации

В  соответствии с п. 9 Закона N 106-ФЗ ст. 15 Закона о приватизации, посвященная  информационному обеспечению приватизации государственного и муниципального  имущества (далее - информационное обеспечение), изложена в новой редакции.    

 Под информационным обеспечением понимаются мероприятия, направленные на   создание   возможности   свободного  доступа  лиц  к  информации  о приватизации  и  включающие  в  себя  опубликование в средствах массовой информации,  размещение  в  сети  Интернет прогнозного плана (программы) приватизации  федерального  имущества,  ежегодных  отчетов о результатах приватизации,    решений   об   условиях   приватизации   соответственно государственного  и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.

Перечень  сведений,  которые  должны  содержаться  в  информационном сообщении  о  продаже  государственного  или  муниципального  имущества, указан в п. п. 3 - 5 ст. 15 Закона о приватизации.    

Как  видно из материалов судебной практики, неисполнение обязанности по указанию таких сведений или их ненадлежащее указание может повлечь за собой  признание торгов и соответствующей сделки купли-продажи имущества недействительными   (Постановление   ФАС   Дальневосточного   округа  от 19.02.2008 N Ф03-А73/08-1/177 по делу N А73-13181/2006-51).     Основным  отличием  новой редакции данной статьи от прежней является закрепление   возможности   использования   в  процессе  информационного обеспечения сети Интернет.     

Продажа государственного и муниципального имущества

в электронной форме

Закон  о  приватизации  дополнен  ст.  32.1, допускающей возможность продажи  государственного и муниципального имущества в электронной форме (далее - продажа в электронной форме).     

В  соответствии  с  п.  2  ст. 32.1 Закона о приватизации сведения о проведении  продажи в электронной форме должны быть указаны в решении об условиях приватизации имущества.    

Продавец   государственного   или   муниципального  имущества  может привлекать  юридических  лиц,  способных  обеспечить  требуемое качество электронной  площадки,  в  качестве  организаторов торгов (п. 3 ст. 32.1 Закона о приватизации).    

Основными  требованиями  к  системам, используемым организатором при проведении  продажи  в электронной форме, в соответствии с п. 4 ст. 32.1 Закона о приватизации являются:     

 -  открытый, свободный и бесплатный доступ к информации о проведении продажи  в  электронной форме и к правилам работы с использованием такой системы;

    - возможность представления претендентами заявок и прилагаемых к ним документов в электронной форме;   

 - хранение и обработка в электронной форме заявок и иных документов, представляемых   претендентами,  с  использованием  сертифицированных  в установленном  законодательством  Российской  Федерации  порядке средств защиты информации;    

-  защита  информации,  представляемой  претендентами,  в  том числе сохранность    этой    информации,    предупреждение   ее   уничтожения, несанкционированного изменения и копирования;    

 -  создание, обработка, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе о результатах проведения торгов;   

  -  бесперебойное  функционирование  таких  систем  и  доступ  к  ним пользователей в течение всего срока проведения торгов.    

Чтобы   принять   участие  в  электронных  торгах,  претендентам  на приобретение  государственного  или  муниципального имущества необходимо зарегистрироваться  на  сайте,  указанном  в  информационном сообщении о проведении  продажи  в  электронной  форме  (п.  7  ст.  32.1  Закона  о приватизации).    

Пунктом  11  ст.  32.1  Закона  о  приватизации предусмотрен порядок подведения  итогов  продажи в электронной форме. В соответствии с данным порядком в течение одного часа с момента окончания электронных торгов на сайте  в  сети  Интернет,  на  котором проводилась продажа в электронной форме, размещаются:    

1) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения;    

2) цена сделки;    

3)  имя  физического  лица  или  наименование  юридического  лица  - победителя торгов.    

Порядок  продажи  в  электронной форме во многом аналогичен порядку, предусмотренному Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг для государственных  и  муниципальных  нужд"  (далее  - Закон N 94-ФЗ). Так, аналогично правовое регулирование следующих вопросов:    

1)  требования  к  системам  обеспечения  доступности  и  открытости предложений для претендентов;    

2) требование регистрации претендентов;    

3) бесплатность участия для претендентов;    

4) перечисление средств в обеспечение заявки;    

 5) порядок подведения итогов.    

Характерным   отличием   является   невозможность   включения  лица, выигравшее   торги,   однако   уклонившегося   от   заключения  договора купли-продажи   имущества,   в  реестр  недобросовестных  приобретателей имущества,   как   это   предусмотрено   Законом  N  94-ФЗ  в  отношении недобросовестных поставщиков.    

Закон N 106-ФЗ вступил в силу 15.06.2010.

 

Постановление Правительства РФ от 15.06.2010 № 435 "О   согласовании   сделок,  связанных  с  распоряжением  недвижимым имуществом,  находящимся  в  федеральной собственности и закрепленным на праве хозяйственного ведения за отдельными федеральными государственными унитарными предприятиями"

Росимуществу  предоставлено  право согласовывать сделки, связанные с распоряжением   недвижимым   имуществом,   находящимся   в   федеральной собственности, закрепленным за  ФГУП     Постановлением  Правительства  РФ  от  03.04.2008  N  234 установлен запрет  на  согласование  сделок,  связанных  с распоряжением отдельными земельными  участками, находящимися в федеральной собственности, а также расположенным   на   них  недвижимым  имуществом.  Установление  запрета означает  фактическое  приостановление операций по отчуждению указанного имущества.   

В    целях   увеличения   доходов   федерального   бюджета Правительство   РФ   определило   перечень  федеральных  государственных унитарных   предприятий,   в  отношении  недвижимого  имущества  которых действие данного запрета не распространяется. Перечень, состоящий из 198 позиций,  содержит  наименование  ФГУП,  адрес  местонахождения  объекта недвижимости, тип объекта недвижимости.

 

"О  некоторых  вопросах,  связанных  с  применением  отдельных  норм Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в   некоторые  законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи  с совершенствованием  порядка обращения взыскания на заложенное имущество" (подготовлено Федеральной нотариальной палатой)    

Федеральной  нотариальной  палатой  подготовлены  ответы на вопросы, связанные  с обращением взыскания на заложенное имущество     Нотариальные   палаты   субъектов  РФ  просили  разъяснить  вопросы, касающиеся,    в    частности:    возможности    совершения   нотариусом исполнительной   надписи  на  договоре  о  залоге  движимого  имущества, заключенного  до  даты  вступления  в  силу  Федерального  закона  от 30 декабря  2008  года  № 306-ФЗ;  возможности  совершения  исполнительной надписи,   если   направленное   нотариусом  уведомление  о  предстоящем совершении исполнительной надписи  возвращено с отметкой о невозможности вручения   его   залогодателю;   возможности  совершения  исполнительной надписи    на   договоре   о   залоге   автотранспортных   средств   без государственной  регистрации  его;  возможности  обращения  взыскания на переданные   в   залог   земельные   участки   во  внесудебном  порядке; возможности применения  положений, содержащихся в статье 55 Федерального     закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", в случаях, когда предметом залога  является  имущество, находящееся в общей собственности супругов. Применительно  к  последнему  случаю  Федеральной  нотариальной  палатой выражено   мнение,   что  если  предметом  ипотеки  является  имущество, находящееся  в  общей  собственности супругов, то обращение взыскания на такое  заложенное  имущество  осуществляется  в порядке, предусмотренном статьей  55  (подпункт  4  пункта  2) указанного Федерального закона "Об ипотеке  (залоге недвижимости)", поскольку данная норма относится именно к  случаям,  когда  предметом  залога  является имущество, находящееся в общей  собственности,  в  том числе в совместной собственности супругов. Таким  образом,  при  наличии согласия супруга как на передачу объекта в залог  (ипотеку),  так  и  на внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество  обращение взыскания на предмет залога, находящийся в   совместной   собственности   супругов,   по  исполнительной  надписи нотариуса допустимо.

 

Приказ Росреестра от 06.05.2010 № П/221 «О  признании  утратившим  силу  приказ  Федеральной  регистрационной службы от 19 апреля 2006 г. № 50»

 

Федеральный закон от 17.06.2010 №119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты РФ"            см закон в новой редакции  

Рассматриваемым Федеральным законом (далее - Закон N 119-ФЗ) внесены изменения   в  Федеральный  закон  от  21  июля  1997  г.  N  122-ФЗ  "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее  -  Закон о государственной регистрации), Федеральный закон от 16 июля  1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об  ипотеке),  Федеральный  закон  от  30  декабря  2004 г. N 214-ФЗ "Об участии  в  долевом  строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости  и  о  внесении  изменений в некоторые законодательные акты Российской  Федерации"  (далее  - Закон о долевом строительстве), Кодекс Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях,  Налоговый кодекс Российской Федерации.    

Данные изменения касаются правового регулирования отношений, связанных с привлечением денежных средств для долевого строительства многоквартирных  домов  и  (или)  иных  объектов  недвижимости  (далее - долевое строительство), и регламентируют:

- порядок привлечения и расходования таких денежных средств;    

-   государственную   регистрацию   договоров   участия   в  долевом строительстве и прав участников долевого строительства;    

- налогообложение застройщиков (налог на добавленную стоимость);    

-   административную   ответственность  лиц,  привлекающих  денежные средства для долевого строительства.     

Порядок привлечения и расходования денежных средств  для долевого строительства

В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 2 ст. 1 Закона о долевом строительстве, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию, допускается только:

1) на основании договора участия в долевом строительстве;   

2)  путем  выпуска  эмитентом,  имеющим в собственности или на праве аренды, субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение  на  строительство на этом земельном участке многоквартирного  дома,   жилищных  сертификатов,  закрепляющих  право  их  владельцев  на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;    

3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

Данные  изменения,  по  сути,  дублируют  положения ч. ч. 1, 2 ст. 1 Закона о долевом строительстве в старой редакции, однако они подкреплены введенной  в  этот  Закон  ч.  2.1  ст.  1,  в  соответствии  с  которой запрещается  привлечение  денежных  средств  граждан для строительства в  ином  порядке.  Сделка  по  привлечению  денежных средств, совершенная в нарушение    указанных    требований,    может   быть   признана   судом недействительной  по  иску  гражданина,  заключившего  такую  сделку. До внесения  в Закон о долевом строительстве указанных изменений в судебной практике   также   подчеркивалась  недопустимость  привлечения  денежных средств  на  иных,  нежели  договор  участия  в  долевом  строительстве, основаниях  (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2008 N Ф04-6990/2008(15895-А03-31)  по  делу  N А03-4753/2008-10, Постановление ФАС  Северо-Кавказского  округа  от 12.12.2008 N Ф08-7249/2008 по делу N А32-9527/2008-34/163-109АЖ).    

Нарушение   лицом,   привлекающим   средства  граждан  для  долевого строительства,  требований,  установленных  ч.  2 ст. 1 Закона о долевом строительстве,   дает   гражданину   право  требовать  от  данного  лица немедленного  возврата  переданных  денежных  средств,  уплаты в двойном размере  предусмотренных ст. 395 ГК РФ процентов от суммы этих средств и возмещения   причиненных   убытков   (ч.   3  ст.  3  Закона  о  долевом строительстве  в новой редакции). Помимо этого, необходимо отметить, что граждане  как  потребители  вправе также требовать возмещения морального вреда, причиненного указанными нарушениями, что не предусмотрено Законом о  долевом  строительстве, однако следует из Закона РФ от 7 февраля 1992 г.  N  2300-1  "О  защите  прав  потребителей"  (Обзор судебной практики Верховного   Суда   РФ  от  04.05.2005,  11.05.2005,  18.05.2005  "Обзор законодательства   и   судебной   практики  Верховного  Суда  Российской Федерации   за   первый   квартал   2005   года").   Законом   N  119-ФЗ конкретизированы   цели,   для   выполнения  которых  застройщик  вправе использовать   денежные   средства,  уплачиваемые  участниками  долевого строительства.  Согласно  ч.  1  ст. 18 Закона о долевом строительстве в новой  редакции  застройщик  вправе  использовать  денежные  средства на строительство  в  соответствии с проектной документацией многоквартирных домов  и  систем,  необходимых  для подключения таких домов к инженерным сетям, а также на возмещение затрат:    

- на приобретение, в том числе оформление, права собственности или права аренды, права субаренды на земельные участки, на которых осуществляется строительство;    

 -  на  подготовку  проектной  документации  и  выполнение инженерных изысканий для строительства;    

-  на  подключение  (присоединение)  многоквартирных  домов  к сетям инженерно-технического обеспечения;    

-  в  связи  с  заключением  в  соответствии  с  законодательством о градостроительной   деятельности   договора   о   развитии   застроенной территории  и  исполнением  обязательств по этому договору, если долевое строительство  осуществляется  на  земельных  участках,  предоставленных застройщику  на  основании этого договора и находящихся в границах такой застроенной территории;    

-  на  подготовку документации по планировке территории и выполнение работ  по  обустройству застроенной территории посредством строительства объектов     инженерно-технической    инфраструктуры,    если    долевое строительство   осуществляется  на  земельном  участке,  предоставленном застройщику для комплексного освоения в целях жилищного строительства.    

 В  случае,  если  в  договоре  участия  в долевом строительстве цена определена   как   сумма   денежных  средств  на  возмещение  затрат  на строительство  объекта долевого строительства и оплату услуг застройщика (ч.  1  ст.  5  Закона  о долевом строительстве), то целевые ограничения относятся  только  к  средствам  на  возмещение  затрат на строительство объекта    долевого    строительства.    Средства   участника   долевого строительства,  поступившие по договору в счет оплаты услуг застройщика, застройщик  может расходовать по своему усмотрению (ч. 2 ст. 18 Закона о долевом строительстве в новой редакции).    

В соответствии с ч.3 ст.18 Закона о долевом строительстве в новой редакции нарушение застройщиком целевого использования денежных средств влечет за собой право участника долевого строительства потребовать расторжения договора в судебном порядке.

Государственная регистрация договоров участия в долевом      строительстве и прав участников долевого строительства

 Закон  N  119-ФЗ  вносит  изменения  в  абз.  1 п. 5 ст. 18 Закона о государственной  регистрации.  Теперь  документы,  выражающие содержание сделок  и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения,  прекращения,  перехода,  ограничения (обременения) прав,  представляются   не   менее   чем  в  двух  экземплярах-подлинниках,  за исключением    случаев,    установленных   Законом   о   государственной регистрации.    

Регистрация  права  участника долевого строительства на объект этого строительства  является  таким  исключением,  поскольку при ней наряду с иными  документами  предоставляется  один  экземпляр-подлинник  договора участия  в долевом строительстве (п. 5 ст. 25.1 Закона о государственной регистрации).    

Срок   государственной   регистрации  договоров  участия  в  долевом строительстве,  заключаемых  после  первого  такого договора, сокращен с десяти  до  пяти  дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для  такой  регистрации (абз. 1 п. 2.1 ст. 25.1 Закона о государственной регистрации в новой редакции).    

В  соответствии  с  ч.  1  ст.  13  Закона о долевом строительстве с момента  государственной  регистрации  договора  у  участников  долевого строительства   (залогодержателей)   считаются   находящимися  в  залоге предоставленный   для   строительства  многоквартирного  дома  земельный участок,  принадлежащий  застройщику  на  праве собственности, или право аренды,  субаренды  на  указанный  участок  и строящийся на этом участке многоквартирный  дом. С даты получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию   многоквартирного   дома,   строительство   которого  было осуществлено   с   привлечением  денежных  средств  участников  долевого строительства,  до даты передачи им объекта долевого строительства такой объект считается находящимся в залоге у участника долевого строительства (ч. 3 ст. 13 Закона о долевом строительстве в новой редакции).    

Исходя из этого, Законом  N 119-ФЗ в Закон об ипотеке внесены изменения, определяющие порядок погашения регистрационной записи об ипотеке. В соответствии с введенным в ст.25 Закона об ипотеке п.1.1 регистрационная запись об ипотеке, возникшей в силу Закона о долевом строительстве,   погашается   органом,   осуществляющим  государственную регистрацию  прав,  в  течение  пяти рабочих дней на основании заявления застройщика  и предъявления им разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в  части  ипотеки  строящегося  многоквартирного  дома.  Регистрационная запись об ипотеке объекта строительства погашается на основании документа, подтверждающего передачу объекта участнику строительства, при этом регистрационная запись об ипотеке земельного участка либо о залоге права аренды или субаренды земельного участка погашается только после погашения регистрационных записей об ипотеке  всех объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирного дома.

Налогообложение деятельности застройщика

Согласно  п. 23.1 ст. 149 НК РФ, введенному Законом N 119-ФЗ, услуги застройщика  на  основании  договора участия в долевом строительстве (за исключением    услуг,    оказываемых    при    строительстве    объектов производственного назначения) не облагаются НДС.     Введение  данной льготы, по замыслу законодателя, должно подтолкнуть застройщиков  уйти  от  применения  не  соответствующих Закону о долевом строительстве  схем  продажи  недвижимости (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2009 по делу N А79-698/2009).     

Административная ответственность лиц,      привлекающих денежные средства для долевого строительства

 В  соответствии  с  изменениями,  внесенными  в  ст.  14.28 КоАП РФ, административным правонарушением является не только привлечение денежных средств  гражданина  для долевого строительства лицом, не имеющим на это права,   но   и   привлечение  таких  средств  в  нарушение  требований, установленных  ч.  2  ст.  1  Закона  о  долевом  строительстве  в новой редакции. Максимальный размер штрафа за это правонарушение увеличен с 20 до  50  тыс.  руб.  для  должностных  лиц и с 500 тыс. до 1 млн руб. для юридических лиц (ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ в новой редакции).

    Примечанием  к указанной статье КоАП РФ, введенным Законом N 119-ФЗ, установлено,   что  в  случае  нарушения  лицом,  привлекающим  денежные средства  для  строительства,  требований  ч.  2  ст. 1 Закона о долевом строительстве   в   новой   редакции,  административная  ответственность наступает в отношении каждого случая неправомерного привлечения средств.    

В  судебной  практике  и  ранее отмечалось, что привлечение денежных средств граждан не на основании договора участия в долевом строительстве законом   не   предусмотрено,  однако  административная  ответственность наступала  лишь  за отсутствие права на такое привлечение (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2008 N Ф04-6990/2008(15895-А03-31)  по делу N А03-4753/2008-10, ФАС Московского округа от 27.04.2010 N КА-А41/3858-10 по делу N А41-17993/09).

Закон N119-ФЗ опубликован и вступил в силу 21 июня 2010, за исключением изменений в НК РФ, вступающих в силу по истечении одного месяца со дня опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

 

 

 

Закон Новосибирской области от 9 июня 2010 г. N 509-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области"

Изменения обусловлены созданием Правительства Новосибирской области и необходимостью в связи с этим приведения закона в соответствие с региональным законодательством.

Изменен состав органов, осуществляющих полномочия по управлению областным имуществом. Из него исключены администрация области и ее структурные подразделения. Вместо администрации права собственника осуществляет Правительство как высший исполнительный орган государственной власти.

Полномочия по назначению и освобождению от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений возложены на руководителей областных исполнительных органов государственной власти, которым эти предприятия, учреждения подведомственны. Ранее указанные полномочия осуществляла администрация области.

Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 29.06.2010 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Сокращены сроки рассмотрения некоторых видов обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно Закону общий срок рассмотрения обращений составляет 30 дней. Изменения коснулись случаев, когда текст письменного обращения не поддается прочтению, а также обращений, в которых обжалуется судебное решение (пункты 2, 4 статьи 11 Закона). Поскольку в перечисленных случаях не предполагается направление ответа гражданину по существу, срок рассмотрения таких обращений сокращен до 7 дней.

Письмо УФНС России по г. Москве от 09.03.2010 N 20-14/4/023677

Право собственности на наследственное имущество возникает у наследника со дня открытия наследства (дня смерти наследодателя) независимо от даты государственной регистрации таких прав.

 


Ещё по теме:


Новости
Законодательство о недвижимости
Образцы перечни документов
Справочная информация
Электронная библиотека
      
Регистрация прав собственности, регистрация сделок
Кадастровый учет
"Юридическая чистота сделки"
"Риэлтерские технологии"
Приватизация
Наследование недвижимого имущества
Сделка купли-продажи недвижимости
Дарение недвижимости
Ипотека недвижимости
Мена недвижимости
Аренда недвижимости
Исковая давность
Задаток в сделках с недвижимостью
Представительство и доверенность в сделках с недвижимостью
Перепланировка квартиры
Самоволка (самовольная постройка)
Брачный договор. Совместная собственность супругов. Раздел имущества.
Нотариат
Кадастровая оценка объектов недвижимости
О мошенничестве
Судебная практика
Дачный вопрос
Управление многоквартирным домом

Как направить материнский капитал на покупку квартиры? (Правила)
Жилье для молодой семьи (памятка по федеральным программам)
Имущественный вычет. Совет Как получить "подарок" от государства
О государственной поддержке застройщиков, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в сельских поселениях Новосибирской области
Налог при продаже недвижимости
"Советы покупателям жилья" от Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области.
Оформляем гараж в собственность

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственной регистрации недвижимости

Регистрация права собственности

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

Читать популярные статьи на сайте!!!










Список терминов
определений
и понятий