1. Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29.07.2014 № 10-1731/14 «О направлении письма Росреестра от 21.07.2014 № 14-09978/14».
Росреестр дает разъяснения об исправлении кадастровых ошибок
С 1 января 2015 года устанавливается новый порядок принятия на учет объектов, которые не имеют собственника или он неизвестен, либо от права собственности на которые собственники отказались.
Объект недвижимости ставится на учет на основании заявления органа местного самоуправления, исполнительного органа государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.
К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие беcхозяйность объекта недвижимости. Одновременно может быть подано заявление о государственном кадастровом учете объекта.
Решение о принятии объекта на учет принимается в срок не позднее 18 календарных дней со дня приема всех необходимых документов.
Принятие на учет осуществляется путем внесения записи в ЕГРП.
3. Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 04.07.2014 № 10-1511/14 «О направлении письма Росреестра от 23.06.2014 № 14-08526/14».
Разъяснен порядок подготовки технического плана и документации при строительстве, реконструкции автомобильных дорог.
Отмечается, что с 30 июня 2014 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 25.02.2014 № 88, которым изложены в новой редакции форма технического плана сооружения и требования к его подготовке.
Кроме того, дано разъяснение относительно закрепленного в Градостроительном кодексе РФ понятия "красные линии" (линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).
4. Решение Верховного Суда РФ от 10.07.2014 N АКПИ14-735 «О признании недействующим Письма Минэкономразвития РФ от 27.07.2010 N 13293-ИМ/Д23».
Признано недействующим письмо Минэкономразвития России, предусматривающее основания аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера.
В Письме Минэкономразвития России от 27.07.2010 N 13293-ИМ/Д23 определен перечень нарушений требований Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к выполнению кадастровых работ, допущенных кадастровым инженером, которые могут рассматриваться в качестве грубых. Также приведен перечень грубых нарушений оформления межевого плана, подготовленного в результате кадастровых работ: несоответствие разделов или реквизитов какого-либо раздела межевого плана установленной форме (несоответствие требованиям к форме межевого плана), отсутствие в межевом плане сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в зависимости от вида выполненных кадастровых работ, либо внесение в межевой план необоснованных сведений об объекте кадастровых работ (несоответствие требованиям к содержанию межевого плана).
Письмо имеет признаки нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В нарушение норм Конституции РФ, Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации оспариваемый акт перед введением его в действие не представлялся на государственную регистрацию в Минюст России и не был официально опубликован в установленном порядке. Кроме того, пунктом 2 указанных Правил закреплено, что издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
5. Письмо Минэкономразвития России № 19491-ЕЕ/Д05и, ФАС России № АК/32618/14 от 14.08.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества с отдельными категориями арендаторов».
При заключении на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально ориентированными НКО арендная плата может определяться без учета оценки рыночной стоимости объекта.
По общему правилу органы власти и местного самоуправления при передаче государственного и муниципального имущества в аренду вправе устанавливать размер ставки арендной платы, отличающийся от рыночной стоимости, определенной оценщиком.
Для случаев заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на торгах органы власти и местного самоуправления по собственному усмотрению устанавливают в качестве начальной (минимальной) цены договора арендную плату или плату за заключение договора, размер которых определяется в ходе проведения конкурса или аукциона.
Законодательством установлены особые условия предоставления государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и социально ориентированным НКО. В частности, указанным категориям лиц государственное или муниципальное имущество может быть передано, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы.
6. Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2014 № 389 «О внесении изменений в Типовое Положение о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 5 октября 2009 г. № 395»
С 1 января 2015 года при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет действовать единый порядок ведения дел правоустанавливающих документов и ведения книг учета документов.
Книги учета документов и дела правоустанавливающих документов являются неотъемлемой частью ЕГРП и ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. Ведением книг занимается Росреестр и его территориальные органы. На основании решений Росреестра ведение может осуществляться подведомственным ему федеральным государственным бюджетным учреждением.
Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества и состоит из томов, в которые помещаются документы, относящиеся к одному действию по государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, сделки с ним, а также иному регистрационному действию, для совершения которого приняты документы.
Книги учета документов содержат данные о принятых на регистрацию документах. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, ведут:
- книгу учета входящих документов (КУВД);
- книгу учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества (КУА).
Установлены формы и порядок ведения данных книг и дел правоустанавливающих документов.
8. Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29.07.2014 N 10-1731/14 «О направлении письма Росреестра от 21.07.2014 N 14-09978/14».
Росреестр дает разъяснения об исправлении кадастровых ошибок.
Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в кадастр вносились сведения. Такая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для государственного кадастрового учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Росреестром отмечается, что отказ в осуществлении кадастрового учета предусмотрен в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (на величину, превышающую установленный размер). Ограничений, связанных с уменьшением площади земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, действующим законодательством не установлено.
Обращено также внимание на то, что квалификационный аттестат кадастрового инженера аннулируется в случае принятия органом кадастрового учета за последние три года деятельности такого инженера десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером.
9. Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 24 июня 2014 г. № 10-1049-ВГ «О направлении обзора изменений».
Техплан помещения: новые требования.
Сделан обзор изменений, внесенных Минэкономразвития России в требования к подготовке технического плана помещения. Так, согласно новой редакции требований для подготовки техплана используется кадастровая выписка о здании (сооружении), в котором расположено помещение, или кадастровый паспорт помещения.
Копии документов, содержащих сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), в состав приложения не включаются. Реквизиты этих документов указываются в разделе "Исходные данные" техплана.
Уточнены случаи использования при подготовке техпланов декларации об объекте недвижимости. В частности, если согласно градостроительному законодательству не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о помещении приводятся в техплане на основании декларации.
Пересмотрены требования к электронному оформлению техплана, ЭЦП, а также к формату документов, включаемых в состав приложения.
Дополнительно к техплану, оформленнному в виде XML-документа, готовится его бумажный экземпляр, если это предусмотрено договором подряда.
10. Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22.08.2014 № 10-2786-КЛ «О направлении информации».
Росреестром указан перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, используемых при подготовке акта обследования
Акт обследования - документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено.
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к акту.
Требования к подготовке акта обследования не содержат перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
По мнению Росреестра, кадастровый инженер при подготовке акта обследования может использовать в том числе документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, при их наличии, к которым можно отнести, например, распоряжение главы администрации города о сносе зданий, решение межведомственной комиссии о признании жилого здания аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, справку органов государственного пожарного надзора и т.п.
11. Проект Федерального закона N 590600-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Предлагается обязать должников сообщать об имуществе, на которое нельзя обратить взыскание.
Планируется обязать должника сообщать об имуществе и доходах (в том числе денежных средствах на счетах), на которые не может быть обращено взыскание. Такому лицу необходимо будет предоставить подтверждающие документы на его имущество и доходы, что судебный пристав-исполнитель должен будет указать в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Перечень имущества должника-юрлица, на которое нельзя обратить взыскание, устанавливается федеральным законом.
В частности, взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя не может быть обращено на предмет лизинга, в том числе если он зарегистрирован на имя лизингополучателя (п. 1 ст. 23 Закона о лизинге).
Также не допускается обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное в доверительное управление, за исключением случаев несостоятельности (банкротства) этого лица (п. 2 ст. 1018 ГК РФ). Если судебный пристав-исполнитель выносит акт о наложении ареста на недвижимое имущество, находящееся в доверительном управлении, то такие действия признаются судом незаконными (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 13.05.2013 N А07-14529/2012).
Представляется, что предлагаемое изменение избавит должников от необходимости обжаловать незаконные акты об обращении взыскания на имущество, к которому такое взыскание не может быть применено.
12. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»
Планируется определить порядок выдачи разрешений на использование публичных земель.
С 1 марта 2015 г. предлагается утвердить порядок выдачи разрешений на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - публичные земли), кроме переданных гражданам или юрлицам. Возможность с указанной даты использовать публичные земли без их предоставления и установления сервитута (в частности, на основании разрешения уполномоченного органа) закреплена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее по тексту - Закон).
Такое разрешение может быть выдано в определенных целях, например, для проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта. Исчерпывающий перечень таких целей установлен Законом.
Чтобы получить названное разрешение, заинтересованное лицо должно будет обратиться с заявлением в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, который распоряжается соответствующими публичными землями. Проект устанавливает перечень обязательных сведений, которые нужно указать в заявлении. В частности, к нему прилагается кадастровый паспорт земельного участка, использовать который (часть которого) планирует заявитель, а также схема границ соответствующих земель на кадастровом плане территории.
Уполномоченный орган принимает решение о возможности выдачи разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если будет установлено, что в заявлении:
- приведены неверные сведения (либо отсутствуют какие-то данные) или к нему не приложены необходимые документы;
- цели использования публичных земель не соответствуют целям, которые будут установлены в новой редакции Земельного кодекса РФ;
- указано предполагаемое размещение иных объектов, чем те, которые предусмотрены п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ в ред. Закона.
Если используемый земельный участок будет предоставлен гражданину или юрлицу, то действие разрешения прекращается. Об этом уполномоченный орган уведомляет лицо, получившее разрешение, в течение пяти дней со дня принятия данного решения.
13. C 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения ГК РФ, касающиеся реорганизации юридический лиц (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ).
С 1 сентября 2014 г. изменятся положения ГК РФ о юрлицах, поскольку вступает в силу (за исключением отдельных положений)Закон N 99-ФЗ. В частности, будут определены порядок и последствия признания решения о реорганизации юрлица недействительным и признания реорганизации корпорации несостоявшейся.
По общему правилу признать решение о реорганизации юрлица недействительным можно будет в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Обратиться с требованием о таком признании сможет участник реорганизуемого юрлица и иное лицо, которое не является его участником, но имеет право на данное обращение на основании закона (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Если решение о реорганизации будет признано недействительным, то это не повлечет ликвидации новообразованных юрлиц и недействительности совершенных ими сделок (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Вместе с тем лица, которые недобросовестно способствовали принятию решения о реорганизации, а также новообразованные юрлица солидарно отвечают за убытки, причиненные реорганизацией (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Указанные убытки они должны будут возместить участникам реорганизованного юрлица, голосовавшим против принятия решения о реорг! анизации или не принимавшим участия в голосовании, и кредиторам реорганизованного лица.
Кроме того, с 1 сентября суд сможет признать реорганизацию корпорации несостоявшейся. Это допускается только в двух случаях:
- если решение о реорганизации корпорации ее участники не принимали;
- если для госрегистрации юрлиц, создаваемых путем реорганизации, были представлены документы с заведомо недостоверными данными о реорганизации.
С соответствующим требованием вправе обратиться участник корпорации, голосовавший против решения о реорганизации или! не принимавший участия в голосовании по этому вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ в редакции Заколна N 99-ФЗ).
По сравнению с признанием решения о реорганизации юрлица недействительным признание реорганизации корпорации несостоявшейся влечет иные правовые последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ):
- восстанавливаются юрлица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением новообразованных юрлиц;
- сделки юрлиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;
- переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, за исключением случая, когда права и обязанности переходят в пользу созданного юрлица от должников, добросовестно полагавшихся на правопреемство на стороне кредитора;
- доли в уставном капитале ранее существовавшего юрлица сохраняются за участниками в том же размере, что и до реорганизации, а при смене участников юрлица в ходе такой реорганизации или по ее окончании возвращаются им по правилам п. 3 ст. 65.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.
О реорганизации ООО и АО в различных формах (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) см.Путеводитель по корпоративным процедурам
14. Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 24 июня 2014 г. № 10-1049-ВГ «О направлении обзора изменений».
Техплан помещения: новые требования.
Сделан обзор изменений, внесенных Минэкономразвития России в требования к подготовке технического плана помещения. Так, согласно новой редакции требований для подготовки техплана используется кадастровая выписка о здании (сооружении), в котором расположено помещение, или кадастровый паспорт помещения.
Копии документов, содержащих сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), в состав приложения не включаются. Реквизиты этих документов указываются в разделе "Исходные данные" техплана.
Уточнены случаи использования при подготовке техпланов декларации об объекте недвижимости. В частности, если согласно градостроительному законодательству не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о помещении приводятся в техплане на основании декларации.
Пересмотрены требования к электронному оформлению техплана, ЭЦП, а также к формату документов, включаемых в состав приложения.
Дополнительно к техплану, оформленнному в виде XML-документа, готовится его бумажный экземпляр, если это предусмотрено договором подряда.
15. Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22.08.2014 № 10-2786-КЛ «О направлении информации».
Росреестром указан перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, используемых при подготовке акта обследования
Акт обследования - документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено.
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к акту.
Требования к подготовке акта обследования не содержат перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
По мнению Росреестра, кадастровый инженер при подготовке акта обследования может использовать в том числе документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, при их наличии, к которым можно отнести, например, распоряжение главы администрации города о сносе зданий, решение межведомственной комиссии о признании жилого здания аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, справку органов государственного пожарного надзора и т.п.
16. Проект Федерального закона N 590600-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Предлагается обязать должников сообщать об имуществе, на которое нельзя обратить взыскание.
Планируется обязать должника сообщать об имуществе и доходах (в том числе денежных средствах на счетах), на которые не может быть обращено взыскание. Такому лицу необходимо будет предоставить подтверждающие документы на его имущество и доходы, что судебный пристав-исполнитель должен будет указать в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Перечень имущества должника-юрлица, на которое нельзя обратить взыскание, устанавливается федеральным законом.
В частности, взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя не может быть обращено на предмет лизинга, в том числе если он зарегистрирован на имя лизингополучателя (п. 1 ст. 23 Закона о лизинге).
Также не допускается обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное в доверительное управление, за исключением случаев несостоятельности (банкротства) этого лица (п. 2 ст. 1018 ГК РФ). Если судебный пристав-исполнитель выносит акт о наложении ареста на недвижимое имущество, находящееся в доверительном управлении, то такие действия признаются судом незаконными (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 13.05.2013 N А07-14529/2012).
Представляется, что предлагаемое изменение избавит должников от необходимости обжаловать незаконные акты об обращении взыскания на имущество, к которому такое взыскание не может быть применено.
Планируется определить порядок выдачи разрешений на использование публичных земель.
С 1 марта 2015 г. предлагается утвердить порядок выдачи разрешений на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - публичные земли), кроме переданных гражданам или юрлицам. Возможность с указанной даты использовать публичные земли без их предоставления и установления сервитута (в частности, на основании разрешения уполномоченного органа) закреплена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее по тексту - Закон).
Такое разрешение может быть выдано в определенных целях, например, для проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта. Исчерпывающий перечень таких целей установлен Законом.
Чтобы получить названное разрешение, заинтересованное лицо должно будет обратиться с заявлением в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, который распоряжается соответствующими публичными землями. Проект устанавливает перечень обязательных сведений, которые нужно указать в заявлении. В частности, к нему прилагается кадастровый паспорт земельного участка, использовать который (часть которого) планирует заявитель, а также схема границ соответствующих земель на кадастровом плане территории.
Уполномоченный орган принимает решение о возможности выдачи разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если будет установлено, что в заявлении:
- приведены неверные сведения (либо отсутствуют какие-то данные) или к нему не приложены необходимые документы;
- цели использования публичных земель не соответствуют целям, которые будут установлены в новой редакции Земельного кодекса РФ;
- указано предполагаемое размещение иных объектов, чем те, которые предусмотрены п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ в ред. Закона.
Если используемый земельный участок будет предоставлен гражданину или юрлицу, то действие разрешения прекращается. Об этом уполномоченный орган уведомляет лицо, получившее разрешение, в течение пяти дней со дня принятия данного решения.