Главная "Авеню"
>>
раздел "СамСебеРиэлтор"
>>
"Риэлтерские технологии"
Допустим, вам нужно снять жилье, или продать свою квартиру, или инвестировать строительство новой. В любой из этих ситуаций легко можно оказаться стороной пострадавшей.
Вариант первый - самый безобидный. Допустим, вы решили снять жилье и обратились за посредничеством в риэлторскую фирму. Вам обещают найти квартиру по вашему вкусу и предлагают подписать договор. А в нем черным по белому: за рекламно-информационные услуги - аванс пятьсот рублей, по завершении сделки - столько же. И где-нибудь внизу мелким шрифтом обозначено: в случае, если клиенту не подошли предлагаемые варианты, аванс возврату не подлежит. Если вы подпишете этот документ, то окажете большую услугу предприимчивым риэлторам. После этого они вам могут давать адреса от балды.
А когда, набегавшись без толку, вы явитесь к ним с претензиями, они эти претензии с удовольствием примут и предложат расторгнуть договор. Аванс, понятно, остается при них. Некоторые фирмы работают так годами, периодически меняя для конспирации вывески. Бизнес уж очень удобный - и делать ничего не надо и деньги идут.
Если вам пришлось столкнуться с «рекламно-информационными» услугами такого плана, обратитесь в Центр защиты прав потребителей. У специалистов есть методы и приемы борьбы с такими предпринимателями.
Противостоять им надо хотя бы для того, чтобы не поощрять хамство и откровенный обман.
Вариант второй. Вы хотите продать или купить квартиру.
Девять человек из десяти обязательно обратятся к риэлтору. Нормальная практика в
этом случае - заключение договора. Как правило, составляет его сторона, которая
предоставляет услуги. Клиент - только читает и подписывает. И опять же: в девяти
из десяти случаев клиент понятия не имеет, что именно подписывает. Юридическая
казуистика и мутные формулировки договора усыпляют бдительность. Свежий пример:
в Центр защиты прав потребителей пришел человек, который потерял хороший вариант
продажи прежнего и покупки нового жилья по вине риэлтора. Пострадавший попытался
хотя бы вернуть аванс, но получил категоричный отказ. Руководитель Центра защиты
прав потребителей Григорий Каленов говорит, что договор, заключенный между
риэлтором и этим человеком, изначально предполагал такую развязку. Сам клиент
договор, как выяснилось, даже не читал. В конкретном случае ничего исправить уже
нельзя - семь с половиной тысяч рублей уплыли в карман предприимчивого
посредника.
- Прежде чем подписывать документы,
проконсультируйтесь с юристами, специалистами по защите прав потребителей, в
конце концов, с риэлторами из соседней конторы, но никогда не подписывайте
бумаги, в которых вам что-то непонятно, - говорит Каленов.
Вариант третий - вложение инвестиций в строительство нового жилья. Очень
волнительная ситуация. Истории о том, как люди вкладывают в инвестиции последнее
и оказываются обобранными до нитки, холодят кровь. Но мы сейчас не об этом. На
рынке строительства жилья нынче конкуренция.
Самые убедительные аргументы для
любой строительной компании в старой песне «выбери меня» - сроки и цена. Поэтому
сроки в договорах принято ставить нереальные. Люди терпят, ждут, а в конце
концов получают долгожданные ключи от новенькой квартиры и на радостях забывают
все пережитые неприятности. Между тем по закону компания, нарушившая сроки,
указанные в договоре, обязана выплачивать клиенту три процента неустойки от
стоимости квартиры.
Ежедневно.
В июле по решению суда один такой
пострадавший получил в качестве выплаты неустойки 20 тысяч рублей и пять тысяч
рублей в качестве компенсации морального вреда. Надо сказать, что мог бы
получить и больше.
Суд, ссылаясь на статью Гражданского кодекса, размер неустойки снизил. Произошло
это, на взгляд Каленова, потому, что подобных исков в наших судах пока мало.
Будет больше исков - будут более кардинальные решения. Имейте это в виду.