Главная "Авеню" >>Обзор судебной практики
Возможно ли предоставление земельных участков юридическим лицам для целей не связанных со строительством? Возможен ли отказ в государственной регистрации права на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее закон о регистрации) на земельный участок, предоставленный юридическому лицу в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) для целей, не связанных со строительством?
В настоящее время судебная практика (как региональная по Новосибирской области, так и высших судебных инстанций) по вопросу о возможности предоставления земельных участков юридическим лицам для целей, не связанных со строительством отсутствует. При этом доктринальное толкование положений ст. 34 ЗК РФ различно. Так, по мнению О.И. Крассова (комментарий к земельному кодексу РФ, справочная правовая система Гарант) если юридическое лицо заинтересовано в получении земельного участка для целей, не связанных со строительством, то оно может только получить информацию о наличии земельного участка, но ему не может быть предоставлен земельный участок на основании ст. 34 ЗК РФ. Иное мнение по данному вопросу выражено Г.А. Волковым, О.М. Козырь (постатейный научно-практический комментарий земельного кодекса РФ, справочная правовая система Консультант), которые полагают, что возможность предоставления земельных участков в порядке ст. 34 ЗК РФ юридическим лицам обусловлена наличием нормативно-правового акта, изданного органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Представляется, что более обоснованной является вторая точка зрения, поскольку ЗК РФ детально не регулирует отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством.
Земельный кодекс РФ обязывает органы местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности муниципального образования на принципах эффективности, справедливости, публичности и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Абзац 2 п. 1 ст. 34 ЗК РФ предписывает органам местного самоуправления принятие акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков. На территории города Бердска принято Положение «О порядке предоставления, изъятия, распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г. Бердска НСО», которое утверждено Решением 8 сессии Совета депутатов МО г. Бердска от 26.06.2003г. № 88, вступило в силу 23.09.2003г. Указанное Положение является нормативно-правовым актом, раздел III которого детально определяет порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе и юридическим лицам. Поскольку п. 4 ст. 2 ЗК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, Управление Федеральной регистрационной службы, как правоприменительный орган, обязано применять данные нормы земельного законодательства. Следует иметь ввиду, что гражданин, организация или прокурор, считающие, что вышеуказанным Положением нарушены чьи-либо права и свободы имеют право в судебном порядке признать данный нормативно-правовой акт полностью или в части недействующим. Кроме того, необходимо учитывать правило п. 2 ст. 15 ЗК РФ гарантирующее гражданам и юридическим лицам право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Таким образом, несмотря на то, что между названием статьи 34 ЗК РФ и её содержанием есть некоторое несоответствие: в названии говорится о гражданах, а в п. 1 и о гражданах и о юридических лицах, полагаем, что отказ в государственной регистрации прав на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 закона о регистрации юридическому лицу неправомерен.
Попова С.Н.