Главная "Авеню"
>>
Электронная библиотека
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ДОВЕРЕННОСТЬ Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июня 2009 года
Глава 10. Представительство. Доверенность
Статья 183. Заключение сделки неуполномоченным лицом Статья 184. Коммерческое представительство Статья 188. Прекращение доверенности Статья 189. Последствия прекращения доверенности
Доп. см.
●
Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций
по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской
Федерации"
|
Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> Представительство и доверенность
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ДОВЕРЕННОСТЬ
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 10
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 189. Последствия прекращения доверенности1. Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 и 6 пункта 1 статьи 188 настоящего Кодекса. 2. Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц. Это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось. 3. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.
|
Статья 189. Последствия прекращения доверенности
|
Комментарий к статье 189
1. Комментируемая статья, устанавливая правовые последствия прекращения доверенности, прежде всего возлагает на представляемого обязанность известить о состоявшейся отмене доверенности как представителя, так и третьих лиц, для представительства перед которыми доверенность была выдана. Тем самым риск последствий, наступивших после отмены доверенности и связанных с совершением представителем действий от имени представляемого, возлагается на представляемого за исключениями, указанными в п. 2 комментируемой статьи. Сроки извещения представителя и третьих лиц об отмене доверенности в гражданском законодательстве не установлены, да и не могут быть предусмотрены, поскольку риск наступления неблагоприятных последствий в связи с отменой доверенности лежит на представляемом, что стимулирует его к скорейшему совершению необходимых действий. Такое положение сторон правоотношения представительства еще раз подчеркивает фидуциарный характер этого правоотношения.
В п. 10.3 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей <1> отмечается, что, имея в виду наличие юридических последствий отмены доверенности, нотариус разъясняет представляемому, что он обязан известить об отмене доверенности лицо, которому доверенность выдана, а также известных третьих лиц, для представительства перед которыми выдана доверенность, и затребовать возврата доверенности от представителя.
--------------------------------
<1> Утверждены решением Федеральной нотариальной палаты от 7 - 8 июля 2003 г.
(Протокол N 03/03).
К числу третьих лиц, о которых идет речь в приведенных положениях, относятся контрагенты по предполагаемым сделкам, совершение которых предусмотрено содержанием доверенности, иные лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, с которыми в соответствии с полномочиями, содержащимися в доверенности, представитель должен вступить в отношения.
Форма извещения об отмене доверенности не предусмотрена гражданским законодательством, однако указанные выше Методические рекомендации предполагают возможность совершения этого действия в нотариальном порядке. Существует возможность передачи заявления (извещения) об отмене доверенности любому лицу по правилам ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате, в соответствии с которой нотариус передает заявления граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением. Заявление (извещение) может передаваться также с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств. По просьбе лица, подавшего заявление (представляемого), ему выдается свидетельство о передаче заявления. Кроме того, по желанию заявителя (представляемого) нотариус может засвидетельствовать подлинность подписи на заявлении.
Судебной практике известны случаи, когда последствия прекращения доверенности не подлежали применению из-за того, что представляемый не совершил необходимых действий по уведомлению представителя и третьих лиц. В одном из случаев суд первой инстанции пришел к выводу о том, что соглашение было подписано от имени представляемого лицом, не имевшим на то полномочий, поскольку выданная этому лицу доверенность была позже аннулирована, а со стороны представляемого одобрения сделки не последовало. В то же время суд не проверил, производились ли действия со стороны представляемого по извещению представителя и третьего лица (контрагента по соглашению) об отзыве доверенности <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2002 г. N 7009/01 по делу N А53-609/2001-С4-20.
2. Как уже отмечалось выше, представляемый обязан отправить извещение об отмене доверенности всем третьим лицам, к которым она имеет отношение, в том числе и суду, если доверенность была им выдана для участия в судебном разбирательстве.
Так, сторона по делу заявляла, что суд апелляционной инстанции принял отказ от иска от неуполномоченного лица, поскольку доверенность, на основании которой действовал представитель стороны, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции была прекращена. Однако кассационная инстанция пришла к иному выводу, в соответствии с которым поскольку доверенность выдавалась для представления интересов стороны в арбитражном суде, представляемому необходимо было своевременно направить извещение об отмене доверенности в арбитражный суд. Однако им этого сделано не было, из чего следует, что нести неблагоприятные последствия нарушения требований п. 1 ст. 189 ГК РФ должна сторона, не известившая третьих лиц об отзыве доверенности своего представителя <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 22 мая 2006 г. N Ф09-2817/06-С6 по делу N А50-21815/2005.
3. Обязанность известить о прекращении доверенности возлагается также на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность, или смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Правопреемство при прекращении юридического лица имеет место в случаях реорганизации путем слияния, присоединения, разделения и преобразования (ст. 58 ГК РФ). Следовательно, вновь возникшие в результате указанных форм реорганизации юридические лица обязаны принять меры по извещению лица, которому доверенность выдана, а также известных им третьих лиц, для представительства перед которыми выдана доверенность. Разумеется, эта обязанность может быть исполнена лишь в случае, если правопреемнику известен факт выдачи доверенности. В противном случае представитель, не информированный о правопреемстве, реализуя свои полномочия, может вступить в отношения с третьими лицами и создать своими действиями права и обязанности для указанных правопреемников.
В то же время второе основание прекращения доверенности, требующее извещения лица, которому доверенность выдана, а также третьих лиц, для представительства перед которыми выдана доверенность, не во всех случаях порождает правопреемство. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. Однако возложить на правопреемников обязанность по извещению представителя и третьих лиц о прекращении доверенности можно лишь в случае смерти представляемого или объявления его умершим (ст. 45 ГК РФ).
Признание гражданина безвестно отсутствующим не порождает таких правовых последствий, как объявление лица умершим (ст. 43 ГК РФ). Тем более не может повлечь правопреемства судебное решение о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (ст. 29 и 30 ГК РФ). Как назначенный подопечному опекун (попечитель), так и доверительный управляющий имуществом безвестно отсутствующего гражданина не являются правопреемниками подопечного и безвестно отсутствующего лица. Однако названные лица обязаны охранять права и законные интересы подопечных и безвестно отсутствующих граждан в силу закона или договора. Так, опекун в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке) незамедлительно обязан принять меры по защите имущественных прав подопечного, если этого требуют интересы последнего. Имея возможность выступать от имени подопечного, опекун вправе известить о прекращении ранее выданной подопечным доверенности как представителя, так и иных лиц. Более того, по нашему мнению, он это сделать обязан. В противном случае риск невыгодных последствий, вызванных действиями представителя, ложится на опекуна (ст. 26 Закона об опеке).
В то же время на основании ст. 22 Закона об опеке совершеннолетний гражданин, ограниченный судом в дееспособности, самостоятельно принимает меры по охране своих имущественных интересов. Попечитель совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности, вправе лишь требовать признания недействительными сделок, совершенных его подопечным без согласия попечителя, в соответствии со ст. 176 ГК РФ. Таким образом, в случае ограничения дееспособности физического лица принятие мер по извещению о прекращении доверенности вопреки положениям комментируемой статьи возлагается на самого представляемого.
Доверительный управляющий имуществом безвестно отсутствующего гражданина также может иметь право принять меры по извещению представителя и третьих лиц о прекращении доверенности, однако не во всех случаях. Договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего лица может и не предполагать такого рода обязанностей, относящихся к ранее возникшим (до признания гражданина безвестно отсутствующим) отношениям.
С целью устранения сложившейся неопределенности целесообразно было бы уточнить редакцию п. 1 ст. 189 ГК РФ, указав в ней не только правопреемников, но и опекунов, а также доверительных управляющих имуществом безвестно отсутствующих граждан.
4. Представитель, узнав о прекращении доверенности в силу любого из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 188 ГК РФ, обязан ее немедленно вернуть. В комментируемой норме имеется в виду разумный срок - период, необходимый представителю для поиска представляемого или его правопреемников. Доверенность может быть возвращена и по почте.
Аналогичная обязанность возлагается и на правопреемников представителя.
5. Момент, в который представитель узнал о прекращении доверенности, имеет важное значение. До этого момента представитель, обладая полномочиями, указанными в доверенности, вправе совершать от имени представляемого юридически значимые действия. Поэтому права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц.
В то же время о прекращении доверенности может узнать не представитель, а третье лицо, для вступления в отношения с которым представляемым была выдана доверенность. Если такое лицо, узнав о прекращении доверенности, тем не менее вступает в отношения с лицом, предъявившим доверенность, то его действия недобросовестны и прав и обязанностей в отношении представляемого не создают.
Авторы Комментария
Гонгало Бронислав Мичиславович, заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии, руководитель Уральского отделения Российской школы частного права, доктор юридических наук, профессор - ст. 182 (совместно с П.В. Крашенинниковым); ст. 185 - 186.
Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук - вступительное слово; ст. 182 (совместно с Б.М. Гонгало); ст. 187.
Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор - ст. 189.
Попондопуло Владимир Федорович, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор - ст. 183 - 184.
Рузакова Ольга Александровна, главный советник аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Московской финансово-промышленной академии, доктор юридических наук - ст. 188.