Земельный контроль
Административная ответственность
за самовольное занятие земельного участка
Иногда разошедшемуся дачнику так
хочется попользоваться ничейным земельным участком или просто
прирезать полоску земли вдоль дороги. Чем это грозит? Насколько
велика мера ответственности за незаконное пользование родной землей?
И наконец кому пожаловаться, если вы правдоискатель?
Объективная сторона - деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка
без правоустанавливающих документов или разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых
работ, которые целом отдельных этапах требуют получения разрешения.
Самовольным занятием земель является
пользование земельным участком при отсутствии оформленного в
установленном порядке права собственности, владения, пользования или
аренды земли. К самовольному занятию, в частности отнесено
пользование земельным участком до принятия соответствующим органом
исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче)
земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю,
выделе земельного участка.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ
самовольное занятие земельного участка или использование земельного
участка без оформленных в установленном порядке
правоустанавливающих документов на землю, а в случае
необходимости без документов, разрешающих осуществление
хозяйственной деятельности - влечет наложение административного
штрафа :
-
на граждан в размере от пятисот до
одной тысячи рублей;
-
на должностных лиц - от одной
тысячи до двух тысяч рублей;
-
на юридических лиц - от десяти
тысяч до двадцати тысяч рублей.
Однако после принятия Федерального закона от 26
декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", запретившего "кошмарить
бизнес", а также учитывая ограниченные ресурсы контролирующих органов,
вероятность проверки для юридических лиц микроскопична, а уж для физических лиц
вероятна только по наводке соседей. Не добавляет стабильности системе
земельного контроля предполагаемое объединение государственного и муниципального
земельного контроля.
Государственный
земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с
планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально
уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и
законных интересов организаций и граждан.
В ст.7.1 КоАП РФ содержатся два формальных
состава, различающихся по объективной стороне и противоправности. Цель статьи - защита права
государственной, муниципальной и частной собственности на землю,
обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее
действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы, как государства,
так и иных землепользователей.
Объект правонарушения - общественные
отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Предмет - земельные участки: часть поверхности земли (в том числе
почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в
установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если
земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после
раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное
использование последнего осуществляется без перевода его в состав
земель иной категории.
Самовольное занятие земельного участка
- простой формальный состав, объективная сторона которого выражается
в активных действиях по установлению фактического господства над
земельным участком путем
-
размещения на нем строений,
-
огораживания,
принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него
законных собственников (владельцев, арендаторов, других
пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо
путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и
т.п.
Использование земельного участка без
оформленных в установленном порядке
правоустанавливающих документов на землю или без
документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, -
формальный состав с альтернативными признаками по противоправности
деяния, так как ст.7.1 предусматривает незаконность использования,
имеющую место в случае отсутствия двух видов документов,
подтверждающих право пользования:
а) собственно на земельный участок;
б) на хозяйственную деятельность
в пределах его границ.
Согласно постановлению
Правительства
РФ от 30 июня 2006 года N 404 правоустанавливающими
документами на земельный участок являются: копия акта органа
государственной власти или органа местного самоуправления;
кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие
предоставление земельного участка данному субъекту, либо
выписка из Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в
этот Перечень могут быть включены и другие
правоустанавливающие документы.
Объективная сторона - деяние в виде
активных действий по любому использованию земельного участка без
правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение
хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в
целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения.
Субъективная сторона - умышленная
вина.
Дела об административных
правонарушениях рассматривают должностные лица Росреестра - главный государственный инспектор Российской Федерации
по использованию и охране земель, главные государственные инспекторы
субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель,
главные государственные инспекторы городов и районов по
использованию и охране земель. Они рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1,
частью 1 статьи 7.2, статьями 7.10, 8.8 КоАП.
Протоколы об административных
правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов,
а также органов внутренних дел (полиции) (ч.1, п.1 ч.2 ст.28.3).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с
Земельным Кодексом РФ, законодательством Российской Федерации в области
охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля".
Порядок осуществления государственного
земельного контроля (надзора) устанавливается уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти: в отношении
земель сельскохозяйственного назначения — Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации; в отношении земель остальных категорий — Министерством
экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственном земельном
контроле, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от
15 ноября 2006 года № 689, государственный земельный контроль (надзор)
осуществляют:
- Федеральная служба государственной регистрации,
кадастра и картографии – за землей как объектом недвижимого имущества,
- Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования – за землей как природным объектом и природным
ресурсом,
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору – за землёй как природным объектом и природным ресурсом.
Полномочия Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных
органов Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии и её территориальные органы в соответствии с Положением о
государственном земельном контроле, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689, осуществляют
контроль за соблюдением:
-
выполнения требований земельного
законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков,
самовольного обмена земельными участками и использования земельных
участков без оформленных на них в установленном порядке
правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих
осуществление хозяйственной деятельности;
-
порядка уступки права пользования
землей;
-
выполнения требований земельного
законодательства об использовании земель по целевому назначению и
выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для
использования по целевому назначению;
-
выполнения требований о наличии и
сохранности межевых знаков границ земельных участков;
-
порядка предоставления сведений о
состоянии земель;
-
исполнения предписаний по вопросам
соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области
земельных отношений;
-
выполнения иных требований земельного
законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах
установленной сферы деятельности.
Также, Росреестр и его территориальные
органы проводят анализ актов органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, касающихся вопросов
земельных отношений, на предмет их соответствия земельному законодательству
Российской Федерации.
В случае выявления актов органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, несоответствующих требованиям земельного законодательства
Российской Федерации, Росреестр, его территориальные органы направляют в
указанные органы предложения о необходимости приведения актов в соответствие
с земельным законодательством Российской Федерации, а также информируют
органы прокуратуры.