Доп. см. Административная
ответственность за самовольное
занятие земельного участкаПрава государственных инспекторов при проведении проверок соблюдения земельного
законодательства
Согласно действующему законодательству, государственный инспектор по
использованию и охране земель Росреестра имеет право:
а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от
федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций
и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля
сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе
документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них
объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении
которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты,
обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении,
пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и
другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для
осуществления государственного земельного контроля;
в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения
земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе
проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства выдаются в случае
выявления следующих нарушений требований земельного законодательства:
- использование земельного участка без оформленных в установленном порядке
документов, удостоверяющих право на землю (ст. 26 ЗК РФ), если отсутствует
возможность привлечения правонарушителя по ст. 7.1 КоАП РФ;
- использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным
использованием, установленным в правоустанавливающих документах (ст. 42 ЗК РФ);
- невыполнение требований по сохранности межевых знаков границ земельных
участков (ст. 42 ЗК РФ).
В остальных случаях предписания по вопросам соблюдения земельного
законодательства выдаются одновременно с вынесением постановления о назначении
административного наказания.
В случаях, предусмотренных ст. 54 ЗК РФ, одновременно с наложением
административного взыскания должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела
об административных правонарушениях, лицу, виновному в нарушении земельного
законодательства, выносится предупреждение о возможном принудительном
прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение с уведомлением
об этом соответствующих органов, осуществляющих предоставление земельных
участков;
г) составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об
административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным
лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью
привлечения виновных лиц к ответственности.
Применение данного подпункта разъяснено в письме Роснедвижимости от 5 декабря
2006 г. № ММ/0938. Проведение проверок деятельности органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по изданию актов,
касающихся вопросов земельных отношений, не допускается.
д) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или
пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами
законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении
земельного законодательства;
е) носить форменную одежду.
Государственный
инспектор А.В.
Кишко