Главная "Авеню" >>
Электронная библиотека
>>
Кадастровый учет
|
Все новости |
Главная "Авеню" >>
Электронная библиотека
>>
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ...
>>
Кадастровый учет
Приобретение прав на земельные участки, совершение сделок с ними и государственная регистрация возможны только после государственного кадастрового учета земельных участков.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <42> (далее по тексту - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <43> (далее по тексту - Закон о ГКН).
--------------------------------
<42> Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147
<43> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" <44> в Земельном кодексе Российской Федерации слова "государственный земельный кадастр" исключены. Статья 70 ЗК РФ "Государственный земельный кадастр" изменена на "Государственный кадастровый учет земельных участков", поскольку без кадастрового учета земельный участок не признается объектом недвижимости.
--------------------------------
<44> Собрание законодательства РФ. 2008. N 20. Ст. 2251.
По Закону о ГКН технический учет зданий, строений, сооружений и государственный кадастровый учет земельных участков объединены в единый государственный кадастровый учет недвижимого имущества. Ведется кадастровый учет не только земельных участков, зданий, сооружений, но и помещений, объектов незавершенного строительства подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом (далее также - объекты недвижимости).
Государственный кадастровый учет недвижимости (далее по тексту - кадастровый учет) по Закону о ГКН обеспечивает подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также обеспечивает внесение сведений о таком имуществе в государственный кадастр недвижимости.
В ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) <45> (далее по тексту - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
--------------------------------
<45> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Государственный учет участков недр в связи с их особой значимостью для экономики государства осуществляется в специальном порядке Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом <46>.
--------------------------------
<46> См.: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 08.10.2007 N 261 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами".
Как следует из пункта 1 статьи 1, Закон о ГКН регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Указанные действия Законом объединены в единую систему, которая названа "кадастровые отношения". Закон о ГКН определяет условия и устанавливает порядок регулирования кадастровых правоотношений. Приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 N 35 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости <47>.
--------------------------------
<47> Приказ Минюста России от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" // Российская газета. 2008. 22 февраля.
Помимо названного Закона и Порядка, кадастровые отношения регулируются Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 5, 9, 15, 35, 36, 71, 72, 73, 76), Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 1, 2, 130, 131, 212, гл. 17), Земельным кодексом РФ (ст. ст. 30, 31, 34, 36, 70), Лесным кодексом РФ (ст. ст. 7, 91, 93), Водным кодексом РФ (ст. 31), Градостроительным кодексом РФ (ст. 55), Жилищным кодексом РФ (ст. 13), другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Например, Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (вместе с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости) <48>; от 05.06.2008 N 433 "Об утверждении Положения о создании геодезических сетей специального назначения" <49>; от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" <50>; от 13.09.2005 N 560 (ред. от 31.12.2008) "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" <51>; от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" <52>, Приказами Минэкономразвития РФ от 13.04.2009 N 125 "Об утверждении форм заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости" <53>; Минюста России: от 20 февраля 2008 г. N 35 (с изм. от 23.03.2009) "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" <54>; от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" <55>; от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" <56>; письмами Минэкономразвития России от 14.09.2009 N Д23-2986 "Об изменении сведений государственного кадастра недвижимости об адресах объектов недвижимости"; Минэкономразвития России от 15.05.2009 N Д23-1421 "Об исполнении Управлением Роснедвижимости по Московской области функций по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного кадастрового учета"; Роснедвижимости, например, от 07.04.2008 N ВК/1646@ "О формате предоставления сведений о территориальных зонах и границах и порядке внесения их в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости" <57> и др. По данному вопросу принято решение Верховного Суда РФ от 23.03.2009 N ГКПИ08-2286 "Об удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35".
--------------------------------
<48> Собрание законодательства РФ. 2008. N 34. Ст. 3927.
<49> Собрание законодательства РФ. 2008. N 23. Ст. 2722.
<50> Собрание законодательства РФ. 11.02.2008. N 6. Ст. 508.
<51> Реализация мероприятий указанной подпрограммы должна осуществляться до 2012
года (Собрание законодательства РФ. 26.09.2005. N 39. Ст. 3951).
<52> Собрание законодательства РФ. 11.09.2000. N 37. Ст. 3726.
<53> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
31.08.2009. N 35.
<54> Российская газета. 22.02.2008. N 39.
<55> Российская газета. 22.02.2008. N 39.
<56> Российская газета. 02.04.2008. N 70.
<57> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2008. N 5.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений) <58>.
--------------------------------
<58> Например, письмами Роснедвижимости от 26.08.2008 N ВК/3746 "О рассмотрении обращения"; от 03.03.2008 N ВК/0834@ "О выдаче заинтересованным лицам сведений государственного кадастра недвижимости" и др.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <59> (далее по тексту - Росреестр) Федеральная регистрационная служба с 30 декабря 2008 г. переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Упразднено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости <60>, а также Федеральное агентство геодезии и картографии. Функции этих двух агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Настоящим Указом предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии - объединение процедур по принципу "одного окна".
--------------------------------
<59> Указ Президента от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
<60> По Постановлению Правительства РФ от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" (Роснедвижимость) указанный федеральный орган исполнительной власти осуществлял функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. N 256-р "О территориальных органах упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости" <61> территориальные органы упраздняемых Роскартографии и Роснедвижимости с 1 марта 2009 г. подчинены Росреестру. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р "О проведении ликвидационных мероприятий в отношении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости" <62> к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении упраздняемых Роскартографии и Роснедвижимости. До указанных преобразований системы регистрации прав и кадастрового учета функционировали указанные выше обособленные структуры.
--------------------------------
<61> Собрание законодательства РФ. 2009. N 11. Ст. 1327.
<62> Собрание законодательства РФ. 2009. N 14. Ст. 1738.
В соответствии с названным выше Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <63>, Постановлением Правительства Российской от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии) <64> федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в частности, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель и т.д.
--------------------------------
<63> Собрание законодательства РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
<64> Собрание законодательства РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, является Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России).
Кроме того, по Закону о ГКН орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений:
устанавливает формы кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки, требования к составу сведений таких документов, а также способы и формы их предоставления, в том числе в электронной форме;
устанавливает форму заявления для кадастрового учета;
определяет место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов;
устанавливает особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, а также типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев.
В редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений регламентирует порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат и другие важные вопросы в сфере кадастровых отношений.
Закон о ГКН дает определение государственного кадастра недвижимости как систематизированного свода сведений об учтенных в соответствии с настоящим Законом земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимости, а также о прохождении Государственной границы РФ и иных границ и предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений <65>, т.е. это упорядоченный по определенному принципу перечень сведений (федеральный государственный информационный ресурс), необходимых для ведения учета и идентификации недвижимого имущества <66>.
--------------------------------
<65> См. также Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 39. Ст. 3951.
<66> Долганова Н.С., Зюзин В.А., Королев А.Н., Назимова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2008.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, который присваивается органом кадастрового учета. Для этого орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета. Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам в процессе их государственного кадастрового учета установлен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" <67> и др. <68>.
--------------------------------
<67> Собрание законодательства РФ. 2000. N 37. Ст. 3726.
<68> См.: Приказ Росземкадастра от 14.05.2001 N П/89 "О кадастровом делении территории Российской Федерации".
В соответствии со статьей 7 Закона о ГКН в государственный кадастр недвижимости вносятся 6 уникальных характеристик объекта недвижимости, например:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости являются земельный участок, здание или помещение и др.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, многие из которых внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" <69>.
--------------------------------
<69> Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597.
Перечень таковых сведений состоит из 24 наименований, например:
кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;
сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок, и др.
В статье 13 Закона о ГКН перечисляются разделы государственного кадастра недвижимости:
1) реестр объектов недвижимости;
2) кадастровые дела;
3) кадастровые карты.
Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.
Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 20 февраля 2008 г. N 35 <70>, устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.
--------------------------------
<70> Российская газета. 2008. 22 февраля.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <71> информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.
--------------------------------
<71> Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Статья 15 Закона о ГКН, другие нормативные правовые акты <72> регулируют информационное взаимодействие органа кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости с государственными органами, определенными Правительством Российской Федерации, в частности с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
--------------------------------
<72> Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (вместе с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости); письма Роснедвижимости от 07.04.2008 N ВК/1646@ "О формате предоставления сведений о территориальных зонах и границах и порядке внесения их в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости"; от 03.03.2008 N ВК/0834@ "О выдаче заинтересованным лицам сведений государственного кадастра недвижимости".
Орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости не может действовать изолированно от других органов и учреждений. Необходимо тесное электронное взаимодействие кадастра и реестра с иными государственными ресурсами, органами государственной власти и местного самоуправления.
Определен срок (5 рабочих дней со дня завершения кадастрового учета), по истечении которого орган кадастрового учета должен представить документы о произведенном учете в соответствующие органы. В случае если в соответствии с кадастровыми сведениями право на объект недвижимости зарегистрировано, а в государственный кадастр недвижимости были внесены либо изменения сведений о характеристиках объекта недвижимости, либо информация о прекращении существования такого объекта недвижимости, орган кадастрового учета в срок не более чем 3 рабочих дня со дня завершения кадастрового учета представляет документ об указанном учете в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним <73>.
--------------------------------
<73> Афонина А.В., Ефремова О.Н., Кутафьева А.Н. Постатейный комментарий к новому Закону "О государственном кадастре недвижимости". 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
Исходя из статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Закона о ГКН сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления установлена Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" <74>.
--------------------------------
<74> Российская газета. 22.02.2008. N 39.
По мнению Е.А. Галиновской, "...в праве чаще ведется речь об образовании земельных участков и создании объектов капитального строительства - зданий, строений и сооружений. Так, определенные требования по образованию земельного участка, включая положения о содержании и порядке подготовки межевого плана земельного участка, установлены Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве" <75>.
--------------------------------
<75> Собрание законодательства РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.
Кадастровый учет осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В пункте 4 ст. 16 Закона о ГКН регламентировано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Данная норма завершает основной принцип ведения кадастра объектов недвижимости, согласно которому истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению (п. 6 ст. 4 Закона о ГКН).
Закрепление данного положения будет способствовать упрощению оформления прав на земельные участки, включая их оборот, поскольку в настоящее время при совершении новой сделки с земельным участком кадастровые службы не имеют права требовать официального уточнения кадастровых сведений, включая изготовление новой кадастровой карты (плана).
В отличие от пункта 7 ст. 19 Закона "О государственном земельном кадастре" Закон о ГКН детализирует и сокращает сроки осуществления кадастрового учета. Так, по статье 17 в течение 20 рабочих дней со дня получения заявления кадастровый орган в отношении объекта недвижимости осуществляет постановку на учет, учет его изменений, учет части объекта недвижимости, снятие с учета объекта недвижимости. Учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней. Кадастровый учет в порядке информационного взаимодействия осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня поступления документов.
Кадастровый учет завершается днем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости:
о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);
о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);
о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
Кадастровый учет должен осуществляться только по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен объект недвижимости, за исключением объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов. В последнем случае кадастровый учет определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта РФ, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающих к этой территории <76>.
--------------------------------
<76> Афонина А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (постатейный) .
Как следует из статьи 19 Закона о ГКН, за постановку на учет объекта недвижимости уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. II) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2009, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.10.2009) <77> (далее - НК РФ) дается понятие государственной пошлины. Вместе с тем гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, определяющей размеры и порядок уплаты государственной пошлины, уплата государственной пошлины за вышеперечисленные действия не предусмотрена. Разъяснение вопроса уплаты государственной пошлины за осуществление кадастрового учета недвижимости содержится также в письме Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-03/19 <78>.
--------------------------------
<77> Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
<78> См.: Афонина А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (постатейный) .
Кроме того, Законом о ГКН (ч. 8 ст. 47) определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ним указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. С учетом изложенного, по мнению А.В. Афониной, с 01.03.2008 за осуществление кадастрового учета недвижимости государственная пошлина уплачиваться не должна. Н.С. Долганова, В.А. Зюзин, А.Н. Королев, А.А. Назимова считают, что размер государственной пошлины, установленный в гл. 25.3 НК РФ (части второй), должен уплачиваться только за постановку на учет объекта недвижимости.
Учет изменения объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются без уплаты государственной пошлины (статья 19 Закона о ГКН).
Отдельная статья 20 Закона о ГКН перечисляет круг лиц, которые имеют право на обращение с заявлениями о кадастровом учете. Таковыми, как правило, являются собственники объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Например, от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) действует представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.
Кроме собственников самих объектов недвижимости в зависимости от вида кадастрового учета заявителями также могут быть:
любые иные лица - при постановке на учет объектов недвижимости;
лица, обладающие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - при учете изменений объектов недвижимости и при учете адреса его правообладателя.
В редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <79> с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
--------------------------------
<79> Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3582.
Статья 21 Закона о ГКН также определяет, что заявители могут обращаться в орган кадастрового учета для его проведения лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о ГКН.
В статье 21 Закона о ГКН определен порядок подачи заявления <80>, определена его форма, установлены требования к его оформлению.
--------------------------------
<80> При использовании электронной цифровой подписи следует руководствоваться ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Приказом Минэкономразвития России от 26.06.2007 N 212 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок" <81> установлен Перечень документов, представляемых гражданином для удостоверения своей личности.
--------------------------------
<81> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 37.
С заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, например, следующие документы:
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины (при постановке на учет объекта недвижимости);
межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке;
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Четкий, закрытый перечень необходимых документов, которые должны предоставляться для осуществления кадастрового учета земельных участков, регламентирован положением, согласно которому орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя предоставления документов, не установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 ст. 21 Закона о ГКН).
Верность копии документа должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке <82>. При этом представление такой копии не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю или его представителю при выдаче расписки.
--------------------------------
<82> В соответствии со ст. 77 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (ред. от 30.12.2008) нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам РФ.
Постановка на учет земельного участка, учет изменений земельного участка (в том числе ранее учтенного земельного участка, в сведениях о местоположении границы которого была выявлена ошибка) осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета соответственно решения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка (об учете изменений земельного участка) и решения об уточнении местоположения границы ранее учтенного земельного участка. В случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета орган кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку документ, подтверждающий принятие решения, - кадастровый паспорт объекта недвижимости или кадастровую выписку об объекте недвижимости.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом о ГКН.
Допускается направление по почте указанных документов по истечении 30 рабочих дней, если заявители или их представители в установленный срок не явились за получением кадастровых паспортов и кадастровых выписок либо в заявлении о кадастровом учете содержалась просьба направить указанные документы по почте.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, статьей 24 Закона о ГКН и другими актами предусмотрены особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В отдельной статье Закона о ГКН содержатся особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости.
В частности, кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
По Федеральному закону от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены федеральным законом.
Орган кадастрового учета может принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если, например:
одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
По Приказу Минюста России от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (см. NEW Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2010 N 16771)) (далее по тексту - Порядок) сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, а также устанавливаются возможные причины возникновения таких обстоятельств.
Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение.
Закон о ГКН устанавливает обязательные требования к содержанию решения о приостановлении. Такое решение должно содержать рекомендации по устранению данных причин, указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
В пункте 36 Порядка и в Законе о ГКН предусмотрены сроки принятия решения о приостановлении. Оно принимается в срок не более чем 20 рабочих дней со дня регистрации заявления или документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе). Решение о приостановлении выдается соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку. Возможно направление такого решения посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного срока. В соответствии с Порядком орган кадастрового учета вправе по собственному усмотрению выбрать способ уведомления заявителя.
Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном Законом о ГКН порядке.
Максимальный срок приостановления, установленный Законом о ГКН, составляет 3 месяца. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 27 Закона о ГКН, Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ, другие нормативные правовые акты регулируют возможность принятия органом кадастрового учета отказа в осуществлении кадастрового учета, если например:
заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о ГКН;
объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок);
с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Наряду с общими для всех объектов недвижимости в отдельном пункте 3 ст. 27 Закона о ГКН предусмотрены основания для принятия решения об отказе в постановке на учет земельного участка, если:
размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;
размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;
доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;
одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета возможно в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
В связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета также принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если:
в результате кадастрового учета площадь земельного участка будет больше площади, указанной в государственном кадастре недвижимости в отношении этого земельного участка, на более чем предельный минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством, или на более чем 10%, если размер не установлен;
при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о ГКН порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа, указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято ввиду несоответствия по форме либо содержанию (не соответствуют требованиям Закона о ГКН заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы), оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято в установленные Законом о ГКН сроки (часть 1 статьи 17).
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).
Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного Законом о ГКН срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.
При принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета из-за несоответствия по форме либо содержанию представленных документов одновременно с таким решением должен быть возвращен документ, представленный с соответствующим заявлением и подтверждающий уплату государственной пошлины за кадастровый учет, для возможности повторного обращения с заявлением о кадастровом учете соответствующего объекта недвижимости. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Порядком ведения государственного кадастра недвижимости предусмотрен не только отказ в осуществлении кадастрового учета, но и отказ во внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости регулируется Законом о ГКН и другими нормативными правовыми актами, принятыми в 2008 году.
Ошибками в государственном кадастре недвижимости признаются:
техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
кадастровая ошибка - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
При обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления технической (кадастровой) ошибки.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Срок исправления технической ошибки в сведениях - не более чем 5 рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета или поступления в орган кадастрового учета соответствующего заявления или указанного решения суда.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Для исправления кадастровой ошибки необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости и документы, содержащие сведения в объеме, необходимом для внесения данных исправлений.
Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической или кадастровой ошибки в сведениях представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.
Как следует из Закона о ГКН, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого договора подряда на выполнение кадастровых работ, а также на основании определения суда. Другими словами, Закон о ГКН вводит новую категорию должностных лиц (субъектов кадастровых отношений), которые могут заниматься кадастровой деятельностью. Определяющим является наличие у них квалификации кадастрового инженера. Указанное управомоченное лицо вправе осуществлять в отношении недвижимого имущества определенные работы. В результате их проведения обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. Эти работы названы в Законе кадастровыми работами.
В целях обеспечения высокого профессионального уровня и качества работ по формированию объектов кадастрового учета, обеспечения ответственности за осуществляемую деятельность, а также контроля в сфере формирования объектов кадастрового учета Федеральным законом предусматривается возможность создания саморегулируемых организаций.
Кадастровая деятельность представляет собой выполнение кадастровым инженером кадастровых работ, по результатам которых готовятся документы, содержащие необходимые для кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (п. 4 ст. 1 Закона о ГКН). Деятельность кадастрового инженера подлежит достаточно строгому контролю со стороны государственных органов, которые осуществляют прием квалификационного экзамена, выдачу и аннулирование квалификационного аттестата, ведение реестра кадастровых инженеров и т.д.
Правообладателю для учета и регистрации земельного участка и расположенных на нем объектов капитального строительства необходимо заказать кадастровому инженеру и в территориальный орган кадастрового учета проведение соответствующих работ.
Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
Результатом кадастровых работ являются следующие документы:
1) межевой план;
2) технический план;
3) акт обследования.
Как следует из Закона о ГКН и других нормативных правовых актов, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. И кадастровый план, и кадастровая выписка содержат сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости.
Составление межевого плана основано на нормах Закона о ГКН, Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с Требованиями к подготовке межевого плана), писем Минэкономразвития России от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках"; от 26.12.2008 N 20581-ИМ/Д23 "О переходном периоде применения Приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412". Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с Законом о ГКН (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии документов границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Эта новелла, по мнению В. Лапач и Т. Ткаченко, бесспорно, позволит более эффективно уточнять границы земельных участков по фактическому землепользованию, однако необходимо отметить, что доказательственное значение приобретает не только факт наличия вынесенных на местность границ, закрепленных при помощи природных объектов или же объектов искусственного происхождения, но и достаточно длительный срок (15 и более лет) существования таких границ на местности. В этом случае, отмечает А.В. Афонина, "необходимо доказать, что заинтересованное лицо 15 лет владело участком в каких-то границах (забор, живая изгородь, канава, овраг и т.д.), которые воспринимаются в качестве ограничителя "вашего" от "не вашего". Результат - приобретательская давность (по аналогии со ст. 234 ГК РФ) или отстаивание своих прав на владение".
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям к земельным участкам.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Настоящее требование направлено на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка. При этом Закон о ГКН более подробно регламентирует сам процесс согласования местоположения границ земельных участков (ст. 39).
Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности;
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования;
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование проводится также в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечиваются подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, определение местоположения границы одного из указанных земельных участков, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
От имени указанных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также:
представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, уполномоченный решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц);
представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, уполномоченный решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
Закон о ГКН предоставляет заказчику право выбирать, будет ли произведено согласование местоположения границ с установлением границ земельных участков на местности либо без него.
Но при этом у заинтересованного лица есть такое право - потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. При наличии указанного заявления от заинтересованного лица такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.
Закон о ГКН содержит исключение, когда согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц, например, в случае, если: земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и др. (п. 6 ст. 39).
Кадастровому инженеру предоставлено право выбирать самостоятельно форму согласования местоположения границ посредством:
проведения собрания заинтересованных лиц;
согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
По Закону о ГКН и Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ не позднее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания вручается данным лицам или их представителям под расписку либо направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями.
Допускается опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ в случае, если:
в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Закон о ГКН устанавливает определенный порядок действий лиц, интересы которых затронуты уточнением границ смежного земельного участка и которые должны выразить свое мнение в отношении согласования местоположения границ земельного участка.
Они могут либо подписать акт согласования, либо представить свои возражения в письменной форме с их обоснованием, либо никаким образом не отреагировать на предложение согласования (при условии, что они являются надлежащим образом уведомленными о факте указанного согласования). Правовые последствия указанных действий различны.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Местоположение границ земельных участков считается согласованным, если надлежащим образом извещенное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием. Данный факт фиксируется в акте согласования местоположения границ.
К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Законом о ГКН порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке, в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, установленными ст. 22 ГПК РФ.
Закон о ГКН закрепляет правило, согласно которому внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка, образованного в результате преобразования, а также при учете части земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо соответствующего ограничения (обременения) вещного права на него. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка либо по истечении одного года со дня завершения учета его части не осуществлена государственная регистрация соответствующих прав, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В статье 44 Закона о ГКН излагаются правомочия лиц, осуществляющих кадастровую деятельность в переходный период. До 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу Закона о ГКН правом выполнения работ по территориальному землеустройству.
Закон о ГКН предусматривает ряд переходных положений. Так, государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о ГКН или в переходный период его применения, признается юридически действительным. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о ГКН в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. Настоящая норма устанавливает равноценность документов, выдаваемых в результате кадастрового учета, и документов, полученных до вступления в законную силу Закона о ГКН. Определяющей в данном случае является цель, для реализации которой они были получены - осуществление соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В Законе о ГКН содержится специальная норма о ранее учтенных земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, зданий, сооружений, помещений или объектов незавершенного строительства, но не содержащих сведений в государственном кадастре недвижимости.
В данном случае отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
В Законе определены существенные условия, при отсутствии которых кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если:
1) отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка;
2) одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
Орган кадастрового учета в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса, вправе принять решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта и направить заинтересованному лицу указанное решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке.
В решении в обязательном порядке указываются:
основания для его принятия;
выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств;
рекомендации по устранению этих причин.
Решение об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта может быть обжаловано в судебном порядке.
По общему правилу предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года. Другими словами, Закон о ГКН предусматривает возможность государственного регулирования ценообразования в данной сфере (п. 3 ст. 47).
Настоящая норма в Законе о ГКН имеет особую актуальность в период законодательного закрепления "упрощения оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Помимо этого обязательным приложением к представляемому в соответствии с законом документу с 1 марта 2008 года является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка. Для получения кадастрового паспорта правообладатель должен пройти несколько этапов (длительное, сложное и дорогостоящее формирование земельного участка, проведение государственного кадастрового учета и др.).
Помимо оформления прав на земельные участки Закон о госрегистрации отдельно выделяет необходимость оформления объектов недвижимости, находящихся на них. Для этого гражданин должен представить документ, подтверждающий факт создания объекта капитального строительства на участке. Формы кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка утверждены Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В качестве документа, содержащего описание участка лесного фонда, признаются план участка лесного фонда, а также иной документ, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда.
Порядок предоставления по запросам заинтересованных лиц сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, содержится в следующих нормативных правовых актах: Законе о ГКН, Федеральном законе от 13.05.2008 N 66-ФЗ, Постановлениях Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" <83>, от 14.09.2009 N 732 "О предельном максимальном размере платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации, выписки о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения" <84>; Приказах Минюста России от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" <85>; от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" <86>; Приказе Минэкономразвития России от 13.07.2006 N 186 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги "Предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра" <87> и др.
--------------------------------
<83> Собрание законодательства РФ. 2008. N 6. Ст. 508.
<84> Собрание законодательства РФ. 2009. N 38. Ст. 4485.
<85> Российская газета. 02.04.2008.
<86> Российская газета. 22.02.2008.
<87> Российская газета. 20.09.2006.
Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц. За предоставление кадастровых сведений уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Сведения предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) кадастровой справки, представляющей собой систематизированный свод кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанной в соответствующем запросе территории, или их отдельных видах.
В Законе о ГКН определены сроки предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса: сведения в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок - в срок не более 15 или 30 рабочих дней; иные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения - в срок, не превышающий 10 рабочих дней.
Основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений являются отсутствие в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, а также если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом.
Срок для подготовки отказа в предоставлении информации либо уведомления об отсутствии запрошенных сведений - 5 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке. За предоставление кадастровых сведений уплачивается государственная пошлина. Положения Закона о ГКН по взиманию госпошлины за предоставление кадастровых сведений будут действовать по окончании переходного периода с 01.01.2010 <88>. Создание в Российской Федерации единой системы регистрации прав и кадастрового учета направлено на решение указанных задач за счет интеграции соответствующих информационных систем и объединения данных об объектах недвижимости, унификации процедур оказания учетно-регистрационных услуг, а также иных мероприятий организационного, технологического и правового характера.
--------------------------------
<88> Письмо Роснедвижимости от 26 августа 2008 г. N ВК/3746 "О рассмотрении обращения" // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2008. N 5.
Поэтому конечный срок для установления порядка создания этой системы установлен заранее - за 6 месяцев до 1 января 2012 г. Именно эта дата определена законодателем для вступления в силу норм комментируемого Закона о том, что государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях" <89>.
--------------------------------
<89> Афонина А.В., Ефремова О.Н., Кутафьева А.Н. Постатейный комментарий к новому Закону "О государственном кадастре недвижимости". 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.