![]() Леонардо да Винчи. Проект храма. Ок. 1490 г. Рисунок пером |
С 1 января 2013 года начала действовать часть 2.2 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон кадастре), регулирующая отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
С указанной даты закончился переходный период, установленный Законом о кадастре для отношений, возникающих в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в течение которого учет объектов капитального строительства осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 577.
Закон о кадастре нормативно закрепил окончательную передачу полномочий по государственному учету объектов капитального строительства от организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации (далее – ОТИ) органу кадастрового учета. С указанной даты БТИ больше не осуществляют государственный учет объектов капитального строительства. Данные полномочия переданы филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» . Заявители могут лично обращаться с заявлениями о постановке на учет или выдаче сведений об объектах капитального строительства в Филиалы Кадастровой палаты.
О том, чем теперь занимаются БТИ см. статью Где теперь брать «планы БТИ»
Нововведения позволили объединить в единый реестр и объекты капитального строительства, и земельные участки, на которых они расположены, с возможностью «привязки» объектов капитального строительства к земельным участкам путем определения координат характерных точек контура объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре все объекты недвижимости, технический учет которых был проведен ОТИ до 1 апреля 2012 года или права на которые зарегистрированы и не прекращены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются ранее учтенными.
С целью наполнения государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) сведениями о ранее учтенных объектах капитального строительства, осуществлено внесение в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, находящихся в архивах ОТИ.
Сведения ГКН являются общедоступными и предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
Предоставление сведений, внесенных в ГКН, осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона о кадастре, по запросу:
· через интернет-портал Росреестра ( portal.rosreestr.ru);
· почтовым отправлением;
· при личном обращении.
Общедоступные сведения об объектах учета, внесенные в ГКН, предоставляются по запросам любых лиц в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте учета внесены в ГКН;
2) кадастрового паспорта объекта учета;
3) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Форма запроса, требования к составу сведений такого запроса, порядок направления таких запросов в органы кадастрового учета, а также перечень документов, прилагаемых к запросу, и способы их представления в орган кадастрового учета утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости».
Внесенные в ГКН сведения об объектах капитального строительства предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней.
Размер платы, порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН, установлены приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 № 343. При этом оплата за предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде электронного документа значительно ниже, чем за аналогичные бумажные документы.
В настоящее время важным моментом является наполнение ГКН за счет документов, представленных заявителями на кадастровый учет. Документом, необходимым для осуществления кадастрового учета, является технический план объекта недвижимости.
Технический план представляет собой документ, в котором указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет указанных объектов недвижимости либо для учета изменений такого объекта недвижимости.
Формы технических планов и требования к их подготовке утверждены соответствующими приказами Минэкономразвития России.
Кадастровая деятельность с 1 января 2013 года в отношении указанных объектов осуществляется кадастровыми инженерами. При этом до 01.01.2014 кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять ОТИ.
Это существенно расширяет круг лиц, имеющих право на подготовку необходимых документов для последующего кадастрового учета объектов капитального строительства, ускорит и упростит эту процедуру для граждан. Также делает услугу более доступной и усилит конкуренцию в указанной сфере, которая позволит усовершенствовать государственные услуги, оказываемые организациям и гражданам.
Заявитель сам принимает решение, куда обращаться за подготовкой технического плана или акта обследования: либо в аккредитованные организации технической инвентаризации, либо к кадастровому инженеру, имеющему квалификационный аттестат.
Заявления и документы для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости могут быть представлены заявителями как в бумажном виде при личном обращении, так и в форме электронных документов с использованием сетей общего пользования.
Формы заявлений о государственном кадастровом учете утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529 .
В соответствии с Законом о кадастре постановка на учет, учет изменений или снятие с учета ОКС осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления, а учет адреса правообладателя и предоставление сведений об ОКС - в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
Однако нововведения создали и ряд проблем.
На сегодняшний день актуальной проблемой является низкое качество подготавливаемых кадастровыми инженерами технических планов, представляемых с заявлением о государственном кадастровом учете. Данная ситуация характерна для всех организаций технической инвентаризации и кадастровых инженеров.
Основной причиной для вынесения органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета является несоответствие заявления о государственном учете или необходимых для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
Наиболее часто встречающейся является ошибка, допускаемая кадастровым инженером при формировании электронного вида технического плана (XML-файла), возникающая вследствие несоблюдения структуры XML-файла технического плана здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, утвержденной приказом Росреестра от 18.06.2012 № П/256.
С целью решения проблем, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, Управлением регулярно проводятся рабочие совещания с Филиалом и ОТИ.
технические планы межевые планы кадастровый паспорт кадастровый паспорт земельного участка
Жилищное право, 1990–2013.