Одним из видов прав на земельные
участки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ),
является право безвозмездного срочного пользования. Право безвозмездного
срочного пользования земельными участками является обязательственным правом.
Гражданское
законодательство дает определение понятия договора безвозмездного пользования (договора
ссуды). Так, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна
сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное
временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется
вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом
нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1 статьи 689
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
Таким образом, по договору
безвозмездного срочного пользования земельным участком (договору ссуды
земельного участка) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает
земельный участок или его часть в безвозмездное пользование на определенный срок
другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть земельный
участок или его часть.
Ссудополучатели (землепользователи)
- лица, пользующиеся земельными участками на праве безвозмездного срочного
пользования, обязаны:
использовать земельные
участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или
иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не
должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному
объекту;
сохранять межевые,
геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных
участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по
охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том
числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к
использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных
участков предусмотрены договорами;
соблюдать при использовании
земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных,
экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил,
нормативов;
не допускать загрязнение,
захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях
соответствующих категорий;
выполнять иные требования,
предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Особенности договора
безвозмездного срочного пользования земельным участком:
безвозмездность
(отношения сторон являются безвозмездными);
предметом договора
является земельный участок или часть земельного участка, сведения о
которых внесены в государственный кадастр недвижимости
(индивидуально-определенная непотребляемая вещь);
срочность (пользование
земельным участком ограничено во времени);
по истечении указанного
времени (срока) земельный участок должен быть возвращен.
Безвозмездный характер
землепользования является отличительной чертой данного договора.
В договоре безвозмездного
срочного пользования земельным участком должны быть указаны данные, позволяющие
определенно установить земельный участок или его часть, подлежащий передаче
ссудополучателю в качестве объекта пользования. Земельный участок, подлежащий
передаче по договору, определяется путем указания его кадастрового номера
(учетного номера части земельного участка), категории земель, вида разрешенного
использования, местоположения (адреса), площади. При отсутствии этих данных в
договоре условие о земельном участке или его части, подлежащем передаче в
пользование, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не
считается заключенным.
Договор безвозмездного
срочного пользования земельным участком, как и договор аренды земельного
участка, устанавливает обязательственные права на земельные участки, что
обусловливает у них ряд принципиально сходных черт. Во-первых, в обоих договорах
земельный участок передается в пользование, только в одном случае - возмездное,
а в другом - безвозмездное. Во-вторых, при регулировании договора безвозмездного
пользования законодатель использует ряд отсылочных норм к главе ГК РФ об аренде
(так, пункт 2 статьи 689 ГК РФ содержит отсылки к пяти статьям главы 34 "Аренда"
ГК РФ). Принципиальным отличием является то, что земельный участок или его часть
при аренде передается не только в пользование, но и во владение, что позволяет
арендатору пользоваться комплексом мер по владельческой защите принадлежащего
ему права аренды земельного участка, чего лишен ссудополучатель. А также в
отличие от арендатора, который вправе с согласия арендодателя сдавать
арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и
обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять
арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные
права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных
товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив,
ссудополучатель не вправе распоряжаться земельным участком.
Таким образом, отношения,
возникающие из договора безвозмездного срочного пользования земельным участком,
регулируются ЗК РФ, главой 36 ГК РФ ("Безвозмездное пользование"), а также
отдельными нормами главы 34 ГК РФ ("Аренда").
Статья 24 ЗК РФ определяет
исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков в безвозмездное
срочное пользование:
1) из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами
государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими
правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их
компетенции, государственным и муниципальным учреждениям, казенным
предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской
Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам
государственной власти и органам местного самоуправления, для целей, не
связанных со строительством на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в
собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим
лицам на основании договора;
3) из земель организаций
отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного
хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в
сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и
национальных парков, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами
государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими
правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их
компетенции, религиозным организациям с предварительным согласованием мест
размещения объектов для строительства зданий, строений, сооружений
религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих
зданий, строений, сооружений и религиозным организациям, имеющим на праве
безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и
благотворительного назначения, на срок безвозмездного пользования этими
зданиями, строениями, сооружениями;
5) из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами
государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими
правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их
компетенции, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный
контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за
счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской
Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в
соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд», на срок строительства объекта
недвижимости;
6) из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами
государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими
правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их
компетенции, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных
федеральным законом;
7) лесных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и
юридическим лицам.
Таким образом, земельные
участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, из земель,
находящихся в частной собственности, а также из земель организаций.
Перечень случаев, когда
земельные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование,
является исчерпывающим и не может толковаться расширительно, так как изложенные
правила представляют собой строго ограниченный круг исключений из общего
принципа платности использования земли, установленного ЗК РФ.
Кроме того, земли
промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 ЗК
РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для
сельскохозяйственного производства и иного использования (пункт 6 статьи 87 ЗК
РФ). Исполнительные органы государственной власти, обладающие правом
предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать
отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и
безопасности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам
для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного
использования (пункт 5 статьи 93 ЗК РФ). Такой порядок установлен Постановлением
Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных
земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в
аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для
сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".
Для строительства в безвозмездное
срочное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) из земель, находящихся в
собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на
основании договора;
2) из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами
государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом
предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции,
религиозным организациям с предварительным согласованием мест размещения
объектов для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и
благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений,
сооружений;
3) из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами
государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом
предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции,
лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на
строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств
федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств
местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным
законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», на
срок строительства объекта недвижимости. Вышеуказанный Федеральный закон
утрачивает силу с 01.01.2014. С 01.01.2014 вступает в силу Федеральный закон от
05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами
государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом
предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции,
жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным
законом.
Предоставление земельного
участка в безвозмездное срочное пользование религиозной организации для
строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного
назначения с предварительным согласованием места размещения объекта
осуществляется в следующем порядке:
1) религиозная организация,
заинтересованная в предоставлении земельного участка для строительства,
обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных
участков в пределах их компетенции, непосредственно либо через
многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с
заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места
размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта,
предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного
участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться
технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании заявления
религиозной организации либо обращения исполнительного органа государственной
власти, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в
пределах его компетенции, орган местного самоуправления обеспечивает выбор
земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с
учетом экологических, градостроительных и иных условий использования
соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения
вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях,
предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными
органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного
участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в
необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы
расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой
карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их
выбора.
Исполнительный орган
государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом
предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции,
принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта,
утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов
выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
2) решение о предварительном
согласовании места размещения объекта является основанием установления в
соответствии с заявкой религиозной организации, заинтересованной в
предоставлении земельного участка для строительства, и за ее счет границ такого
земельного участка и его государственного кадастрового учета.
На основании акта о выборе
земельного участка для строительства, схемы расположения земельного участка на
кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и решения о
предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного
участка выполняются кадастровые работы и осуществляется постановка выбранного
земельного участка на государственный кадастровый учет;
3) после постановки выбранного
земельного участка на государственный кадастровый учет на основании заявления
религиозной организации, заинтересованной в предоставлении земельного участка
для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах их компетенции, в двухнедельный срок принимает
решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства.
Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства
соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию,
сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и
ведение государственного кадастра недвижимости (на территории Новосибирской
области – в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» по Новосибирской области), если такой документ не
представлен религиозной организацией по собственной инициативе.
Появившаяся с 01.01.2007
возможность предоставления в безвозмездное срочное пользование земельных
участков в случае заключения государственного или муниципального контракта на
строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств
федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств
местного бюджета, позволяет без проведения торгов предоставлять земельные
участки для строительства, в том числе жилищного, осуществляемого за счет
бюджетных средств. Так, по общему правилу продажа земельных участков для
жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды
земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Одним из исключений из этого правила является предоставление земельного участка
в безвозмездное срочное пользование из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или
муниципальный контракт на строительство многоквартирного дома, осуществляемое
полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта
Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа,
размещенного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.05 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд", на срок строительства многоквартирного
дома.
Под государственным или
муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального
образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Так, на
стороне заказчика работ по строительству объекта недвижимости выступает
государственный или муниципальный заказчик, представляющий соответствующее
публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование). Правом подписания (заключения)
государственного или муниципального контракта обладает только государственный
или муниципальный заказчик, в независимости от того, осуществлялись ли функции
по размещению заказа уполномоченным органом или часть таких функций
осуществлялась специализированной организацией. Цель заключения государственного
или муниципального контракта – выполнение работ по строительству объекта
недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Государственными
заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные
органы (в том числе органы государственной власти), органы управления
государственными внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования), органы местного самоуправления, казенные учреждения и
иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных
источников финансирования. Получатель бюджетных средств (получатель средств
соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный
орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного
самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие
право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени
публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если
иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации). Размещение заказа на выполнение работ по
строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального
строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков,
навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем
проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на
выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо
опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также
искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог
федерального, регионального или межмуниципального, местного значения,
осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной
форме.
С 01.12.2011 появляется
возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, жилищно-строительным кооперативам в случаях,
предусмотренных федеральным законом.
Так, Федеральным законом
"О содействии развитию жилищного строительства" предусматривается, что
Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства с даты
принятия межведомственным коллегиальным органом решения о целесообразности
передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению
земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в целях,
предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного
строительства", передает органам государственной власти субъектов Российской
Федерации полномочие Российской Федерации по предоставлению земельных участков,
находящихся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное
решение межведомственного коллегиального органа, в безвозмездное срочное
пользование жилищно-строительным кооперативам, в том числе жилищно-строительным
кооперативам, создаваемым в соответствии со статьей 16.5 вышеуказанного
Федерального закона, для строительства многоквартирных домов, отнесенных к жилью
экономического класса и жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в
соответствии со статьей 16.5 вышеуказанного Федерального закона из числа
граждан, имеющих трех и более детей, для строительства многоквартирных домов,
жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства),
которые и все жилые помещения в которых соответствуют условиям отнесения жилых
помещений к жилью экономического класса.
Жилищно-строительным
кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных
Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами случаях
юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в
жилье, а также управления многоквартирным домом. Члены жилищно-строительного
кооператива своими средствами участвуют в строительстве многоквартирного дома.
Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о
градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает
на принадлежащем ему земельном участке строительство многоквартирного дома в
соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.
В соответствии со статьей
16.5 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства"
жилищно-строительные кооперативы создаются в целях обеспечения жилыми
помещениями граждан из числа лиц, которые замещают должности федеральной
государственной гражданской службы, проходят военную службу и (или) для которых
работа в федеральных государственных органах, на федеральных государственных
унитарных предприятиях, в федеральных государственных учреждениях,
государственных научных центрах и федеральных государственных образовательных
учреждениях высшего профессионального образования, государственных академиях
наук и созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им
организациях, организациях оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых
включены в сводный реестр таких организаций, является основным местом работы, а
также граждан, имеющих трех и более детей.
Такие граждане имеют право
на однократное включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены
кооператива, которому передается земельный участок в безвозмездное срочное
пользование в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию
жилищного строительства", и однократное вступление в члены такого кооператива. В
случае, если такие граждане уже являются членами жилищно-строительного
кооператива, которому земельные участки, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, предоставлены в безвозмездное срочное пользование,
не допускается включение указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть
принятыми в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного
строительства" в члены этого кооператива.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 108 утверждены перечень
отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены
жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем
граждан в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного
строительства и Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации", и основания включения указанных граждан в списки граждан,
имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов.
В случае, если кооператив
создается из числа работников государственных общеобразовательных учреждений,
находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных
общеобразовательных учреждений, государственных образовательных учреждений
высшего профессионального образования, находящихся в ведении субъекта Российской
Федерации, или муниципальных образовательных учреждений высшего
профессионального образования, государственных учреждений здравоохранения,
находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных
учреждений здравоохранения, государственных учреждений культуры, находящихся в
ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных учреждений культуры и
(или) граждан, имеющих трех и более детей, то категории граждан из числа лиц,
для которых работа в указанных учреждениях является основным местом работы и
которые могут быть приняты в члены кооператива, и основания включения указанных
граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих
право быть принятыми в члены такого кооператива, устанавливаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разновидностью
безвозмездного срочного пользования земельным участком является пользование
служебным земельным наделом. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное
срочное пользование гражданам - работникам организаций отдельных отраслей
экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной
промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего
хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков.
Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение
служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время
установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению
соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и
работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы
по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с
указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы),
подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении
работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным
договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором
(статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок
предоставления земельных участков гражданам в виде служебного надела
регулируются кроме ЗК РФ и нормативными актами федеральных органов
исполнительной власти. Так, согласно пункту 19 Положения о порядке использования
земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода
железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской
Федерации от 15 мая 1999 N 26Ц, железные дороги предоставляют отдельным
категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для
сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации. Согласно Положению о государственных природных
заповедниках в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства
РСФСР от 18 декабря 1991 N 48, на некоторых участках заповедника в порядке,
определенном в Положении о конкретном государственном заповеднике могут быть
разрешены предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию,
но проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и
сенокосов).
Однако пункт 2 статьи 24
ЗК РФ, разрешающий организациям отдельных отраслей экономики, в том числе
организациям транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организациям,
осуществляющим деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственным
природным заповедникам и национальным паркам, предоставлять земельные участки
своим работникам в безвозмездное срочное пользование в качестве служебного
надела, является типичным примером межотраслевой коллизии (противоречия норм ЗК
РФ и ГК РФ). Данные организации – юридические лица, как правило, созданы в
организационно-правовой форме учреждений и земельные участки принадлежат им не
на праве собственности, а на праве постоянного (бессрочного) пользования. При
этом право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику
и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (пункт 1 статьи 690
ГК РФ). Даже если считать ЗК РФ специальным законом, то пункт 4 статьи 20 ЗК РФ
в императивной форме запрещает юридическим лицам, обладающим земельными
участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, распоряжаться этими
земельными участками. На основании вышеизложенного полагаем, что служебные
наделы могут предоставляться организациями своим работникам из земель,
находящихся у них на праве собственности или праве аренды.
Из земель, находящихся в
частной собственности граждан или юридических лиц, земельные участки могут
предоставляться в безвозмездное срочное пользование иным гражданам или
юридическим лицам на основании договора. Срок договора безвозмездного срочного
пользования земельным участком в данном случае законодателем императивно не
определен. Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком
заключается на срок, определенный договором. Если срок безвозмездного срочного
пользования земельным участком в договоре не определен, договор безвозмездного
срочного пользования земельным участком считается заключенным на неопределенный
срок. При этом следует иметь в виду, что коммерческая организация не вправе
передавать земельный участок в безвозмездное срочное пользование лицу,
являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов
управления или контроля.
На основании
вышеизложенного существует три основания возникновения права безвозмездного
срочного пользования земельным участком: гражданско-правовой договор
безвозмездного срочного пользования земельным участком; решение
(административный акт) органа местного самоуправления или исполнительного органа
государственной власти о предоставлении земельного участка в безвозмездное
срочное пользование; решение организации, в которой работник осуществляет
трудовую деятельность, о предоставлении служебного земельного надела на
основании заявления работника.
Согласно пункту 4 статьи
14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан" после государственной регистрации садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения на срок до утверждения
проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения
данного проекта в натуру такому объединению земельный участок бесплатно
предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения
проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения
данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного
некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в
совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением
земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения.
Очевидно, что земельный
участок может быть предоставлен бесплатно на определенный срок только на праве
безвозмездного срочного пользования в соответствии со статьей 24 ЗК РФ. Вместе с
тем, что ЗК РФ возможность предоставления земельных участков садоводческим,
огородническим и дачным некоммерческим объединениям на праве безвозмездного
срочного пользования не предусмотрена.
Вместе с тем пункт 19
статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" говорит о возможности предоставления земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное
срочное пользование некоммерческим объединениям.
Таким образом, из смысла
положений статьи 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и
дачных некоммерческих объединениях граждан" и пункта 19 статьи 3 Федерального
закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует,
что первоначальное бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, садоводческому, огородническому
и дачному некоммерческому объединению после государственной регистрации такого
объединения и до утверждения проекта организации и застройки территории такого
объединения и вынесения данного проекта в натуру в безвозмездное срочное
пользование возможно.
Предоставление земельного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
садоводческому или дачному некоммерческому объединению для садоводства или
дачного строительства осуществляется с предварительным согласованием места
размещения объекта в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и
принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении
земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного
кадастрового учета;
3) принятие решения о
предоставлении земельного участка для садоводства или дачного строительства
в безвозмездное срочное пользование;
4) заключение договора
безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Вместе с тем порядок
предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и
дачного хозяйства нуждается в уточнении.
Право безвозмездного срочного
пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего
земельный участок, или по соглашению сторон:
1) по истечении срока, на
который земельный участок был предоставлен;
2) при отказе
землепользователя (лица, владеющего земельным участком на праве
безвозмездного срочного пользования) от принадлежащего ему права на
земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53
ЗК РФ;
3) по решению суда о
прекращении права безвозмездного срочного пользования на земельный участок в
случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ.
По общему правилу право на
служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в
связи с которыми служебный надел был предоставлен. Однако право на служебный
надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе
его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. А также право на служебный
надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на
действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь
срок прохождения службы;
2) работника, поступившего на
учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
3) работника, погибшего в
связи с исполнением служебных обязанностей.
Право на служебный надел
сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника
пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
Прекращение права на
служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный
надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией,
предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот
служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока,
необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
Договоры безвозмездного
срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год,
и на неопределенный срок не подлежат государственной регистрации. Договоры
безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок год
и более подлежат государственной регистрации.