АВЕНЮ


Главная "Авеню" >> Электронная библиотека

РИЭЛТОР:  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

1. Субъекты гражданских правоотношений       

1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина. Документы, удостоверяющие личность гражданина
1.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
1.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права

2. Объекты гражданских правоотношений

2.1. Понятие и виды объектов гражданских прав
2.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости
2.3. Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый учет земельных участков и технический учет (техническая инвентаризация) объектов)
2.4. Правовой режим объектов незавершенного строительства

3. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

3.1. Понятие, виды и формы сделок
3.2  Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации
3.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок
3.4. Правовые последствия признания недействительности сделок
3.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность

4. Право собственности и иные вещные права

4.1. Понятие, признаки и виды вещных прав
4.2. Понятие и содержание права собственности
4.3. Способы приобретения права собственности
4.4. Основания прекращения права собственности
4.5. Понятие "правовая природа" и виды ограниченных вещных прав
4.6. Общая собственность. Понятие, основания возникновения и виды общей собственности
4.7. Право общей совместной собственности супругов. Законный и договорный режим имущества супругов

5. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

5.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств
5.2. Понятие договора. Классификация договоров
5.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров
5.4. Договор продажи недвижимости: особенности правового регулирования
5.5. Договор мены недвижимого имущества: содержание, форма. Мена жилых помещений
5.6. Договор ренты и договор пожизненного содержания с иждивением
5.7. Договор дарения: понятие и основные элементы ограничения и запрещение дарения. Договор пожертвования недвижимого имущества
5.8. Договор аренды недвижимого имущества
5.9. Понятие и основания возникновения ипотеки, ее правовое регулирование
5.10. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

6. Правовое регулирование земельных отношений

6.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав
6.2. Часть земельного участка как объект имущественных прав
6.3. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности
6.4. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование
6.5. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
6.6  Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации
6.7. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации
6.8. Признание ранее возникших прав на земельные участки
6.9. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения
СДЕЛКИ. Альбом схем.

7. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей

8. Оценка недвижимости


1.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права авеню,av-ue.ru. Профессия - риэлтор.

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> РИЭЛТОР:  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
                                                                      >> РЕГИСТРАТОР ПРАВ:  ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ

1.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Как известно, действующее гражданское законодательство исходит из принципа множественности субъектов, имеющих статус "государства". К ним п. 1 ст. 124 ГК РФ отнесены Российская Федерация и ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (составляющие вместе с муниципальными образованиями категорию публично-правовых образований). Каждый из этих публично-правовых субъектов является самостоятельным собственником своего имущества (п. 2 ст. 212, ст. 214 и 215 ГК РФ), в связи с чем, в частности, исключается и его имущественная ответственность по обязательствам других публично-правовых образований (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). Данное положение предопределяет как необходимость участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, так и выступление в них на равных началах с другими, частными собственниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), являющимися обычными субъектами гражданского права. Указанное равенство также составляет один из основополагающих частноправовых принципов, определяющих гражданско-правовой статус государства и других публично-правовых образований (субъектов) в российском правопорядке.

Вместе с тем участие Российской Федерации в гражданском обороте характеризуется определенной спецификой, которая проявляется в следующем:

- объем правоспособности определяется самим государством посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов;

- наличии иммунитетов;

- праве собственности на природные ресурсы (земли лесного фонда, водные объекты, недра и др.), а также на объекты, изъятые из гражданского оборота, такие как ракеты, иное оружие, кроме легкого стрелкового и охотничьего;

- исключительном праве эмиссии национальной валюты;

- особом правовом режиме государственной казны и государственного бюджета.

Поскольку собственниками соответствующего имущества и, следовательно, субъектами гражданских правоотношений законом признаются именно публично-правовые образования - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как целое, возникает вопрос: кто вправе выступать от их имени в имущественном (гражданском) обороте? Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени этих субъектов в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) права, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства (Законом о правительстве, положениями о конкретных министерствах и ведомствах и т.п.) <*>.

--------------------------------

<*> Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 116.

 

Так, в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ <*> "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. ФКЗ от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ, от 03.11.2004 N 6-ФКЗ) к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики отнесено осуществление управления федеральной собственностью (ст. 14). Программы приватизации федеральной государственной собственности принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28). В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" <**> указанному агентству переданы права по осуществлению полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований; защита имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом; осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

<**> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1492.

 

От имени субъектов Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется конституциями республик в составе РФ или уставами края, области, другого субъекта РФ.

От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется уставом соответствующего муниципального образования.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по обязательствам публично-правовых образований. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Например, государство принимает на себя субсидиарную ответственность по долгам учреждений и казенных предприятий. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ.







Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker









Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ